Основные положения ТРИПС
1.Соглашение предусматривает признание членами ВТО стандартов охраны прав интеллектуальной собственности, закрепленных в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (кроме ст.6 bis, предусматривающую охрану неимущественных (моральных) прав авторов), Международной (Римской) конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций и Договоре об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем. Это означало распространение во всех странах ВТО национального режима в сфере интеллектуальной собственности или в случаях, предусмотренных ст. 4 – режима наибольшего благоприятствования. 2.В соглашении расширен перечень объектов авторских прав за счет включения в него компьютерных программ и компиляции (баз) данных - ст. 10. 3.Появление новых способов распространения произведений вызвало закрепление в соглашении права авторов на прокат (рентное право) в отношении компьютерных программ и кинематографических произведений - ст. 11. 4. Уточнен объект охраны в авторском праве: защите подлежат «не идеи, процедуры, методы работы или математические концепции как таковые», а «формы их выражения» - ч. 2 ст.9. 5. Впервые в одном международно-правовом акте были закреплены минимальные стандарты, касающиеся наличия, объема и использовании прав интеллектуальной собственности в отношении большинства существующих в настоящее время результатов творческой деятельности (за исключением, к примеру, полезных моделей и научных открытий) – часть II (ст.ст.9 – 40). 6. В отличие от ранее действующих соглашений в сфере интеллектуальной собственности, тексты которых предусматривали применение исключительно национального законодательства по регламентации механизма защиты прав, соглашение (часть III –ст.ст. 41- 61) содержит подробное описание процедур правоприменения, гражданской и уголовной ответственности за нарушение данной категории прав. 7. Одно из важнейших положений закреплено в ст. 64. Отныне споры, возникающие в связи с правами на интеллектуальную собственность, подлежат урегулированию в рамках ВТО, что, безусловно, повысило действенность механизма защиты этих прав. Переходим к анализу международно-правового регулирования авторских прав. В этой сфере помимо ТРИПС, основные положения которого были рассмотрены выше, действуют три универсальных международных акта, приведенные в таблице.
Несмотря на значимость ТРИПС в правовом регулировании авторских прав, важнейшим международно-правовым документом в данной сфере по-прежнему являетсяБернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года (в редакции Парижского акта ВОИС от 24 июля 1971года и с изменениями от 28 сентября 1979года), задавшая более столетия назад весьма высокие, недостижимые для многих стран и сейчас, стандарты защиты прав авторов. Объясняется это составом первоначальных ее участников. Среди них – европейские страны, которые уже в конце XIX века достигли весьма высокого уровня экономического развития, что позволяло обеспечить высокий уровень охраны авторских прав, а во-вторых, и на наш взгляд, самое важное, уже тогда, по крайней мере, в сфере авторских прав, эти страны осознали первичность прав человека, в данном случае автора, перед правами государства. Правовой режим, установленный в конвенции, по крайней мере, в ее первоначальной редакции, строился на двух фундаментальных принципах: 1. Принцип национального режима. 2. Принцип отсутствия каких-либо формальностей для пользования и осуществления правами, закрепленными в конвенции. Основные положения Бернской конвенции (в последней ее редакции): 1. Раскрывает содержание термина «литературные и художественные произведения» - ст. 2; 2. Устанавливает критерии для предоставления охраны, среди которых: гражданство автора; место выпуска произведения в свет; местожительство автора; местонахождение штаб-квартиры юридического лица (применительно к кинематографическим произведениям); местонахождение произведений архитектуры или их частей - ст.ст.3 и 4; 3. Объем и формы защиты определяются по праву страны, определенной в соответствии с одним из критериев – ст. 5; 4. Определен общий срок защиты прав – в течении всей жизни автора и пятидесяти лет после смерти – ст. 7; 5. Закрепляет два неимущественных права авторов (право на имя и право на неприкосновенность произведения – ст.6 bis) и целый ряд имущественных прав (право на воспроизведение, право на публичное представление, право на перевод, право на переработку и право на передачу в эфир – ст.ст. 8, 9, 11, 11 bis, 11 ter, 12), которые должны быть предоставлены независимо от положений ст. 5; 6. Принимая во внимание право общества на получение доступа к информации, конвенция предусматривает ряд изъятий из прав авторов, но при условиях, установленных в тексте конвенции – ст.ст. 9 (2), 10 (2), 10 bis, 11 bis, 13; 7. Установлены общие принципы защиты прав авторов, которые должны воспроизвести и конкретизировать в национальном законодательстве страны- участницы – ст. ст. 15, 16, 17. В том ее содержании, которое существовало вплоть до 70-х годов прошлого столетия, конвенция оказалась неприемлемой для большой группы стран, которые появились на карте мира к этому времени. Речь идет о так называемых развивающихся странах, для привлечения которых в состав участников конвенции в 1971 году в ее текст был включен Дополнительный раздел, содержащий специальные положения, относящиеся к этим странам. Суть внесенных изменений – в уменьшении сроков защиты прав авторов и возможности переводов произведений без согласия авторов на основе лицензий, выдаваемых компетентными органами таких стран. Второй конвенцией, действующей в сфере авторского права, являетсяВсемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 года, разработанная под эгидой ЮНЕСКО. Данная конвенция в большей степени чем Бернская учитывала интересы, как развивающихся стран, так и иных государств, которые по иным причинам не желали присоединяться к Бернской конвенции[139]. Однако и эти страны нуждались в международно - правовом регулировании авторских прав. Как ответ на такие желания и появилась Всемирная (Женевская) конвенция, положения которой в первоначальной редакции содержат только одно право автора – право на перевод (ст. V), причем это право действовало лишь в течение 7 лет. В соответствии с принятыми в 1971 году изменениями к правам автора было добавлено право на воспроизведение (ст. IV bis). Срок охраны авторских прав был установлен в два раза меньше чем в Бернской конвенции – в течение всей жизни автора и 25-и лет после смерти (ст. IV). В остальном вопросы, связанные с защитой прав авторов стран – членов Всемирной (Женевской) конвенции, регулировались внутренним законодательством. Стоит также отметить, что Всемирная (Женевская) конвенция как и Бернская исходит из принципа национального режима (ст. II). Особенностью Всемирной конвенции является то, что она предусматривает размещение на экземплярах произведений, выпущенных в свет на территории стран-участниц специального знака (круг, с помещенной внутри буквой «С»). Данный знак означает охрану авторских прав в отношении данного произведения в странах – участницах. Обе конвенции были подвергнуты кардинальному изменению в 1971 году, но развитие технического прогресса продолжалось, и уже в начале 90-х годов прошлого века и перед ВОИС, и перед ЮНЕСКО встал вопрос дальнейшей модернизации конвенций с тем, чтобы их содержание отвечало новым требованиям. Кроме того, как отмечалось выше, в 1994 году было заключено Соглашение ТРИПС, что также вынуждало предпринять соответствующие шаги. Первым «отреагировал» ВОИС. 20 декабря 1996 года в Женеве был подписан Договор по авторскому праву (ДАП), вступивший в силу 6 марта 2002 года. Отношение к этому договору среди специалистов неоднозначное. В частности, английские авторы оценивают его принятие как “как капитуляцию участников Бернского Союза перед собственной неспособностью согласовать новый текст Конвенции – или по крайней мере текст Протокола к Конвенции, и далее: Большая часть Договора ВОИС по авторскому праву повторяет то, что уже было согласовано в рамках TRIPs”[140] (в частности, вслед за ТРИПС Договор по авторскому праву распространил авторские права на компьютерные программы и компиляцию данных (базы данных) – ст.ст. 4 и 5 ДАП), хотя и отмечают ряд отличий, в частности: “Договаривающие стороны, например, обязались закрепить за авторами исключительно право разрешать распространение своих произведений в виде определенного количества копий, когда последние вводятся в гражданский оборот в качестве материальных объектов”[141] (ст. 6 ДАП). В целом, можно отметить, что принятие ДАП, являющегося согласно ст. 1 является лишь «специальным соглашением к Бернской конвенции», не привело к кардинальному изменению правового регулирования в сфере авторских прав. Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день правовое регулирование авторских прав на универсальном уровне[142] осуществляется с помощью четырех правовых актов. Создавшееся положение, разумеется, приводит к определенным проблемам, в первую очередь для тех, кому они предназначены – авторам, и вопрос о подготовке и принятии единого универсального международно-правового акта в данной сфере по-прежнему остается актуальным. Будет ли он принят – покажет время. Появление смежных прав явилось результатом технического прогресса на рубеже XIX и XX веков в первую очередь благодаря изобретению радио, а также появлению технической возможности записи звуков на материальные носители. Первоначально эти права рассматривались как разновидность авторских прав и, соответственно, их правовое регулирование, в том числе и защита, осуществлялась на основе законов об авторском праве, что нашло отражение, в частности, в законе об авторском праве Великобритании от 16 декабря 1911 года (ст. 5). Однако, уже в 1934 году “пришло осознание, что фонограммы и музыкальные произведения - принципиально разные явления”[143]. На международном уровне вплоть до второй половины XX века существовало два подхода по правовому регулированию смежных прав: 1. Распространить на эти права положения Бернской конвенции; 2. Создать совершенно новый акт. После долгих дискуссий, стало очевидно, что международно-правовой режим творческих произведений, создаваемых изготовителями фонограмм, исполнителями и организациями эфирного вещания надо закрепить в отдельной конвенции, которая и была подписана в Риме 26 октября 1961 года и вступила в силу 18 мая 1964 года. Позднее были приняты еще несколько конвенций в области смежных прав, данные о которых приведены в таблице.
Предваряя анализ содержания этих документов, напоминаем, что многие вопросы, связанные с международно-правовым регулированием смежных прав, как и в случае с авторскими правами, осуществляется не основе положений ТРИПС. Среди вышеуказанных правовых актов, безусловно, важнейшую роль играет Римская конвенция 1961 года. Женевская и Брюссельская конвенции регулируют важные, но частные вопросы, которые по тем или иным причинам не были закреплены в тексте Римской конвенции или, как выяснилось в процессе применения ее положений, нуждались в более детальной регламентации. Брюссельская конвенция от 21 мая 1974 года была своеобразным ответом на начало космической эры, о чем прямо указано в ее преамбуле: «Сознавая, что использование спутников для распространения несущих программы сигналов быстро развивается как по своим масштабам, так и по географическому охвату» и «озабоченные отсутствием всемирной системы предотвращения распространения распространяющими органами несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, которые не предназначались для этих распространяющих органов», страны – участницы конвенции: - во-первых, согласовали содержание новых понятий, которые появились в этой связи; - во-вторых, распространили правовой режим Римской конвенции и на ситуации, связанные с использованием спутников; - в- третьих, определили, что каждое из участвующих в конвенции государств, примет соответствующие меры по предотвращению распространению через спутники программ, нарушающих права авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания; - в-четвертых, установили границы применения государствами таких мер. Женевская конвенция от 29 октября 1971 года по своему содержанию является специальной конвенцией по отношению к Римской конвенции, конкретизируя ее нормы, посвященные охране прав производителей фонограмм. Необходимость принятия такой конвенции была обусловлена «все возрастающим распространением незаконного воспроизводства фонограмм и наносимым в результате этого ущербом интересам авторов, артистов-исполнителей и производителей фонограмм». Кроме этого, в Женевской конвенции уточнено содержание понятия «фонограмма». Если в ст. 3 Римской конвенции под фонограммой понималась «любая исключительно звуковая запись какого – либо исполнения или других звуков», то в соответствии со ст. 1 Женевской конвенции фонограмма – это исключительно звуковая запись звуков.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1019)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |