Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реставрация лабиринта в Нижнем парке Петергофа



2015-12-08 1117 Обсуждений (0)
Реставрация лабиринта в Нижнем парке Петергофа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ЦВЕТ

С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излу­чающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом прин­ципе основано наше восприятие цвета. Различные цвета предметов мы видим потому, что они (или их поверхности) часть света поглощают, а часть отражают. Цвет определя­ется длиной волны светового спектра в отраженном луче.

Все цвета разделяются на ахрома­тические и хроматические.

Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характе­ризуются лишь светлотой, или ощу­щением яркости, которая определяет­ся в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).

Хроматические цвета (цвета спект­ра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они харак­теризуются следующими свойствами:

Цветовой тон — основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной дли­ны волны, можно получить с по­мощью разложения сложного цвета призмой. Исаак Ньютон первый науч­но объяснил природу цвета и закономерности их сочетании при распо­ложении в круге. Он различал в спектре 7 градаций по аналогии с 7 ступенями музыкальной октавы: фиолетовый (400—430 ммк), синий (430—470), голубой (470—500), зеленый (500—570), желтый (570— 590), оранжевый (590—630), крас­ный (630—700 ммк). В скобках ука­зана длина волны для каждого тона.

Насыщенность, или сте­пень хроматичности, ха­рактеризует различия цветов в пре­делах одного тона. Наибольшей степенью . насыщенности обладают спектральные тона, для них насы­щенность принята 100%. Насыщен­ность цвета уменьшается при прибав­лении к нему белой или серой окра­ски и измеряется в процентах от насыщенности спектральных цветов.

Светлота, или яркость,— характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яр­кость). На практике светлота выра­жается коэффициентом яркости.

Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (свет-лотная) характеристика.

Определение цветовых характери­стик для каждого тона ведется с по­мощью специальных устройств — спектрофотометров, а также глазо-мерно, с помощью атласов. Послед­ним и наиболее точным является ко-лорометрический атлас АЦ-1000, разработанный на 1000 образцов во ВНИИМ им. Д. И. Менделеева.

Восприятие цвета. Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цве­та используется в медицине. По сте­пени возбуждения и характеру эмо­ционального воздействия цвета рас­положены в том же порядке, в каком они следуют в спектре. Соответст­венно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбу­ждающе, и холодные (синий, голу­бой, фиолетовый), которые дейст­вуют успокаивающе. Зеленый нахо­дится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоцио­нальная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета.

Р. Хен в своей книге «Азбука цве­тов» приводит следующие данные ре­акции человека на цвета и их сим­волики, установленные на основа­нии обобщения ряда научных наблю­дений.

Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, ве­селья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядо­витое, сернистое, жесткое (символи­ка: желтый цвет — жизнь, свет, ра­дость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);

оранжевый — теплый, празднич­ный, прелестный, полный жизни, вы­зывающий радость, сильно действу­ющий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);

красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступа­тельно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, празднич­ность) ;

фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскош­ный, служит для связи других кра­сок, при большой поверхности мо­жет оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);

синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);

зеленый — связующий, успокаи­вающий, мирный, пассивный; свет­ло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдер­жанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и крас­ным, но оттесняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска);

белый — нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными ок­расками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);

черный цвет — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: тра­ур, скорбь, серьезная торжест­венность).

Эмоциональное восприятие цвета определяет цветовые соотношения в композиции. Они строятся по правилам цветовой гармонии как конт­растные или нюансные.

Представление о контрастных со­четаниях можно получить, располо­жив последовательно в круге восемь цветов спектра (красный, оранже­вый, желтый, зеленый, голубой, си­ний, фиолетовый, пурпурный).

Цвета, лежащие на диаметраль­но противоположных концах круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пур-пурпурный).

Такие контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут со­ответственно красный и фиолето­вый.

Контрасты бывают цветовые (со­четание разных тонов при равных яркостях) и яркостные (сочетание различных яркостей, равных по цвет­ности) .

В зависимости от восприятия различают последовательный и од­новременный контрасты.

Последовательный контраст обус­ловлен инертностью зрительного процесса. Его можно наблюдать при переводе с одного цвета на другой, контрастный первому. В этом случае в сетчатке глаза возникает третий цвет, который называется цветом по­следовательного образа. Так,'напри­мер, если мы будет смотреть на пур­пурный квадрат, а потом переведем взгляд на плоскость белой стены, то перед глазами возникнет пятно, по форме близкое к квадрату, но зеле­ного цвета.

При переносе взгляда с хромати­ческого цвета на ахроматический — белый возникает цвет последователь­ного образа, близкий к дополнитель­ному, но не тождественный ему.

Эта закономерность представлена в следующей таблице.

При переносе взгляда с одного хро­матического цвета на другой происходит суммирование цвета последо­вательного образа с цветом второго тела.

Получающееся в результате это­го восприятие приведено в таб­лице.

 

Таблица 6. Сравнение цвета последовательного образа с дополнительным цветом (при переносе взгляда с хроматического тела на ахроматическое*)

 

 

    Дополни-
Цвет Цвет тельный
объекта цвет
(преды- последова- к цвету
дущего образа) образа предыду­щего образа

 

Красный Изумрудно-зе- Голубовато-зе-
  леный леный
Оранжевый Синий Голубовато-си­ний
Желтый Фиолетовый Голубой
Зеленый Пурпурно-красный Пурпурный
Синий Оранжевый Зеленовато-желтый
Фиолетовый Зеленовато-желтый Желто-зеленый
Голубовато- Оранжево- Красный
зеленый красный  

* Данные таблиц и их выводы приводятся по учебному пособию Т. Соколовой. Цветочное оформ­ление. Принципы выбора ассортимента по цвету и пропорции. М., МЛТИ, 1980.

 

Одновременный контраст возни­кает в пограничной зоне соприкасаю­щихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой зоне. Он мо­жет, как и последовательный конт­раст, быть светлотным (яркостным) и цветовым, обычно оба контраста проявляются одновременно. Одно­временный светлотный (яркостный) контраст возникает на границе раз-ноярких: а) ахроматических цветов (черный — серый, серый — белый); б) ахроматического и хроматиче­ского; в) двух хроматических цветов. Одновременный цветовой контраст возникает на границе: а) равнояр-ких хроматического и ахроматиче­ского цветов; б) если на хромати­ческом фоне (бегония грацилис крас­ная, агератум, лобелия) поместить белый рисунок (лобулярия, бегония, грацилис белая). В первом слу­чае на границе цветов ощущается каемка, а во втором случае сам ри­сунок воспринимается в цвете, конт­растном цвету фона, близком к до­полнительному цвету фона (см. табл. 8).

 

Таблица 8. Сравнение контрастного и дополнительного цветов

 

Цвет Дополни- Контра-
объекта тельный стный
излучения цвет цвет
Оранжево- Голубова- Сине-фиолето-
красный Зеленовато- то-зеленый Синий вый Голубовато-
желтый   синий
Желто-зеленый Фиолетовый Оранжево-
Зеленый Пурпурный красный Желто-
Синий Зеленовато-желтый оранжевый Желтый

Если на хроматическом фоне поме­стить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с конт­растным фону цветом и воспринима­ется уже как новый.

Данные таблиц очень важно учи­тывать при подборе растений для цветочного оформления. Так, если в ассортименте имеются сорта с вя­лым, ненасыщенным цветом, к ним необходимо подобрать такие расте­ния, которые усилили бы ощущение насыщенности. Так, бледно-красный усилит свою насыщенность рядом с зеленым, желтый — рядом с синим цветом, фиолетовый — рядом с жел­тым и т. д. Ощущение насыщен­ности можно ослабить подбором цве­товых компонентов — синий рядом с красным поголубеет, светлый фиоле­товый тон снизит сильную насы­щенность фиолетового тона.

Данные пр но дополнить дениями:

цвет на принимается четание конт ляет повысить сунков;

при сочет тов уменьш сыщенности, же цвета ра круге;

контра ше различия ности.

На воспри щенность. Т способность тупляется, (красные, о различает м ней полосе -

Днем ма ются краен чувствитель ласть сине-г лением сумер сереет» кра желтый, пото (синий цвет ся ближе к б< цвет станов!' конце дня м ко выделяютс машек, цветк метные в по

На темном пают, на бе. ся ближе.

Желтый вом как бы ность, дела~

Темно-син та зрительно ляют» предме-легкие, темны как и желты

Свойства сти» цвета зиции — есл зиции распол тона, то воз

 

Данные приведенных таблиц мож­но дополнить следующими наблю­дениями:

цвет на фоне контрастного вос­принимается более насыщенным, со­четание контрастных цветов позво­ляет повысить насыщенность ри­сунков;

при сочетании некоторых цве­тов уменьшается ощущение их на­сыщенности, и тем больше, чем бли­же цвета располагаются в цветовом круге;

контраст тем сильнее, чем боль­ше различия в светлоте и насыщен­ности.

На восприятие цвета влияет осве­щенность. Так, при ярком солнце способность различать цвета при­тупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в сред­ней полосе — больше.

Днем максимально воспринима­ются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в об­ласть сине-голубых тонов. С наступ­лением сумерек сначала «потухает и сереет» красный цвет, а затем — желтый, потом — зеленый и синий (синий цвет высветляется, становит­ся ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как яр­ко выделяются венчики белых ро­машек, цветки калины, менее за­метные в полдень.

На темном фоне синие тона отсту­пают, на белом фоне воспринимают­ся ближе.

Желтый цвет обладает свойст­вом как бы приподнимать поверх­ность, делая ее более обширной.

Темно-синий и фиолетовый цве­та зрительно уменьшают и «призем­ляют» предметы. Все светлые тона легкие, темные — тяжелые; голубой, как и желтый,— «парящие» цвета.

Свойства «легкости» или «тяже­сти» цвета надо учитывать в компо­зиции — если у основания компо­зиции располагаются темные цвета и тона, то возникает ощущение стабильности, а если у основания свет­лые, а дальше — темные, то возни­кает ощущение неустойчивости.

Гармонизация цветовых сочетаний

Создание гармоничных, эстетиче­ски полноценных цветовых сочета­ний основано на использовании рас­смотренных выше особенностей вос­приятия цвета, его эмоционального воздействия и символики.

В процессе подбора цветов учиты­вается наличие доминирующего цве­та, соотношений цветов по тональ­ности, насыщенности, яркости, а также соотношения цветовых площа­дей. Усилением цветового контраста или, наоборот, его ослаблением со­здаются композиции, характеризую­щиеся гармонией контраста или гар­монией сходства. При составлении цветовых сочетаний используют круг дополнительных и круг контрастных цветов, а в качестве измерителя ис­пользуют большой (120—180°) и малый (30—60°) интервалы круга, измеряемые в дуговых градусах.

Гармония контраста может быть: по цветовому тону, насыщенности, светлоте.

Гармония контраста по цветовому тону получается при использовании контрастных цветов одинаковой на­сыщенности и светлоты.

Цветоконтрастные сочетания ха­рактеризуются следующими величи­нами дуговых градусов: большой контраст — если между цветами кру­га 110—180°; средний контраст — 70—110°; малый контраст — ме­нее 70°.

При создании 2-тоновой цвето-контрастной композиции наиболее испытанным приемом является ис­пользование большого контраста. При создании 3-тоновой цветоконт-растной композиции используют так называемые триады, или сочетание трех цветов, расположенных через равные интервалы цветового круга (через 120°), а также сочетание 3 цветов, один из которых является доминирующим, а два других явля­ются равноотстоящими от цвета, дополнительного доминирующему.

Гармония контраста по насыщен­ности создается при использовании однотонных цветов со ступенчатым изменением насыщенности и одина­ковой светлотой. Создание таких композиций из растительного мате­риала весьма затруднено. Гармо­ния контрастов по яркости (свет­лоте) создается при использовании цвета одного тона и насыщенности, но с разным отличием по светлоте.

Гармония сходства основана на плавном ступенчатом изменении цве­товых характеристик и в сильной степени связана с таким средством гармонизации, как нюанс. Гармония сходства, так же как и гармония конт­раста, различается по цветовому то­ну, насыщенности и яркости.

Примером гармонии сходства по цветовому тону являются 3- и 4-цвет-ные сочетания, расположенные в пре­делах малого интервала цветового круга.

Гармония 3-цветных сочетаний как контрастных, так и нюансных улуч­шается, если учесть следующие по­ложения:

предпочтительно использовать яркостные соотношения, тождест­венные цветовому спектру;

наиболее насыщенные цвета за­нимают площадь меньших размеров;

отчетливо выражен домини­рующий цвет.

Наиболее благоприятными сочета­ниями по светлоте являются компо­зиции равнояркие, когда светлота различных тонов одинакова, или равноконтрастные по яркости соче­тания цветов, когда интервалы ярко­сти между цветами одинаковы.

В цветниках чаще всего исполь­зуются контрастные сочетания тонов, близкие контрастам цветового круга. В решении колорита парковых пей­зажей, где преобладает зеленый цвет, учитываются в первую очередь нюан­сы сочетания древесных пород с раз­личной окраской листвы. И на их фоне вводятся акценты в виде контраст­ных по цвету крон (краснолистные, пестролистные, темнохвойные) или дающие сезонные эффекты (цвету­щие или дающие яркую окраску в осеннее время деревья и кустарни­ки), а также пятна цветников. При создании близких по цвету (нюанс­ных) сочетаний важное значение имеет яркостный контраст. Так, цве­товую композицию из большого чис­ла разнообразных сортов сирени можно построить путем нюансных сочетаний, например как постепен­ный переход от бледно-розового че­рез все усиливающиеся сиреневые тона к темным фиолетовым или пу­тем контрастных сочетаний светлых тонов с темными. В первом случае демонстрируется богатство перехо­дов цветовой гаммы, во втором — резче оттеняются цветовые достоин­ства каждого сорта.

В распоряжении паркостроителя имеется богатая палитра цветовых оттенков (около 130). В весеннее, летнее и осеннее время окраска дре­весных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее — ветвей и стволов. Вечнозеленые деревья и кустарники играют большую роль в колорите пейзажа в течение всего года. Для правильного подбора цветовой гам­мы парковых композиций необходи­мо знать динамику растений в тече­ние всего года и биологию их раз­вития. Колорит пейзажей изменяется не 4 раза в году (т. е. зимой, вес­ной, летом и осенью), а по крайней мере 9 раз, подчиняясь преобладаю­щему среди растений общему тону.

По длительности эффекта в тече­ние года парковые пейзажи по цвету можно подразделить на пейзажи с длительным постоянным эффектом и пейзажи с меняющимся эффектом. Парковые пейзажи после опадения листьев и до появления новых ха­рактеризуются длительным постоян­ным эффектом, их облик, окраска лишь несколько и на короткое время разнообразятся освещением, инеем, падающим снегом, льющимся до­ждем, туманом. Пейзажи с меняю­щимся эффектом относятся к вегета­ционному периоду, когда с течением времени происходит полная смена окраски.

1 фаза — ранняя весна (март —
начало апреля), общий колорит пар­
ка серовато-черный;

2 фаза — весна (апрель — начало
мая), преобладают пурпурные, жел­
то-зеленые тона слабой насыщен­
ности и светлоты;

фаза — конец весны (май — начало июня), растения окрашива­ются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;

фаза — начало лета (июнь — июль), преобладают насыщенные зе­леные тона;

5 фаза — конец и вторая половина
лета (июль — август) —характери­
зуется темно-зеленым колоритом;

6 фаза — осень (сентябрь — ок­
тябрь), преобладают желтые, крас­
ные тона разной насыщенности;

7 фаза — поздняя осень (но­
ябрь—декабрь), в это время наса­
ждения парка имеют серовато-бу­
рый (слабонасыщенный желтый ко­
лорит) ;

8 фаза — начало зимы (декабрь —
январь) — слабонасыщенные, сине-
фиолетовые, серые тона;

9 фаза — вторая половина зимы
(февраль — март) с темно-серым
колоритом.

