Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИЗВЕСТИЕ ГАЗИ-БАБЫ О НЕКОТОРЫХ БУЛГАРСКИХ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКАХ (КОНСПЕКТИВНАЯ ЗАПИСЬ)



2015-12-13 653 Обсуждений (0)
ИЗВЕСТИЕ ГАЗИ-БАБЫ О НЕКОТОРЫХ БУЛГАРСКИХ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКАХ (КОНСПЕКТИВНАЯ ЗАПИСЬ) 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1071 г. в битве при Мэн-Чокыре (“Манцикерте“) Волжско-Булгарский отряд эмира Адама (будущего царя Волжской Булгарии) расстрелял из луков Византийцев и принес победу сельджукскому султану Алп-Арслану. После сражения Алп-Арслан подъехал к Адаму и сказал ему: “...Твои луки, по воле Всевышнего, принесли мне победу - и я хочу, чтобы их изображения украшали древки знамен моих газиев (борцов за веру), напоминая о мужестве. Покажи, как Булгары изображают лук“. Адам показал, и на древках сельджукских знамен появилось изображение Булгарского лука -V Позднее изображение лука стали воспринимать, как изображение [полу]месяца, и оно стало украшать также сельджукские мечети... Пятиконечная звезда, как мне объяснили юрганы, означает крылатого барыса (барса, тигра, льва, леопарда) - вестника победы... Эту звезду кам-бояны называли “Бильсага“.., А семикоиечная звезда была гербом Идельских царей и означала она объединение семи племен... Потом некоторые стали говорить, что она означает объединение всех народов семи частей Земли...

 

 

Гази-Баба

(КОНСПЕКТ ИЗВЕСТИЙ О ТОРЕ (“ТЕНГРИАНСТВЕ“),

СОХРАНИВШИХСЯ В “ТЕКСТЕ НИГМАТУЛЛИНА“

Торе включает в себя:

 

1) религиозную мифологию;

2) обрядность;

3) основные законы древних Булгар (поэтому позднее слово “торе“ стало значить “свод основных законов“, “Конституция“)

 

1. РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ

 

Наиболее полные и достоверные (на мой взгляд) сведения о религиозной мифологии Булгар дает Гази-Баба. Вот некоторые из них (текст самого Гази-Бабы заключается в кавычки).

 

Мусульманские писатели по разным причинам не хотели подробно рассказывать о суевериях. Только Кул Гали рассказывал о них подробнее других, особенно о Худаярстве (Богомильстве), но и он заметил однажды: “.„Описать всю меру человеческих заблуждений я не решаюсь“ из-за опасения того, что даже разговор о них - грех. Поэтому при изложении этого вопроса он опирался прежде всего на “знания и догадки, которые Всевышний даровал мне...“

 

Настоящее, а не в простонародное Торе говорит о строении мира.,. Вся Вселенная, созданная Тангре, называется “Вир Тан-Фа“. Она делится на три мира: на Верхний или Небесный мир (Устюгу уран или Кук), Средний мир или землю (Чиль, Урта урэн), и Нижний или подземный мир (Тама или Адакы урэн). Средний мир был видимой частью Вселенной (Чиль), а остальные миры - невидимой частью Вселенной (Тун или Тунай). Чертоги самого Тангры находятся в Верхнем мире. Понять настоящий смысл и назначение тех или иных явлений мы не можем, так как человеческий ум ограничен Тангрой. Но из того немногого, что ясно - это то, что все в Вир Тангра (во Вселенной) состоит из различий, но все различия в сумме - равновелики и поэтому поддерживаются в равновесии. Когда что-то нарушает равновесие, то оно уничтожается и гибнет “по воле Тангры“. Когда Тангра создал алпов или дивов (духов), то Он создал и добрых, и злых алпов. Но доброе и злое - есть в каждом существе изначально, и в алпах и людях, поэтому все могут совершать иногда и доброе, и злое. Того, кто совершает, на наш сегодняшний взгляд, больше добра, мы зовем “добрым“, а того, кто совершает больше зла - “злым“. Но завтра наши взгляды переменятся - и “добро“ может стать для нас “злом“, а “зло“ - “добром“. Поэтому некоторые последователи простонародного Торб выражали свой страх и почтение, молились и приносили жертвы всем алпам без разбора.

 

Вначале Тангрой были созданы алпы первого поколения: Берген (или Мерген, Биргюн-Биркюн, Узи-Аба, Буран, Леуген, Субаш, Джам-Буран, Мар) - дух хаоса, природных катастроф, солнца и охоты, могущий принимать вид гигантского дракона - бараджа, Туран (Торна-“Журавль“, Уран и др.) - женский дух (алпбика) жизни и любви (принимала вид журавля, гуся, лебедя, утки, змеи...). По воле Тангры, они произвели на свет алпов среднего поколения, имевших такие имена: Тама (Тамта, Албастый) - дух гор, засухи и тьмы, Улят или Кузгэ (“Мышь“), алпбика мора и болезней, Джиль - дух ветра, Кубар (Барыс и др.) - дух грозы, молнии и небесной воды, Сабан (Самар, Симбир, Амур, Кюнгош, Нардуган, Мардукан, Карга, Гюльджимеш, Чумар и др.) - дух света, урожая и изобилия, Кермес (Бай-Терек, Имэн и др.) - дух леса (он пользовался правом сообщать Тангре обо всем, что делается на Земле и среди алпов в любое время), Арча (Артыш, Эрдим, Эрми, Артимеш, Тимеш, Урабика и др.) - алпбика девственности и лесных животных, Ашна (Эрги, Чакчак и др.) - алпбика полевых растений, по воле Тангры возникла из капли утренней росы...

 

Два алпа среднего поколения - Кубар и Сабан - были близнецами и их обоих называли еще Субаш, Барадж, Атряч... За свои великие деяния они оба получили также почетное звание “ага“ (“Ака“) -“старший“. Поэтому праздники в их честь (Сабантуй, Каргатуй, Нардуган и др.) назывались также “Акатуй“...

 

Среди алпов третьего поколения или младших алпов наиболее известны Су-Анасы или Хатын (дочь Тама и Улят) - алпбика водных животных (могла принимать облик утки, гуся, лебедя и др. водных животных), Аждаха (сын Тама и Улят) - дух разврата и прелюбодеяния, Шурале (сын Тама и Улят) - дух засухи и смерти, Кук-Куян или Ташбаш (сын Тама и Улят) - дух дорог и торговли (за непочтение к себе мог устраивать разные пакости путникам и насылать на них разбойников), Тун-Бури (сын Кубара) - дух утопленников (если он являлся кому - значит, тому суждено было утонуть), Бури или Барын (сын Кубара) - дух грома и халиб (т.е. вестник победы и славы), Янгыр (сын Кубара) - дух дождя и халиб, Мал-Могер или Булут, Малмыш, Булюмар, Баламир и др. (сын Тама и Улят) - дух скота (который принадлежит кочевникам-животноводам), мог принимать облик гигантского быка, Кыш-Тархан (сын Сабана, известный также под именами Тайгас, Ябалак и др.) - дух зимы, Булгарский Дед Мороз, хазясы (дети Кермеса, которым покровительствовала Арча) - духи различных мест, Боян или Боян-Имэн, Джок и др. (сын Кермеса) - дух исцеления, гадания и шаманства (“джок“) (remember the Rumanian/Moldavian ancient dance Djok - Translator Note)... Тама-Тархан, Аждаха, Улят и Шурале считались плохими, злыми, нечистыми алпами, а Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом). Однажды Тама-Тархан решил стать господином всего и двинулся на алпов, отказавшихся ему подчиниться. Он проглотил многих алпов, но уцелевшие в страхе обратились за помощью к Тангре. Тангра вооружил молниеносными трезубцами алпов Сабана Мардукана и Кубара и направил их против мятежного алпа. Кубара подвел его “конь“ - бык, на котором он ехал на битву, поэтому Сабан опередил брата и своим трезубцем ударил в Тама-Тархана. С помощью подоспевшего Кубара Сабану удалось распороть Тама-Тархана на три части. Одна часть осталась тьмой, из другой сделалось Нижнее Видимое Небо, из третьей - Мировой Океан (“Чулман дингезе“). По воле Тангры Кубар и Сабан обернулись гусями (или утками) и наловили в воде песчинок, из которых они сложили Землю. Пока они делали это, в воздухе (между Небом и Землей) из искр молниеносных трезубцев, по воле Тангры, возникли души (которые летали по воздуху, но отдыхать прилетали на Землю в виде прекрасных птиц).

 

Из распоротого чрева - пещеры Тама-Тархаиа вылезли проглоченные им алпы, а из глиняных ног алпа тьмы Шурале сделал фигуры людей, надеясь усилить с их помощью свое могущество. Но фигуры были уродливыми и безжизненными. Тогда Шурале попросил алпбику Улят (могущую в образе крылатой мыши долетать до высокого шатра Джам-Бурана в Невидимом Небе - Мире) украсть полотенце из бани праотца алпов. “Джам-Буран, говорят, прекрасен собой, и полотенце, которым он обтирается, сохраняет его черты. С помощью этого полотенца я передам красоту Биргюна людям и унижу его за нелюбовь к нам“,- сказал ей Шурале, Улят украла полотенце и сбросила его на Землю, а Шурале обтер полотенцем фигуры людей, и они стали красивыми. Для того, чтобы оживить людей, Шурале наловил душ-птиц и вложил их в фигуры. Они ожили - так появились люди. Но Тангра не допустил, чтобы Шурале завладел людьми - души остались принадлежать Тангре и после их смерти опять взлетают над Землей, а Шурале достаются лишь безжизненные гниющие тела. Биргюн пожаловался Тангре на Шурале и Улят, и Творец обезобразил их внешней вид, а кроме того, лишил Улят крыльев.

 

Так как плоть людей сделана из тела Тама-Тархана, то плотские желания людей и поступки во имя исполнения этих желаний есть низость и зло. Эти желания и поступки пачкают души людей. После смерти человека его душа между Небом и Землей проходит проверку. Если грязи на душе немного, то душа очищается и чистой поднимается в Небо, А если души перегружены грязью зла, то они падают в подземный мир (Тама) и превращаются в злых духов - йорегов. Поэтому надо жить так, чтобы низких мыслей и поступков было как можно меньше.

 

Настоящий Торе гласит; все люди рождаются равными, но впоследствии, по воле Творца, получают разные наклонности и начинают заниматься разными делами. В силу дарованных Творцом способностей и возможностей люди становятся богаче или беднее, но должны честно заниматься каждый своим делом, не быть завистливыми и не обижать друг друга.

 

А представители одного из воинственных течений простонародного Торе - “Маджары“ - говорили так. Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жены должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям - возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: “Если вы - очень уж выдающиеся, смышленые и всезнающие - то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!“ Маджары говорили: “Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда - их название “Маджары“ - “жертвенные“. “А наши аристократы называли Маджаров “ельбегенами“, “грачами“ и “айярами“.

 

Идеи Маджар воспринял Худаяр и, прибавив к ним некоторые Христианские молитвы, создал ересь Худаярства (Богомильство). После смерти Худаяра его последователи стали убивать змей, т.к. Худаяр погиб от укуса змеи, и этим они отличаются от старых Маджар. Булгары Ак-Булгара (Волжской Булгарии) сохранили древний Булгарский обычай почитания змей, поэтому среди них Худаярство не распространилось. Знаком наших Маджар был “знак Грача“ черного цвета. Этот же знак был гербом Саксина. После айярского восстания в Буляре (в 1182-1183 гг.) Габдулла Чельбир запретил этот знак, а герб Саксина велел изображать красным цветом. У Худаярцев же знаков не было.

 

2. ОБРЯДНОСТЬ

 

В глубокой древности главных молений (“мэн тайрэ“ - “большое моление“) было два: зимнее и летнее.

 

Летнее “мэн тайрэ“, на котором молились Тангре, называлось Джиен, а зимнее, устраивавшееся в честь Нардугана и духов предков-героев (“сын“) - Нардуган или Мардукан. Вели эти моления выборные кельбиры, а всем бюрганам (юрганам) или кам-боянам в местах “мэн тайрэ“ появляться запрещалось, т.к. во время общений со злыми духами они впитывали зло и могли испачкать им место моления - “карамат“. Кельбиры имели на груди изображения Тангры или духов (в зависимости от того, кому посвящалось моление), а в руке держали посох, увенчанный полумесяцем, шаром и лошадиным хвостом красного цвета. Во время молитвы Тангре смотрели в небо с поднятыми вверх руками, а потом кланялись и падали ниц. Смотреть в землю было нельзя - ведь под ней живут нечистые духи. Раньше, когда приносились человеческие жертвы, мужчины нередко боролись друг с другом за честь быть принесенным в жертву...

 

Народ считал солнце, луну и звезды глазами Тангры, поэтому молились восходящему солнцу. В эпоху царствований кельбирами избирались цари или другие члены царствующего дома.

 

Гази-Баба так описывает джиенное моление, которое видел сам. Карамат располагалось на возвышенном месте на поляне, “Стена“-плетень была едва заметна - и то только у трех ворот карамата (у восточных, которые назывались Тангра Капа, у северных - Кук Капа и у южных - Ер Капа) и с западной стороны, наглухо закрытой от злых духов.

 

Посреди Карамата росло несколько деревьев, самое красивое из которых и называлось священным деревом Бай Терек. Южнее Бай Терека на земле был сделан помост для кельбира - “ег-кэпэ“...

 

Когда в Карамат вошли люди, предводительствуемые Кельбиром, к западной “стене“ подвели жертвенных животных (белую лошадь, белого бычка и белую овцу) и привязали их к трем столбам. Затем животные были переведены к трем столбам на месте у Тангра Капа, называемом аба или уба, заколоты и разделаны. Их шкуры были развешаны по трем столбам. Вместо настоящих животных к столбам у западной “стены“ привязали их чучела. Это было сделано для обмана злых духов, чтобы они, привлеченные животными, по-прежнему оставались у западной “стены“ и не вошли внутрь Карамата. Через Кук Капа внесли воду для приготовления жертвенной пищи и разожгли три костра, на которых стали варить мясо жертвенных животных. Люди смотрели на все это до тех пор, пока Кельбир с дерева не возгласил: “Мэн тайрэ! Глядя на солнце, говорите!“

 

Тут люди воззрились на восточную часть неба, положили шапки под мышки, и Кельбир начал молитву. В старые времена она была такой:

 

Ты, белый властитель,

Имеющий тысячу лиц!

Ты, золотой властитель,

Имеющий тысячу глаз!

Ты, серебряный властитель,

Имеющий тысячу ушей!

Ты, медный властитель,

Имеющий тысячу кос!

Ты, изумрудный властитель,

Имеющий тысячу туловищ!

Ты, розовый властитель,

Имеющий тысячу рук!

Ты, черный властитель,

Имеющий тысячу ног!

 

Я молюсь, подчиняясь вращению твоему!

Я молюсь, поворачиваясь по Солнцу!

Вир Тангра! Бир Канар [Один Правитель]!

Бир Торе [Один Порядок]! Мэн Тайрэ [Большое Моление].

Одно начало, Один Кельбир.

 

Ты - владыка нашей семицветной земли,

Ты - владыка наших семи племен!

Мы - люди, которые собрались здесь,

Чтобы умилостивить тебя подношениями,

В знак покорности мы даем тебе

От семи наших племен

Семь душ чистых юношей,

Семь душ чистых девушек.

Ты - владыка всего живого.

 

В знак этого мы даем тебе

Семь чистых иджиков (жертвенных коней),

Семь чистых мосха (бычков),

Семь чистых баранов.

Прими от нас, смиренных, все это

И пошли нам свою милость.

