Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Формы библиотечно-информационного обеспечения пользователей в отрасли научно-технического и медицинского комплексов




 

В настоящее время меняются как информационные потребности, да и информационная среда, что приводить к повышению требований пользователей к качеству информационных продуктов и услуг. Все эти изменения привели к уточнению видов услуг, необходимых специалистам НТ и МК. Выделяют следующие виды информационных услуг: документные (получение полно-текстовой информации, электронная доставка документов); справочное (on-line обслуживание, предоставление фактографической информации); новостные (избирательное распространение информации, дифференцированное обслуживание руководства, день информации, подготовка дайджестов); ориентированные (осуществление информационного поиска, проведение семинаров, навигация, подготовка справочников по информационным ресурсам, проведение экскурсий по информационному учреждению); исследовательские (подготовка аналитических справок, проведение патентных исследований, депонирование НИР и ОКР, маркетинговые исследования). В условиях экономичной конкуренции расширяется круг пользователей научно-технической информации (ученые сотрудники, конструкторы, проектировщики, производители товаров и услуг, владельцы объектов промышленной собственности, предприниматели, дизайнеры и др.). При этом повышается роль использования новых технологий как фактора экономичного развития, учета прав на интеллектуальную собственность. Все данные изменения необходимо учитывать при планировании ассортимента информационных услуг. Например, окончательный информационный продукт, созданный по заявке организации, будет тем более полезный, чем более он дополнен потребительскими свойствами, адаптированными к реальным нуждам. Необходима добавлять в подготовки тематические списки сведения о оценке мировых тенденций развития конкретного научно-технического направления, на основании библиометрического анализа выявлять перспективные направления развития темы, давать сведения о фирмах-лидерах и характере их деятельности, дополнять итоги тематического поиска прогнозами развития конъюнктуры рынка. Таким образом, нужно многоаспектное информационное обеспечение специалистов с участием библиографов, аналитиков, патентоведов, маркетологов, которые имеют доступ ко всей совокупности мировых информационных ресурсов.

Справочные электронные услуги распространяются в электронной среде: например, справочное обслуживание через е-mail пользователя (РНТБ подает справки о производителях оснащения и продукции), на сайтах крупных библиотек существуют разделы "Спросы библиотекаря", через которые возможно получить необходимую виртуальную справку. Научно-технические библиотеки предприятий оказывают справочные услуги через формирование досье фирм, которое предоставлено сведениями о деятельности организаций-конкурентов в разных странах мира. В досье включается информация технико-экономичного характера о выпускаемой продукции, о получившихся патентах на интеллектуальную собственность фирмы, о размещении производства в других странах и на предприятиях, о создании совместных предприятий.

Информационные услуги новостей, кроме традиционных, таких как избирательное распространение информации, дифференцированное обслуживание пользователей, проведение дней информации, включают подготовку дайджестов по наиболее интересным для определенной категории пользователей материалам, опубликованным в периодических изданиях, в том числе и электронных. К новостным формам подачи информационных услуг о новых документах относиться пресс-клипинг – услуга, которая осуществляется на основании мониторинга прессы. Информационный продукт в виде тематической подборки маетриалов из периодических изданий, в том числе и электронных, доставляется в постоянном режиме на е-mail пользователя. Объектами наблюдения могут быть организации и фирмы, персоналии, товары/услуги, оснащение и др. Цена услуги определяется исходя из хронологии наблюдения, географического признака, зависит от количества периодических изданий и глубины свертывания информации. Другие услуги новостей могут оказываться на основании мониторинга первичного потока документов по наиболее полным отраслевым БД и информационным изданиям, например, "САВ", "ВИНТИ", "MedHne" и др.

Ориентированные услуги оказываются научно-техническими библиотеками через постоянное обучение пользователей работе из электронными ресурсами путям создания интернет-классов (например, в РНМБ), созданием консультационных разделов на сайтах библиотек, а также созданием информационного центра (на базе РНТБ), в границах которого в постоянном режиме происходит консультирование пользователей по методике информационного поиска, информационных ресурсах разных стран и библиотек. Также на сайтах отраслевых библиотек размещаются ссылки на ресурсы Интернет, связанные из профилем библиотеки, что позволяет осуществлять навигацию по отраслевым ресурсам всей сети Интернет. Одной из наиболее известных форм консультационных услуг является составление справочников по информационным ресурсам области или темы.

Исследовательские услуги также имеют спрос у пользователей специальных библиотек. К ним относятся разные формы аналитических услуг, например, таких, как подготовка аналитических таблиц сопоставления, справок по конъюнктуре рынку. Наиболее распространенными являются: подготовка информационных карт (библиотеки железнодорожного транспорту), проведение патентных исследований совместно со специалистами предприятий и др. В последние годы сельскохозяйственные библиотеки России начали оказывать информационные услуги комплексного характера путям создания информационно-консультативных центров по внедрению инноваций. Роль библиотеки заключается в подаче информации о инновации, ее форме (разработка, патентная охрана, объект в производстве и др.), о рыночных предложениях, предложениях владельца, а специалисты центра объединяют спрос и предложение и оказывают услуги по ее укоренению. Среди платных услуг отраслевых библиотек есть и рекламные услуги пользователям, и оказание услуг по переводу документов, однако наиболее распространенными являются услуги новостей, документные, ориентированные, справочные.

 

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)