УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Психология и педагогика - 1 курс.
Преподаватель – Мануйлова Е.А.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
1 семестр
Смежные дисциплины по учебному плану
|
Педагогика (Введение в профессиональную педагогическую специальность - 1 модуль)
|
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам)
|
Тема, задание или мероприятие входного контроля
| Виды текущей аттестации
| Ауд./внеауд.
| Миним. кол-во баллов
| Максим.
кол-во
баллов
| Перспективы педагогической профессии
Ребенок XXI века
| Эссе-размышление
| Внеауд.
|
| 2,5
| Входящий контроль по курсу
| тест
| Ауд.
| 0,3
| 1,1
| ИТОГО:
|
|
|
| 3,6
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
|
Тема, задание или мероприятие текущего контроля
| Виды текущей аттестации
| Ауд./внеауд.
| Миним. кол-во баллов
| Максим.
кол-во
баллов
| Обратная связь по итогам каждой лекции (6ч.-3л. по 0,2 -2,7б.)
| тест
| Ауд.
|
|
| Владение содержанием образования на семинарах, текущий контроль (обратная связь, тест – от 0 по 1,7б.)
(20 ч. -10с. по 0 – 3,5б.)
| СОТ
| Ауд.
|
|
| Итоговый контроль по курсу
| тест
| Ауд.
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
|
Тема, задание или мероприятие текущего контроля
| Виды текущей аттестации
| Ауд./внеауд.
| Миним. кол-во баллов
| Максим.
кол-во
баллов
| | Творческая работа над портфолио по темам занятий: (портфолио, альманах, портфолио в форме мультимедиа презентации, проекты)
| Творческая работа по содержанию дисциплины
| Ауд.
|
|
| 23,1
| ИТОГО МАКСИМУМ: 25-36 67-72
|
Изучение курса происходит в рамках разных форм организующей учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, творческие и самостоятельные задания. Форма контроля – экзамен. Форма промежуточного контроля – работа над индивидуальным и (или) групповым проектом (портфолио) по курсу и его защита; самопрезентация.
Требования к организации и подготовке занятий.
Форма итогового контроля по курсу «Психология и Педагогика» является экзамен. Оценивание работы студентов проводится по рейтинговой системе, которая предусматривает 72 бальную шкалу (2 кредита), то есть 72 балла – это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения курса.
Рейтинг складывается из баллов, которые студент получает за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных курсом, на основе следующих форм контроля:
1. Рефлексивные задания на лекциях;
2. Письменный опрос на семинарских занятиях;
3. Выполнение творческих домашних заданий к семинарским занятиям с их презентацией на занятии;
Посещение лекций и семинарских занятий
Виды работ:
Рефлексивное задание на лекции – минимум – 0,2 балла; максимум – 2,7 балла
2.Посещение лекции (семинарского занятия) – 0,5 баллов;
3.Письменный опрос на занятии – минимум – 0, максимум 1,7 балла;
Выполнение творческого задания – минимум 1 балл, максимум 2,5 балла.
Результаты изучения курса фиксируются в рейтинг-карте студента.
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных семинарских занятий, обязательное выполнение письменных работ, отразить через рубрики в портфолио.
РЕЙТИНГ-КАРТА СТУДЕНТА 1 курса физико-математического факультета, направление «прикладная математика»
_______________________________ (ФИО)
По дисциплине «Психология и Педагогика»
Виды работ и формы контроля
| Рейтинг-баллы, набранные студентом
|
1 блок Вводный модуль. Входной рейтинг-контроль
| Посещение
| Эссе-размышление
| Тест
| |
| | | |
2 блок Базовый модуль
Лекции
| Посещение
| Рефлексивные задания на лекции
| |
1 лекция
| | | |
2 лекция
| | | |
3 лекция
| | | |
2 блок Базовый модуль Семинарские занятия
|
Семинарское занятие 1
| Посещение
| Письменный опрос
| Творческие задания
| Всего
| |
Семинарское занятие 2
| | | | | |
Семинарское занятие 3
| | | | | |
Семинарское занятие 4
| | | | | |
Семинарское занятие 5
| | | | | |
Семинарское занятие 6
| | | | | |
Семинарское занятие 7
| | | | | |
Семинарское занятие 8
| | | | | |
Семинарское занятие 9
| | | | | |
Семинарское занятие 10
| | | | | |
3 блок Дополнительный модуль
|
Творческая работа над портфолио по темам занятий
| Всего
| |
Итого:
| |
Методические рекомендации по работе с Портфолио.
Работа над предметом блока педагогических дисциплин – «Педагогика и Психология» через портфолиопроводится для решения четырех задач:
1. Портфолио для тех, кто будет работать над ним не формально, поможет накопить и систематизировать материал к будущей курсовой(а, возможно, и дипломной) работе.
2. С помощью портфолио Вы начнете накапливатьдля использования в ходе педагогической практикисамые современные педагогические технологии (портфолио – одна из них).
3. Портфолио – своеобразный «допуск» к сдаче экзамена;но работа над предметом с помощью портфолио – это еще возможность получить максимальное количество баллов по курсу(таким образом, при отличном содержании портфолиоу Вас есть «запас» для получения максимального количества баллов и экзамена).
4. Портфолио, качественно выполненный Вами – это «скорая помощь» для Вашей работы на педпрактике: копилка методических идей и разработок,которыми можно воспользоваться в нужный момент, не прибегая к услугам библиотеки или Интернета.
Тематический портфолио может быть представлен двумя вариантами:
1. Вы среди всех вопросов и тем, выносимых на изучение по предмету (с ними можно ознакомиться по программе курса) выбираете ту одну, которая отвечает Вашим интересам. Тема – любая, но отвечающая содержанию изучаемого предмета.Выбрав ее, Вы готовитесь к каждому занятию,пополняя свой портфолио теми материалами, в которых Вы находите связь с темой своего исследования.
2. Вы знакомитесь с темой первого занятия и определяетесь со своими педагогическими позициямив образовании (воспитании и обучении подрастающего поколения). И, сделав свой выбор, Вы к каждому лабораторному занятиюпополняете свой портфолио новыми материалами в соответствии с темой занятия.
Структура портфолио.
Рубрика
| Разделы
|
1. Самопрезентация
| 1.Сделав свой выбор, Вы на первом занятии презентуете себя, но главным образом, свой выбор, доказывая актуальность профессии в сфере человек-человек. Почему – это ваш выбор? (Обосновать.) Осуществить самопрезентацию можно с помощью методического приема 1 раздел: «Коллаж», «Карта желаний»; 2 раздел: эссе-размышление по темам: Перспективы педагогической профессии; Ребенок XXI века; Учитель XXI века;
3 раздел: Сравнительная характеристика образа школы (учителя, ученика) в отечественном и западном кинематографе. Приемы: коллаж, эссе-размышление; статистические данные (информация в цифрах); глоссарий.
|
2. Коллектор
(не менее 2-х разделов): информация, собираемая в соответствии с темами семинарских занятий, отражающая теоретическую подготовку к занятию, не являющаяся продуктом деятельности автора портфолио.
Однако, должна быть систематизирована, выверена и отобрана.
| -Теоретический монолог: собираются основные теоретические положения по теме портфолио;
- Чтобы это значило?: понятийно-терминологический словарь темы;
- Статистические данные: информация в цифрах и фактах;
- Законы, принципы, правила: теоретические основы рассматриваемого материала;
- Нормативные документы.
Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию
|
2. Рабочие материалы
(не менее 2-х разделов):раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, т.е. это копилка различного рода заданий и работ, выполненных автором по теме порфолио, интерпретация автора портфолио, изученного материала.
| - Девиз темы, эмблема темы, реклама темы;
-График-органайзер: схемы, графики, опорные конспекты, таблицы и т.п.;
-Диверсант: аргументы и контраргументы на заданную тему;
-Цитаты и афоризмы;
- Банк идей: практические разработки форм работы.
-Копилка разминок.
- Глоссарий (наглядный образ (рисунок)к понятию)
- Коллаж (схема связей и образов понятий, Явлений, фактов)
Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию в соответствии с выбором, который Вы предпочли, с Вашей фантазией. Оценивается оригинальность идей, методических приемов, творческость этой части портфолио. Напоминаем, что рабочие материалы – это не то, что Вы переписали или отксерокопировали из имеющихся источников информации, а то, что Вы создали (придумали, разработали) сами.
|
3. Мои достижения
(не менее 2-х разделов)
| - Стимулы успеха: что в ходе работы помогало моему прогрессу;
- Мои открытия: информация, которая удивила, закономерности, которые установил самостоятельно;
-Неотправленные письма: неопубликованные размышления на тему; письма кому?
-Где и когда я смогу использовать …: практическое применение полученных знаний;
- Трансфертный лист.
Этот раздел портфолио выполняется Вами для того, чтобы был осмыслен тот индивидуальный маршрут образования, который был Вами реализован в работе над предметом.
Работа над этим разделом портфолио показывает и Вашу способность рефлекировать по поводу тех изменений, которые произошли с Вамив ходе работы над данным учебным предметом.
Вам помогут следующие вопросы:
· При работе над какими педагогическими понятиями Вы узнали для себя больше всего нового? Сформулируйте это новое.
· Какие педагогические позиции стали для вас значимыми, ценностными?
· Какие собственные позиции пересмотрены?
· Какими были Ваши личностные смыслы в работе над:
Ø курсом в целом;
Ø конкретной темой;
Ø отдельным вопросом;
Ø базовым понятием курса;
Ø творческим заданием;
Ø портфолио в целом или его отдельными разделами?
Менялись ли они по ходу освоения данного курса?
· Какие цели-ценности в работе над собой четко обозначились?
· Какие способы учебной работы были востребованы в ходе занятий?
· В чем смогли реализовать себя по ходу занятий?
· Какое занятие заставило в большей степени задуматься и над чем?
· Какие общие учебные умения развивались в ходе занятий? Над развитием каких занятия помогли задуматься?
- Какие выборы были в ходе работы над предметом более предпочтительны:
Ø репродуктивный или творческий характер познавательной деятельности?
Ø работа на стандарт или с выходом за его рамки?
Ø опора на внешний контроль или самоконтроль?
Ø оценочные суждения однокурсников, преподавателя или собственная рефлексивная деятельность?
· Какие педагогические способности выявились, а какие – необходимо упорно развивать в процессе работы над собой?
· Какие педагогические технологии освоили и какие из них были интересными лично для Вас?
· Какая Ваша творческая работа была особенно хорошо принята в группе? Почему?
· Если многое из возможного не было реализовано, то с чем это связано?
Вы можете самостоятельно дополнить этот спектр вопросов к себе самому и ответить на них.
|
Портфолио
Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.
В портфолио могут входить одноплановые (контрольные, тесты), либо разноплановые материалы (домашние работы, тесты, выполненные в аудитории пятиминутные работы, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи работы обучающихся, проекты и т. д.).
Виды портфолио
Портфолио документации
Портфолио процесса
Портфолио показательное (презентационное)
Портфолио рабочее (работ)
Портфолио оценочное
Портфолио тематическое, проблемное