Наибольшим эмоциональным воз­действием обладают 2, 3, 4 и 6-я фа­зы; 1 и 9-я — ахроматические по цве­ту.

Выделенные фазы по колориту пейзажа необходимо учитывать при проектироварии парковых объектов на северо-западе РСФСР.

 

 

Деревья и кустарники,обладая огромным разнообразием форм и красок, являются основой формиро­вания паркового пейзажа требуемой выразительности.

Подбор ассортимента растений для создания композиций является сложной задачей, поэтому возникает ост­рая необходимость в анализе их де­коративных качеств и классифика­ции по следующим признакам:

Высота древесных растений (I, II, III величины) и форма крон (ре­гулярная, иррегулярная).

Тип ветвления и цвет ветвей.

Форма стволов, структура и цвет коры.

Характер облиствения (грубая, средняя, тонкая фактура) и цвет ли­стьев.

Морфология и окраска цветков и плодов.

Сложность построения паркового пейзажа заключается не только в подборе растений, но и учете изме­нений их внешнего облика и цвета в течение года, а также возраста.

Принципы композиции и подбора пород для крупных парковых компо­зиций отличаются от принципов под­бора их в небольших садах и скверах. В малом саду особую роль приобре­тают отдельные декоративные свой­ства растений: форма и цвет листа, характер ветвления каждого дере­ва, строение и тон цветка, аромат, а в крупных парковых объектах зри­телем воспринимается величина мас­сива или группы, силуэт, цвет и т. д.

Каждое древесное растение оказы­вает на человека определенное эмо­циональное воздействие благодаря форме кроны, характеру ветвления, форме и расположению листьев, ок­раске листвы, ветвей, ствола, цве­там, плодам. При формировании группы по одному или нескольким вышеперечисленным признакам дре­весных и кустарниковых пород может получиться группа, интересная либо по окраске, либо по форме или вет­влению, либо по всем этим призна­кам одновременно.

Современное формовое и видовое богатство древесных растений пред­ставляет потенциальную возмож­ность для создания парковых пейза­жей, но процесс отбора растений для композиции является сложной зада­чей, требующей учета не только био­логических свойств растений, но и их декоративности.

Декоративность определяется эстетическими качествами габитуса растений или его внешними форма­ми, представляющими совокупность морфологических признаков. Сюда входят высота растений, форма ство­ла и ветвей, их соотношение между собой, архитектоника кроны, характер облиствения, форма и окраска листьев, цветков, плодов, сезонная декоративность и возрастная измен­чивость — словом, все те признаки, которые отличают один вид от друго­го. В декоративной дендрологии име­ется ряд фундаментальных работ (А. Колесников, Л. Рубцов, А. Ву и И. Галактионов) и справочников, систематизирующих и характери­зующих декоративные свойства ра­стений.

Для определения декоративности древесных растений по совокупности перечисленных свойств Н. Котело-вой и О. Виноградовой был разрабо­тан метод комплексной оценки по формуле

р _Р1А|+РгА23Аз+-ер" р| + р2+р3+... •

где А|, Аг...— баллы оценки декоративности каждого признака (величина, форма, фак­тура, окраска листьев; цветение — сроки; цветки — форма, окраска, запах; плоды — форма, окраска; форма ствола, фактура и цвет коры и т. д.); Р|, Рг...— переводные коэффици­енты весомости, определяющие значимость каждого признака для данного вида, при установлении которых учитываются продол­жительность и сила эмоционального воз­действия.

Коэффициенты определяют экспертным методом.

Наиболее весомым признаком яв­ляется архитектоника кроны. Она оп­ределяется по следующим показате­лям: форма — общий контур или си­луэт, структура — характер ветвле­ния, размещение скелетных ветвей и побегов II порядка, их мощь и про-сматриваемость в рисунке кроны (плотность кроны), фактура — обли-ственность, объемный рисунок кроны (размещение листьев и их располо­жение на ветвях).

Приведенный метод оценки позво­ляет вести сопоставление видов для выявления наиболее перспективных. Однако следует иметь в виду, что сте­пень перспективности того или иного вида определяется прежде всего его соответствием художественному замыслу и отведенной этому виду ком­позиционной роли.

В современном озеленении деко­ративность является главным внеш­ним признаком оценки состояния растений, их устойчивости в экстре­мальных городских условиях. «Устой­чивость древесных растений можно до известной степени определить способностью их формировать харак­терные виду, культивару и сорту де­коративные признаки и свойства. Она теснейшим образом взаимосвя­зана с декоративностью древесных растений: устойчивые виды и сорта декоративны» [27, с. 26]. Оценка ведется путем сопоставления оце­ниваемых экземпляров того или иного вида с эталоном — экземп­ляром, получившим свое разви­тие в оптимальных условиях и наи­лучшим образом проявляющим свойства своего габитуса. Чем бли­же оцениваемый экземпляр к этало­ну, тем выше его декоративность. И здесь наиболее существенным признаком оказалась также архитек­тоника кроны.

Проявления декоративности ра­стений в их внешних признаках, та­ких, как форма, силуэт, структура, фактура, цвет, являются так назы­ваемыми формально-эсте­тическими признаками.

Л. Рубцов отмечал, что характер садово-паркового ландшафта в пер­вую очередь зависит от физиономи­ческого облика растений, входящих в состав его растительных груп­пировок.

Физиономический облик растений определяется как комплексом при­сущих виду формально-эстетических признаков, так и индивидуальными особенностями того или иного эк­земпляра. Он наиболее ярко прояв­ляется там, где выражено нера­сторжимое единство внешних видо­вых свойств с условиями произраста­ния. Поэтому мы можем считать рав­ноценными, например, роскошный экземпляр сосны, выросшей в бла­гоприятных условиях, и сосну, выросшую в горах, прилепившуюся своим кривым стволом к скалам. Осо­бую физиономическую выразитель­ность имеют старые отдельно стоя­щие деревья, выросшие на свободе. Облик растений определяется не только их внешними признаками, но тем впечатлением, ассоциациями, с которыми в нашем сознании связа­но то или иное растение: «траур­ный кипарис», «печальная ива», «строгие ели», «мощные дубы», «куд­рявые березы», «скромная незабуд­ка», «гордая лилия», «пышная ро­за»... При создании садово-парко­вых пейзажей до некоторой степени нужно считаться с этими ассоциа­циями и символикой, связанной с тем или иным растением.

Большинство древесных видов не­сут свою эмоциональную нагрузку, имеют характер, часто настоль­ко выразительный, что именно он становится определяющим в форми­ровании облика пейзажей парка и создании художественного образа парка. Так, одни растения (напри­мер, сосна) воплощают в себе черты естественного леса, другие (напри­мер, липа) ассоциируются со старин­ными парками, третьи, в силу своей новизны, имеют явно экзотический характер (например, орех маньчжур­ский, каштан конский, а также крас-нолистные, золотистые и пестролист­ные формы), четвертые представ­ляются как результат творчества селекционеров (различные сорта декоративных растений). Поэтому подбор растений только по цвету и форме является недостаточным и тре­бует учета их физиономического об­лика, на основе единства которого и формируется целостный художе­ственный образ парка.

Исходя из физиономического об­лика растений, объекты ландшафт­ного искусства можно разделить на следующие группы, условно имену­емые: 1) природные, 2) парковые, 3) экзотические, 4) садовые.

Группу природных объектов обра­зуют такие, где ассортимент, группировка растений и общая структура композиции передают облик естест­венного ландшафта (лесного, гор­ного, лугового и т. д.)- Чаще всего — это образ леса. Группа парковых объ­ектов в своей основе воспроизводит образ парка, где исторически сфор­мировались свои приемы и традици­онный ассортимент. В группе экзоти­ческих объектов ведущую роль игра­ют интродуценты или виды растений разнообразных форм, т. е. растения, по своему характеру необычные для местного природного ландшафта. Группа садовых объектов включает возможность показа всего разнооб­разия творчества садоводов — бо­гатство сортов, красок и садовых форм. Каждая из этих групп имеет свое место в истории садово-парко­вого искусства и формирования его композиционных приемов.

Так, задавшись идеей формирова­ния сада как уголка естественного ландшафта, следует использовать виды, соответствующие первой груп­пе. Если же сад решается в тради­циях русских исторических парков, то здесь преимущественную роль бу­дут играть растения из второй груп­пы. В пределах этих группировок деревья и кустарники достаточно хорошо сочетаются между собой в силу их соответствия определенному физиономическому облику. Несколь­ко сложнее решать вопрос формиро­вания экзотического сада, поскольку экзоты имеют различное происхожде­ние и соответствуют характеру свое­го родного ландшафта. Будучи сое­диненными на одной площади они часто не сочетаются друг с другом по облику. В таком случае сочетания столь различных видов целесообраз­но вести по форме и архитектонике кроны, окраске листвы и т. д. Такие композиции получаются несколько напряженными, поэтому иногда для их смягчения в качестве фона в ассор­тимент вводят традиционные виды (ли­па). В группировку растений садово­го типа включают преимущественно невысокие растения. Здесь возможно введение видов из других группиро­вок, более крупных по своим разме­рам, которые позволят создать вы­сокие изолирующие «стены» фона и, если нужно, более монументально решить объемно-пространственные задачи.

Подбор растений по сходству их физиономического облика является одной из важнейших задач формиро­вания художественно полноценных парковых объектов. Это потребовало соответствующей оценки ассорти­мента. Она была проведена с по­мощью экспертов, проанализиро­вавших около 70 видов древесно-кустарниковых растений средней по­лосы. В результате был составлен список этих растений по группам. При этом отдельные виды были отне­сены к двум или даже трем группам, что говорит либо о нейтральности характера этих растений по отноше­нию к предлагаемым группировкам, обусловившим противоречия мнений экспертов (клен татарский, тополя — канадский и берлинский), либо, нао­борот, о пластичном характере их облика, позволяющем использовать их в разных группах (спиреи, шипов-ники и др.). Это обстоятельство го­ворит также о несколько условном характере предлагаемой группиров­ки, которую не следует понимать как абсолютную, относя растения толь­ко к какой-либо одной из физионо­мических групп и полностью исклю­чая возможность сочетания расте­ний, принадлежащих к разным груп­пам.

Подбор ассортимента в садово-парковом искусстве является творче­ским процессом, требующим знания, художественного чутья и мастерства, а значит, и совершенствования при­нятых правил.

Следует также учитывать, что в различных географических районах оценка будет меняться в зависимости от местных растений, экзотов, а так­же традиций паркостроения.

По степени возможного участия растений в парковых пейзажах

О. Блиновский подразделяет их на следующие группы:

ландшафтообразующие, или ведущие, сюда входят породы с наи­более ценными декоративными ка­чествами, способные при доминиро­вании придать территории опреде­ленный характер (клен остролист­ный, береза повислая, липа мелко­листная, лиственница сибирская).

сопутствующие, которые игра­ют вспомогательную роль в формиро­вании объема пейзажа (рябина обык­новенная, груша уссурийская, чере­муха обыкновенная);

красивоцветущие — близки к группе сопутствующих. На неболь­ших участках во время цветения они играют роль ведущих;

садово-декоративные деревья и кустарники, выведенные человеком и отличающиеся особыми декоратив­ными качествами. Рекомендуется ис­пользовать как акценты, отмечаю­щие входы, площадки, сооружения и пр.

Подбор растений для объектов
ландшафтного искусства — это

комплексный процесс, требующий не только их эстетической оценки, но и учета устойчивости в городских ус­ловиях и соответствия функциональ­ному назначению объекта. Так, в за­щитных насаждениях, изолирующих сад от уличного движения, следует использовать виды, не только устой­чивые против пыли и других вредных выбросов, но обладающие также вы­сокими пылезадерживающими и шу-мозащитными свойствами. Жела­тельно вводить быстрорастущие по­роды. Подпологовые кустарники должны быть теневыносливыми.

Насаждения у спортивных площа­док должны обладать высокой пы-лезащитностью, а также отвечать следующим специфическим требова­ниям: быть устойчивыми к механи­ческим повреждениям и способны­ми к регенерации, не иметь колючек и шипов. Желательно избегать де­ревьев с ажурными кронами, созда­ющими блики.

Насаждения у детских площадок, помимо их санитарно-гигиенических свойств — пылезащитности и бакте-рицидности, должны быть безопас­ными в травматическом отношении. Поэтому на детских площадках иск­лючаются растения с колючками или ломкими жесткими ветвями. Следует также избегать растений с плодами. Вместе с этим в ассортимент следует включать виды, которые были бы привлекательны, воспитывали в де­тях чувство прекрасного, интерес и любовь к природе. Здесь можно ре­комендовать различные виды клена; интересен, например, клен остролист­ный, имеющий совершенные по фор­ме листья, очень эффектные в осен­ний период. Желательно вводить ви­ды древесных и травянистых расте­ний, типичные для данной природ­ной зоны, встречающиеся в фолькло­ре, включенные в учебники по биоло­гии, отмечающие смену времен года.

В комплексе вопросов, решаемых при подборе ассортимента, В. Куче­рявым выделяются следующие прин­ципы: экологический — требует со­гласования биологии растений с ус­ловиями произрастания, биоценотический — направленный на форми­рование жизнеспособных фитоценозов, систематический — обуслов­ливает подбор деревьев и кустарни­ков по определенным таксономиче­ским рангам (является основой для закладки дендрариев и ботаниче­ских садов), декоративный—осно­вывается на эстетических свойствах растений.

 

ОСВЕЩЕННОСТЬ (СВЕТОТЕНЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ)

Освещенность в ландшафтном искусстве тесно связана с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприят­ной среды для человека и растений. В этом смысле освещенность можно рассматривать как составную часть климата, который, в свою очередь, входит в состав отмеченных раньше 5 компонентов, формирующих при­родный ландшафт.

Различные географические зоны имеют свой световой (и соответст­венно тепловой) режим, особенно­сти которого определяют характер ландшафтов этих зон. Так, рассеян­ный мягкий свет северных районов страны, где часты облачные дни и туманы, углубляет перспективы пей­зажей, смягчает яркость цветников и четкость контуров деревьев и ку­старников. В южных широтах, нао­борот, полуденное солнце резко очер­чивает предметы и их тени, усили­вает яркость красок, визуально со­кращает глубину перспективы. Осве­щенность является одним из важней­ших факторов, формирующих пла­стику объемно-пространственной парковой композиции. Характер ос­вещения непосредственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха, маршрутов движения. Визуально воспринимаемые града­ции освещенности называют свето­тенью.

Светотень выявляет объемы прост­ранственных форм, определяет цве­товое восприятие окружения, созда­ет контраст освещенных солнцем по­лян и тенистых насаждений, обра­зует орнамент мозаики теней на до­рогах, площадках и стенах зданий, ритм чередования теней в аллеях на полосах дорог. Массивы, боскеты, аллеи образуют закрытые простран­ства, тенистые участки для отдыха, привлекательность которых усили­вается контрастом открытых и полу­открытых пространств. Как отмеча­лось выше, соотношения этих прост­ранств определяются географиче­ским местоположением парка.

Художественная выразительность пейзажа в значительной степени за­висит от ориентации всей композиции. По своей яркости они не должны сильно превосходить яркость окраски древесного окружения.

 



2015-12-08 1117 Обсуждений (0)
Реставрация лабиринта в Нижнем парке Петергофа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реставрация лабиринта в Нижнем парке Петергофа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1117)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)