Оценка уровня децентрализации бюджетной системы
Различные точки зрения: 1) Богачева–Амиров: Цель – оценить сбалансированность или несбалансированность бюджетной системы РФ, используя в основе коэффициент бюджетной самостоятельности бюджетов субъектов РФ (если он равен 1, то субъект РФ абсолютно самостоятелен). Россия (в сер. 1990-х гг.) – 0,33; Колумбия (кон. 1980-х гг.) – 0,5; Пакистан (кон. 1980-х гг.) – 0,53; Бразилия (кон. 1980-х гг.) – 0,89; Германия (кон. 1980-х гг.) – 0,79; Канада (кон. 1980-х гг.) – 0,79; США (кон. 1980-х гг.) – 0,88. Среди государств с федеративным типом устройства, Россия в последнее время занимает низшие позиции. Вывод: уровень децентрализации недостаточный, маленький. 2) исследования Минфина: цель – та же, оценить степень централизации. По нижеприведенным данным нельзя сказать, что Россия в чем-то отстает. Данные на конец 90-х.
3) консультанты аппарата президента: в 1980-1990 гг. общая мировая тенденция такова, что практически все страны с развитой рыночной экономикой шли по пути децентрализации, но её уровень был существенно различен в разных странах (темпы разные). По темпам Россия превысила аналогичные показатели по децентрализации многих федеративных государств с развитой экономикой. На бюджеты субъектов РФ и федерального уровня в России приходится примерно на 12% финансовых ресурсов больше, чем в США. Уровень децентрализации финансовых ресурсов бюджетной системы России выше: Японии в 1,5 раза, США в 1,9 раза, Канады и Германии в 2,5 раза, Франции и Италии в 3 раза (данные на конец 90-х гг.). Вывод: проблемы сложные и нуждаются в различных оценках. В зависимости от того какие показатели брать, можно получить и различные результаты. По степени децентрализации финансовых ресурсов Россия достаточно децентрализована и не уступает в среднем государствам с развитой экономикой. Но если сравнивать расходные полномочия местных органов власти, то получается, что фактически региональные и местные органы власти перегружены федеральными мандатами (государственные полномочия, которые передаются на местный и региональный уровень). Массы льгот, где установлены тарифные ставки. Деньги есть, но распоряжаться ими региональные и местные органы власти могут только на основе установленных федеральными центрами полномочий – единая тарифная сетка бюджетников.
Тема. Межбюджетное регулирование. Механизмы межбюджетного регулирования 1) механизм налогового регулирования расписание налогов по трем уровням: исключительно федеральные и местные, и регулирующие налоги (которые делятся между бюджетами)
(устанавливаются доли) — налоговое распределение На западе: налоговые трансферты 2) Фонды распределение фондов: 1) ФФПР – фонд финансовой поддержки субъектов федерации, действует с 1994 года, 2) фонд компенсаций, действует с 2001 года, 3) фонд софинансирования социальных расходов, действует с 2003–2004 гг., 4) фонд регионального развития, действует с 2000 года, 5) фонд реформирования региональных финансов, 2001–2004, («умирает»). цели: 1) выравнивание текущего потребления, 2) обеспечение гарантий государства (социальные пособия и льготы населению) 3) софинансирование расходов в социальной сфере, то есть 50% дает фонд, а 50% местный бюджет (процентное соотношение может быть различным) - реконструкция, строительство социальных объектов, 4) софинансирование регионального развития, по схеме п.3, 5) реформы в бюджетной сфере региона. принципы распределения (рассчитываются по формулам): 1) налоговый потенциал (понимаются доходы) и нормативные расходы, 2) рассчитывается количество льготников и лиц, имеющих компенсации, т.е. сколько на них будет выделяться денег из бюджета, 3) учитывается ход реформ социальной сферы, где эффективней и быстрее реформы, туда денег вкладывается больше, 4) на основе конкурса инвестиционных проектов, нет формулы. тип финансовой помощи: 1) дотации 2) субвенции 3) субсидии условия предоставления: 1) только для высоко дотационных, но условие - их бюджет должен исполняться в федеральном казначействе (кассовое обслуживание), 2) целевое использование средств, 3) выполнение социальных программ, 4) условие софинансирования. Существование фондов — дело рук самих региональных властей, федеральное законодательство не регулирует вопросов взаимоотношений регионального бюджета с местным. Как правило, существуют два фонда: фонд финансовой поддержки МО (выделяет деньги в форме дотаций на безвозвратной и безвозмездной основе) и фонд компенсаций. В рязанской области этих фондов нет. ФФПР и ФФПМО: 1) через него распределяется гораздо больше ресурсов, чем через все другие фонды вместе взятые (здесь наибольше всего денег). 2) подвергается наибольшей критике, и пережил эволюционные изменения за десятилетие.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |