Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2015-12-07 723 Обсуждений (0)
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Трудовой кодекс Российской Федерации.

2.Воздушный кодекс Российской Федерации.

3.Земельный кодекс Российской Федерации.

4.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

5.Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6.Закон Российской Федерации № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации».

7.Федеральный закон от № 169-ФЗ от 17 ноября 1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

8.Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях».

9.Федеральный закон № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

10.Федеральный закон № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

11.Федеральный закон № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

12.Федеральный закон № 261-ФЗ от 8 ноября 2007 года «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13.Федеральный закон № 316 -ФЗ от 30 декабря 2008 года «О патентных поверенных».

14.Федеральный закон № 31-ФЗ от 14 марта 2009 года «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

15. Федеральный закон № 244-ФЗ от 28сентября 2010 года «Об инновационном центре “Сколково”».

16.Постановление Правительства Российской Федерации № 119 от 7 февраля 1995 года «О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах».

17.Постановление Правительства Российской Федерации № 755 от 11 октября 2002 года «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу».

18.Постановление Правительства Российской Федерации № 584 от 19 марта 2003 года «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации».

19.Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 110 от 8 июля 2009 года «Об утверждении Условий, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна».

20.Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 62 от 3 марта 2009 года «Об утверждении порядка открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций».

21.Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации № 564н от 28 июля 2010 года «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иносранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

 

Лекция 7. Семейно-брачные отношения[186] в международном частном праве

1.Понятие и виды международных семейно-брачных отношений.

2.Правовое регулирование семейно-брачных отношений международного характера в современный период.

3.Международные договоры в сфере семейно-брачных отношений: общая характеристика.

4.Международное усыновление: понятие, правовое регулирование, проблемы и перспективы.

 

В литературе издавна существовала точка зрения, согласно которой семейно-брачные отношения в большей своей части неподвластны регулированию права как такового. Один из виднейших российских цивилистов Г. Ф. Шершеневич отмечал, что физический и нравственный уклад семьи создается помимо права и наличие юридического элемента в личных отношениях семьи бесполезно[187]. Его поддерживал В.А.Умов[188] и другие как российские, так и зарубежные авторы. Это позволяет квалифицировать семейно-брачные отношения как «суперчастные» отношения, вмешательство в регулирование которых со стороны государства должно быть минимальным.

Отсюда одна их важнейших особенностей этих отношений, “которые в большей степени, чем иной вид общественных отношений, изначально определяются нормами морали, обычаями, религиозными постулатами, традициями, сложившимися в определенной этнографической группе”[189]. О влиянии этих факторов, к примеру, на брачно-семейное право Индии пишет Н.А.Крашенинникова в статье, озаглавленной «Брачно-семейное право Индии: современный и традиционный аспекты»[190].

Однако, тем не менее, государство не может оставить без своего внимания одну из важнейших сфер жизни современного общества, учитывая, разумеется, при создании правового регулирования семейно-брачных отношений все эти факторы. Как результат – появление в законодательстве тех или иных стран, а также в судебных решениях положений, которые вызывают отторжении или непонимание в других странах. В качестве примера приведем несколько фактов. 1 апреля 2009 года Президент Афганистана подписал закон, вступивший в силу в середине августа 2009 года, одна из норм, которого предусматривает право мужа лишать жену денежного содержания в случае ее отказа исполнять супружеские обязанности[191]. В этом же году один из районных судов Парижа развел супругов на основании отсутствия невинности у супруги, «выявленной» супругом в первую брачную ночь. И это при том, что семейное законодательство Французской Республики не предусматривает такого основания для развода. Перечень этот можно продолжить.

Содержание принятого с учетом вышеназванных факторов национального семейного законодательства приводит к тому, что достичь материальной унификации брачно-семейных норм для правового регулирования международных семейно-брачных отношений является трудной, практически невыполнимой задачей. Отсюда с неизбежностью следует вывод – в современных реалиях единственно возможным способом правового регулирования таких отношений является коллизионный способ, реализуемый как в национальной, так и международно-правовой формах. Но прежде чем перейти к анализу действующего законодательства позволим себе напомнить о двух тезисах.

Первое.Семейное право как совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и тесно связанные с ними имущественные отношения, возникающие между супругами, родителями и детьми и иными их участниками (опекунами, опекаемыми, усыновителями, усыновляемые и др.), состоит из целого ряда правовых институтов, называемых иногда видами. Применительно к сфере международного частного права принято выделять такие виды:

- вопросы заключения брака;

- признание брака недействительным;

- личные отношения между супругами;

- имущественные отношения между супругами;

- отношения между родителями и детьми;

- алиментные обязательства;

- усыновление;

- опека и попечительство;

- вопросы расторжения брака.

Учитывая, что каждый из этих видов имеет определенные особенности, выбор применимого права осуществляется на основе своих, внутренне присущих каждому из них коллизионных привязок, причем в некоторых случаях, как например, при заключении брака, применению подлежит более одной коллизионной привязки, а в других случаях законодательство закрепляет несколько коллизионных привязок, среди которых выделяется главная или основная и субсидиарные или дополнительные, применение которых возможно лишь в том случае, если по каким-то причинам применение основного правила по выбору права оказалось невозможным[192]. В сфере международных семейно - брачных отношений возможно и применение принципа автономии воли сторон, но она (автономия воли сторон), как правило, ограничивается в пользу интересов наиболее слабой стороны, под которой понимается супруга и, разумеется, дети.

Второе.Современное международное (публичное) право включает в себя достаточно обширную группу международно-правовых актов, которые содержат нормы, закрепляющие особый правовой статус отдельных категорий физических лиц, которые признаются наиболее слабой стороной, и, следовательно, нуждаются в особой правовой защите. К этим категориям относятся женщины и дети. В частности, еще в 1957 году под эгидой ООН была принята Конвенция о гражданстве замужней женщины, а в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка[193]. Нормы этих и ряда других международно - правовых актов содержат публичные нормы, но учитывать их при правовом регулировании семейно-брачных отношений на национальном уровне обязаны все страны, в них участвующие.

Итак, мы установили, что правовое регулирование семейно-брачных отношений международного характера осуществляется посредством применения коллизионно-правового способа, реализуемого как на национальном, так и международном уровнях.

В национальном праве коллизионные нормы семейного права содержатся либо в отраслевых правовых актах (раздел VII Семейного кодекса Российской Федерации), либо в законах о международном частном праве (ст.ст. 34 – 47 закона Словении, часть 7 закона Эстонии, раздел 6 закона Кореи, раздел IX закона Украины, раздел 5 закона Японии).

Анализ норм национального законодательства позволяет выявить ряд общих черт по выбору применимого права к каждому из вышеназванных видов семейно-брачных отношений.

Вопросы заключения брака.

Как отмечал А.Н.Макаров, а ранее подчеркивал Ф.Ф. Мартенс, - “В коллизионном праве вступление в брак подлежит обсуждению с двоякой точки зрения: с точки зрения внутренних условий установления брачного правоотношения и с точки зрения формы брака”[194]. Этот же вопрос актуален и сегодня, спустя почти столетие издания трудов данных авторов.

Что касается формы заключения брака, то во всех странах действует старое правило «форма брака подчиняется праву страны места его заключения» (locus regit actum)[195]. “На практике (это написано в начале XX века на основе анализа законодательства XIX века, но актуально и сейчас, возможно, в меньшей степени – Е.П.), - отмечал А.Н.Макаров, - основное затруднение представляет разрешение коллизий между законами государств, признающих церковный брак и законами государств, признающих исключительно брак гражданский”[196]. В качестве одного из вариантов разрешения этого затруднения он видел заключение так называемого консульского брака. Ф.Ф. Мартенс более категоричен: “Это правило (соблюдение locus regit actum – Е.П.) должно быть толкуемо самым последовательным образом. Всякий брак, какой бы национальности не были бракосочетающиеся, почитается законным, если совершен согласно законам страны, в которой происходило венчание”, но далее он несколько смягчает свой тезис: “Можно только советовать, чтоб лица, вступающие в брак за границей, исполнили, насколько представляется фактически возможным, обряды, установленные национальным законом: иначе действительность брака может подвергнуться оспариванию”[197].

Современный законодатель решает проблему, как правило, следующим образом: он закрепляет в текстах правовых актов норму о том, что: «Брак, заключенный в иностранном государстве, считается действительным в Эстонии, если заключение брака состоялось согласно порядку его заключения в государстве заключения брака и соответствовало по существенным условиям праву государства местожительства обоих супругов» (ст. 55 (2) закона Эстонии). Как вариант, в случае если одно из лиц, вступивших в брак, является гражданином соответствующего государства, то, как гласит норма закона Украины, в отношении гражданина Украины, должны быть соблюдены «требования Семейного кодекса Украины относящихся к основаниям недействительности брака» (часть 1 ст. 58 закона Украины)[198].

Относительно способности лиц вступать в брак, то на протяжении многих десятилетий мнения и ученых и законодателя были едины: “Они определяются по национальным законам обоих вступающих в брак”[199]. На той же точке зрения стоит одна из первых многосторонних конвенций в области семейного права – Гаагская конвенция от 12 июня 1902 года для решения столкновения законов в области брака[200], ст. 1 которой содержит следующее положение: «Право вступления в брак определяется национальным законом каждого из будущих супругов, поскольку этот закон не ссылается ясным образом на другой закон». Современное законодательство, в целом, придерживается аналогичного подхода, но с соблюдением лицами, вступающими в брак, публичного порядка и императивных норм страны места заключения брака.

Наибольшие проблемы в этой связи возникают с определением брачного возраста. Исторически этот возраст отличался от страны к стране. Английское общее право позволяло мужчинам в возрасте 14 лет и женщинам в возрасте 12 лет вступать в брак с согласия их родителей. Английский закон о браке 1753 года отменил английское общее право (применительно к брачным правоотношениям), но все еще разрешалось применение ранее установленного брачного возраста. В 1927 году английский законодатель поднял брачный возраст до 16 лет для обоих полов. В настоящее время в Англии и Уэльсе брачный возраст для мужчин – 18 лет, для женщин – 16. Американское общество, первоначально следуя английскому общему праву позволяло мужчинам в 14 лет и женщинам в 12 лет заключать брачный контракт. Однако законодательство меняется и сегодня брачный возраст для обоих полов различен в штатах США. Мусульманские юристы в целом солидарны в том, что брачный возраст должен определяться по достижению половой зрелости, хотя, некоторые из них, придерживаются мнения, что он (брачный возраст) наступает с 15 лет. 10 декабря 1962 года под эгидой ООН была подписана Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака[201]. Нормы конвенции определяют, что «Участвующими в настоящей Конвенции государствами издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст» (ст.2), но в преамбуле говорится о том, «что некоторые обычаи, устаревшие законы и практика, относящиеся к браку и семье, противоречат принципам, изложенным в Уставе Организации Объединенных Наций и во Всеобщей Декларации прав человека». В статье 1 подчеркивается, что «Не допускается заключения брака без полного и свободного согласия обеих сторон...».

 



2015-12-07 723 Обсуждений (0)
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (723)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)