Понятие и основные виды монополий
Монополия: 1. Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том. что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара; 2. Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса; 3. Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен; 4. Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «монополия». Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных вида монополий: 1) привременной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара. В таком положении находится предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию; 2)государственная монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер (например, государственная монополия на импорт или экспорт отдельных видов товаров); 3)естественная монополия — сфера экономики, эффективно функционирующая только в том случае, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект (например, железнодорожные перевозки). Формирование, функционирование и развитие на рынке определенных товаров естественных монополий происходит объективно, в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжатьвесь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов (предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба). Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: · транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; · транспортировка газа по трубопроводам: · железнодорожные перевозки; · услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; · услуги общедоступной электрической и почтовой связи; · услуги по передаче электрической энергии; · услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; · услуги по передаче тепловой энергии. При этом не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; • определениепотребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан. обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельнымипотребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии: • текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии; • проекты планов капитальных вложений. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |