Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классические и современные теории международной торговли



2015-12-13 1157 Обсуждений (0)
Классические и современные теории международной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Меркантилисты первыми предло­жили стройную теорию международной торговли. Они считали, что богатство стран зависит от количества золота и се­ребра, которым они располагают, и по­лагали, что государство обязательно до­лжно вывозить товаров больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торгов­лю для увеличения экспорта и сокра­щения импорта; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными стра­нами, нежели метрополия. Предвестни­ки классической школы экономики впервые показали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитием стран.

В соответствии с теорией абсо­лютных преимуществ, разработанной А.Смитом, международная торговля яв­ляется выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, ко­торые каждая из стран производит с меньшими издержками, чем страна-партнер. Страны экспортируют те това­ры, в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импорти­руют те товары, в производстве кото­рых преимущество принадлежит их торговым партнерам.

Альтернативная цена представляет рабочее время, необходимое для про­изводства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара. В соответ­ствии с теорией сравнительных преи­муществ, разработанной Д. Рикардо, страны специализируются на производ­стве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, то есть которые они могут производить с относительно более низки­ми издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран незави­симо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффектив­ным, чем в другой. Цена импортного то­вара определяется через цену товара, ко­торый нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт, поэтому конечное со­отношение цен при торговле определяет­ся внутренним спросом на товары в каж­дой из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных пре­имуществ каждая страна получает по­ложительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли. Тео­рия относительных преимуществ спра­ведлива по отношению к любому коли­честву товаров и любому количеству стран, а также для анализа торговли меж­ду отдельными районами, областями, республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдель­ных товарах зависит от соотношения уровней существующих в каждой из стран зарплат.

Фактороинтенсивность определяет относительные затраты факторов производства на создание определенного товара, а факторонасыщенность — относительную обеспеченность страны факторами производства. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Хекшера—Олина разница в относительных ценах на товары в раз-личных странах, а следовательно, и торговля между ними объясняются раз-личной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен не только на товары, но и на гомогенные факторы производства в торгующих странах.

В 1948 г. американские экономисты Поль Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали доказательство теоремы Хекшера-Олина, представив свою теорему: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. В концепциях торговли, основанных на модели Риккардо с дополнениями Хекшера, Олина и Самуэлъсон, торговля рассматривается не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, с помощью которого можно сократить разрыв в уровне развития между странами.

Заметное место в зарубежных концепциях международной торговли занимает теория внешнеторгового мультипликатора. В соответствии с этой теорией: эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Особую роль конкуренции в объяснении причин развития внешней торговли, выхода фирм на внешний рынок показал в своих исследованиях авторитетный американский экономист Майкл Портер. Конкурентность страны, в соответствии с его доказательствами, определяется, прежде всего, комплексом конкурентных преимуществ ее ведущих фирм.

Для обоснования причин и особенностей развития международной торговли, в особенности с развивающимися странами, была использована теория "жизненного цикла товара". Суть этой теории в том, что поначалу производство новых товаров базируется в одной стране, затем эти товары экспортируются в другие страны, которые осваивают их производство. И уже страны, впервые наладившие производство этих товаров, начинают их оттуда импортировать, в результате жизненный цикл товара удлиняется и это влияет на позицию стран в международной торговле.

 




2015-12-13 1157 Обсуждений (0)
Классические и современные теории международной торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классические и современные теории международной торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)