Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основные виды монополий



2015-12-08 623 Обсуждений (0)
Понятие и основные виды монополий 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополия:

1. Исключительное положение, в которое поставлен хозяй­ствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том. что он сосредоточивает в своих руках значительную часть про­изводства и сбыта определенного товара;

2. Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интере­сах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намеча­емых соотношением прибыли и спроса;

3. Явление, способствующее несправедливому перерасп­ределению дохода от потребителей к монополистической фир­ме за счет установления монопольных цен;

4. Исключительное право. Оно может предоставляться го­сударством одному или нескольким субъектам на осуществ­ление определенной деятельности.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «монополия».

Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных вида монополий:

1) привременной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара. В таком положении находится предпри­ятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию;

2)государственная монополия защищена от конкурен­ции с помощью юридических ограничений и в основном но­сит фискальный характер (например, государственная моно­полия на импорт или экспорт отдельных видов товаров);

3)естественная монополия — сфера экономики, эффек­тивно функционирующая только в том случае, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект (например, железнодорожные перевозки).

Формирование, функционирование и развитие на рынке определенных товаров естественных монополий происходит объективно, в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам.

Естественная монополия существует, когда эффект масш­таба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжатьвесь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов (предприятия электро-, водо- и газоснабжения, те­лефонная служба).

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) то­варов в условиях естественной монополии.

Федеральным законом регулируется деятельность субъек­тов естественных монополий в следующих сферах:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам:

· железнодорожные перевозки;

· услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

· услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

· услуги по передаче электрической энергии;

· услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в элек­троэнергетике;

· услуги по передаче тепловой энергии.

При этом не допускается сдерживание экономически оправ­данного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов ес­тественных монополий образуются федеральные органы ис­полнительной власти по регулированию естественных монопо­лий в порядке, установленном для федеральных органов ис­полнительной власти.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельнос­ти субъектов естественных монополий:

• ценовое регулирование, осуществляемое посредством оп­ределения (установления) цен (тарифов) или их предель­ного уровня;

• определениепотребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (ре­ализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан. обеспечения безопасности государства, охраны при­роды и культурных ценностей.

Субъекты естественных монополий не вправе отказывать­ся от заключения договора с отдельнымипотребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых при­меняется регулирование в соответствии с настоящим Федераль­ным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной моно­полии:

• текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

• проекты планов капитальных вложений.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовы­вать) товары и услуги, в отношении которых применяется ре­гулирование в соответствии с Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимо­нопольного законодательства.



2015-12-08 623 Обсуждений (0)
Понятие и основные виды монополий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основные виды монополий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)