 

Пусть будет окрашена твоя земля

В твои семь благословенных цветов.

Пусть будет плодородна черная земля,

Пусть будут розовыми цветы,

Пусть будут полноводны изумрудные реки,

Пусть будут высоки изумрудные травы.

Пусть будет бесчисленным меднобокий скот,

Пусть будет высок среброствольный лес,

Пусть сияет золотое солнце,

Пусть крепко стоит тысячелетняя белая юрта!

 

“Но я слышал слова попроще и уже несколько иные, хотя начало ее оставалось прежним... “Канар“ произносили как “кана“... Фраза о человеческих жертвах пропускалась, и сразу говорили слова “Ты владыка всего живого“. Далее говорили о том числе животных, которым действительно жертвовали. Люди повторяли за Кельбиром, смотрящим на небо, его фразы, и после каждой фразы низко кланялись.

 

Когда сказали слова “Я молюсь, подчиняясь вращению твоему“, все прошли вслед за Кельбиром вокруг Бай Терека. Когда сказали слова “Я молюсь, поворачиваясь по солнцу“, снова прошли вокруг дерева. Когда сказали “Одно начало, один Кельбир“, в третий раз прошли вокруг Бай Терека.

 

После этого по призыву Кельбира, уже перебравшегося на возвышение возле дерева, все стали на колени и молились с поднятыми к небу лицами и руками, заканчивая эту часть молитвы словами:

 

“Чистого и красивого иджика (жертвенного коня), чистого мосху (корову) и чистого барана“. Когда люди сказали эти слова, Кельбир встал и взял в руки ковш, сделанный из черепа (whose skull?) и серебра. Своими руками он налил в этот ковш бал (honey - Translator's Note), поднял его к небу и, сказав: “Прими от нас, смиренных, все это“, вылил бал в огонь одного из костров возле уба (habitation - Translator's Note). Затем положил в ковш хлеб с солью и сделал с ними то же, что и с балом. Наконец, положил в ковш мясо и, после тех же действий и слов, бросил его в третий костер (for archeologists to find and admire the wealth of Iranian-speaking Scythians who enigmatically throw silver into the fire).

 

Сделав это, Кельбир вернулся на свое возвышение у дерева и стал говорить, поднимая руки в начале каждой фразы и опуская их в конце, а люди повторяли за ним все его слова... [от слов “Прими от нас, смиренных все это...“ до слов “В твои семь благословенных цветов“]. Затем Кельбир полил из ковша кровью жертвенных животных Бай Терек и другие деревья, при этом “Казанчеи“ несли за ним котлы (“Казаны“) с этой кровью, а люди повторяли молитву.

 

Закончив с этим, Кельбир возвращается на тахет (raised place, future Russian “takhta“) и словами “Мэн тайрэ! Глядя на Солнце - пойте!“ вызывает дынгырчиев [музыкайтов] с барабанами, дудками, волынкой, дынгыром (бубном), домброй и кубызом. Дынгырчии, опустившись на колени возле Бай Терека, заиграли, а девушки, встав и подняв над собой несколько длинных белых льняных покрывал, хором пропели часть молитвы... [от слов “Пусть будет плодородна черная земля“ до слов “Пусть крепко стоит тысячелетняя белая юрта“.] В начале каждой фразы девушки поднимали полотна вверх, а в конце - опускали их себе на голову. А люди, остававшиеся на коленях, вслед за Кельбиром в начале каждой фразы поднимали руки вверх и в конце - опускали. А укрывание полотнами означало, что люди с радостью вступают под защиту Тангры...

 

Когда эту песню пропели, девушки опустили полотна на землю, и на одно из них сел Кельбир. Четверо мужчин - “Маджаров“ или “батыров“ подняли его и три раза пронесли на полотне вокруг Бай Терека, три раза сказав при этом: “Пусть крепко стоит тысячелетняя белая юрта“. Народ ходил за ними. В начале каждой фразы мужчины поднимали полотно с Кельбиром вверх, а в конце - опускали. Кельбир и народ при этом поднимали и опускали руки, глядя в небо.

 

казанчии в это время уже перелили часть бала из деревянного корыта в Казаны (котлы), а шамбаты (like Kurbat's brother Shambat, and one of the names of Kyiv) разрезали приготовленное мясо на куски.

 

Когда пение закончилось, Кельбир первым привязал к ветке Бай Терека три ленточки и связал их, после чего это же сделали другие люди, а при этом они загадывали свои желания и клялись в верности Тангре словами: “Бир Тангра! Бир Канар! Бир Торе! Мэн тайрэ!“ Почтенные мужи привязывали ленточки к ветвям Бай Терека, а прочие - к ветвям других деревьев. Ленточки должны были быть белыми, синими (зелеными) и красными (желтыми). Белый цвет означал Тангру, синий или зеленый - Небо и небесные воды, а красный или желтый благодатную Землю, озаренную светом и милостью Тангры. Кроме этого в маленьких платочках привязывали также монеты...

 

Затем Кельбир взял поданную казанчиями чашу с балом и окропил из нее Бай Терек, ленточки и людей.

 

За ним деревья и ленточки окропили все люди. При этом Кельбир и все присутствующие восклицали: “Бир Тангра! Бир Канар! Бир Торе! Мэн тайрэ!“ (The tradition of tying ribbons on trees is still with us, in a literal form, and in methastised form, as depictions of the ribbons on the car trunks)

 

После этого казанчии и шамбаты раздали бал, мясо, бульон, яйца и кашу мужчинам, замужним женщинам и юношам. Пищу расставили на полотнах, сели вокруг и стали пировать. Но через некоторое время девушки, оставшиеся без еды, спели песню “Батумар“, в которой алп грозы, небесных вод и молнии Кубар назывался “Кумаром“ и “Самаром“:

 

“Кумар, лей, лей, лей!

Самар, лей, лей, лей!

Принесу тебе в жертву черную овцу!

Ляжку оставлю тебе,

Разноцветную ложку дам тебе,

Вкусную кашу дам тебе!

Дождик мой, лей, лей -

Чтобы народ не умер с голоду,

Чтобы было много трав,

Чтобы сыты были коровы,

Чтобы можно было нам пить молоко!

Покушали ли вы, подружки?

Сыты ли вы, подружки?“

 

Дынгырчии подыграли им, а потом подыграли парням, спевшим в ответ девушкам:

 

“Солнце, выйди, выйди, выйди!

Ложку каши дам тебе,

Масло со сковородки дам тебе,

Зарежу жирного быка [для тебя]!

Кашу тебе отдам,

Мясо съем сам,

Кости брошу собаке!“

 

С этими словами парни дали девушкам еды, в которой не было только мяса. Через некоторое время девушки опять спели “Батумар“, и вновь парни угостили их, но опять не дали мяса. Так повторилось несколько раз, до конца пира. В конце концов девушки получили немного мяса, но должны были унести его с собой и съесть только на рассвете следующего дня (In animal-breeding society, where the meat is a main staple, this ritual is somewhat puzzling).

 

“Как мне говорили, злые духи думали, что это мясо пожертвовано им, и не вредили людям. Но были и другие объяснения этого обычая...“

 

Покрывало, на котором носили Кельбира, разорвали на части так, что кусочки достались всем, и разошлись по домам, говоря; “Бир Тангра! Бир Канар! Бир Торе! Мэн тайрэ!“ Из этих кусочков потом сделали мешочки для амулетов. Кельбир, казанчии, шамбаты и дынгырчии были щедро вознаграждены большим количеством еды.

 

Другой мэн тайрэ - Нардуган - проводился в далеком прошлом в десятом месяце, который в народе назывался также нардуганом. Этот мэн тайрэ начинали с того, что люди с масками на лицах и в самых причудливых одеждах высыпали на улицы села и с громкой музыкой и с дикими криками прогоняли нечистых духов. Эти ряженые называли себя кукерами - “небожителями“, а действовали они в их образах и от их имени для того, чтобы избежать ответной мести злых духов... Несколько человек тащили за собой сани, на которые из каждого дома выбрасывались какие-нибудь старые вещи. Они были убеждены, что вместе с этими вещами они выбрасывают все накопившееся в доме за год зло. Кроме этого, все были вооружены палками, вилами, топорами, деревянными саблями, самодельными копьями, рогатыми шлемами (Is not the horned helmets foible a privilege peculiar solely for the Germanic people?). В двери каждого дома стучали этим оружием, а потом заходили внутрь с дымящимися ветками арчи (можжевельник) или сосны и окуривали их, т.к. нечистые духи боялись этого дыма.

 

При всем при этом, время от времени, все “кукеры“ пели начало нардугановской молитвы, в которой славился Мардукан или Нардуган. В ней люди разных местностей указывали разные числа:

 

“Ты, находящийся за белыми облаками,

Ты, находящийся за черными облаками,

Ты, находящийся на синем небе,

Ты, находящийся во владениях Тангры,

Ты, носящий столько-то кос,

Ты, совершивший столько-то подвигов (или “убивший столько-то врагов)

Ты, чья слава достигла Неба,

Ты, аба (родоначальник) такого-то рода,

Ты, чье лицо лучилось красотой,

Ты, чье сердце было полно состраданием,

Ты, чья душа была полна благородством,

Ты, чья сила защищала слабого...“

 

К этим словам молитвы в селах добавлялись самые различные устрашающие припевы о том, что “кукеры“ скачут по зову Нардугана на врага - нечистых духов - с четырех сторон, на конях четырех мастей и полны решимости разгромить нечисть самым различным оружием.

 

Выгнав нечистых духов из села, “кукеры“ шли на кладбище. По пути они брали снежный город, представлявший собой чаще всего небольшой холм с ледяными склонами, а после этого вешали захваченное в нем чучело Тама-Тархана и сжигали сани со старыми вещами. На кладбище опять пелось начало молитвы, о котором уже писалось, и к нему добавлялись такие слова:

 

“Прими от нас столько-то верблюдов,

Прими от нас столько-то коней,

Прими от нас столько-то баранов... (число и виды жертв были различными)

Прими от нас дорогое оружие,

Прими от нас дорогие одежды,

Прими от нас драгоценную посуду,

Прими от нас сладостные напитки,

Возрадуйся нашим подаркам, Передай наши просьбы Тангре -

Пусть Тангра выполнит их,

Пусть наполнятся наши сердца радостью“.

 

Когда говорились слова об оружии - Кельбир, руководивший молитвой, втыкал возле столбиков жертвенника стрелы, когда - об одеждах, то он расстилал возле столбиков какую-либо материю, когда - о посуде, то ставил на материю большую чашу, когда - о напитках, то наливал в чашу медовый напиток. Затем все, начиная с Кельбира, выпивали жертвенные напитки в честь Мардукана и других предков -героев, родоначальников многих родов, повторяя ту же молитву, но адресуя ее абаям (ancestors - Translator's Note). После этого “кукеры“ возвращались в село, бурно веселясь, Перед входом в село для них разжигали костры, и они прыгали через них. В селе “кукеры“ собирали с каждого дома подарки, которые клали в свои торбы (cloth bag carried on the back - Translator's Note). При этом они также пели различные песни, в которых пугали хозяев бедствиями, когда они были скупы, или обещали много добра, если хозяева были щедры... (i.e precursor of Halloween trick-and treating)

 

Перед тем, как разойтись по домам, где происходили пиры и гадания, “кукеры“ со смехом обливали друг друга водой и устраивали пляски. Сильные морозы заставили Булгар многих мест перенести некоторые действа Нардугана на время других праздников, главным образом весенних, особенно на время Сюрена и Шиллыка (моление на кладбище). Таким образом почти совместились действа, посвященные гибели Мардукана, его возрождению (через 40 дней) и его свадьбе на Ашна-бике (Чакчак).

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ТОРЕ

записанные по воле Кансюбиги Урус-Югур Айдар Тебиром Шамсом в городе Башту (по данным Кул Гали и Гази-Бабы)

 

2. Тех мужчин и женщин, которых уличили в ругании Торе, прелюбодеянии, воровстве казенного и общественного имущества, воинских и стреноженных лошадей, насилии и разбое [грабительское нападение], пусть привязывают к сарманам, разрубают на части, а части развешивают на березе (осине)...

 

3. Чужеземца, хулящего Торе, пусть привязывают к лошади и гоняют ее до тех пор, пока хулитель не издохнет, а чужеземца, совратившего Булгара в почитание чужих духов, пусть лишат носа, ушей, подвергнут битью и изгонят из державы...

 

4. Если какой-нибудь властитель или боян тайно примут другую веру, то они казнятся. Если простой Булгар примет другую веру и скроет это, то он лишается всего имущества, носа, ушей, подвергается битью и изгоняется из рода. Если любой Булгар открыто примет другую веру, то он лишается всех званий, всего имущества и перестает быть членом рода, но не изгоняется и не наказывается, как бесчестный человек..

 

6. Юрганов (бюрганов) или кам-боянов, утерявших свою силу и уличенных в обмане народа, пусть вешают на деревьях...

 

8. ...За измену [государству] казнится не только виновный, но и его ближайшие родственники...

 

10. Каган кан-сюбиги [император] (i.e. Khan-Army-Bek, i.e. Khan-Head-of-the-Army, a telling etymology - Translator's Note), капаган [или караган - глава правительства], багыл-тархан [или инал - предводитель знати] и эщергу багыл, исполняющий обязанности иджика [или идика - верховного судьи], избираются на великих кинешах...

 

Перед великими кинешами все роды пусть примыкают по своему желанию к четырем великим родам - Барынджар [Барын], Ширак [Ширин], Кюнглы-Aргын [Хонские и Сербийские роды] (i.e. Huns and Suvars. For Huns see here, Kangly see here, for Baryn here, for Esegels here, for Suvars here - Translator's Note) и Маджар-Эсегел - возглавляемым избранными ими турунг (или туджунг) - абыями [или абызами - приписка на полях]...

 

11. Число багылов и баганынов - участников великих кинешев -пусть не превышает 500, и пусть все они получают звание буляр.

 

...Пусть число дворцовых буляр будет ограничено 30, а число внутренних или палатных буляр - 12, и пусть они носят звания мэн багылов [великих багылов]...

 

13. ...Сыновья Каганов или кан-сюбиги от наложниц не принадлежат царскому роду, а принадлежат родам своих матерей...

 

15. Податное население платит казне налог в размере двадцатой части всего имущества.

 

16. Кан имеет право взимать десятину с купцов, десятую долю праздничных подношений (абар), десятину за свое судейство, налог в размере двадцатой части всего имущества с людей своего юртлука.

19. ...Кулбии (или улугбеки - наместники кана) следят только за сбором курэнчеями канской доли (ак данга) (white money - Translator's Note), а куштаны (уполномоченные капагана) следят только за сбором билемчеями государственной доли (кара данга) причем все они ездят по определенным дорогам и берут приготовленные данга на чункасах. Если данга не приготовлены в указанный срок, тогда они имеют право сворачивать с дороги и брать положенные данга силой в присутствии турунгов...

 

21. За пределами ангыла судебные тяжбы разбирает иджик...

 

25. В любом случае должно вносить выкуп за невесту, даже если она увезена силой... Если при попытке похищения невесты был убит похититель или кто-то из его дружков, то за это никто не несет ответственности...

 

30. Положено перед битвой совершить моление Тангре, Биргюну-Карабагу и Кубару о даровании ими победы... возле установленных царском бунчуке и полковых билигах... и с принесением в жертву людей, коней, баранов... Все клянутся храбро биться ради победы... и погибнуть от меча в случае бегства с поля боя... Потом бунчук, билиги и все воины окропляются Кельбиром водой, дабы Тангра и его духи даровали войску силу победить...

 

После победоносной битвы положено совершить благодарственное моление и жертвоприношения...

 

32. Воин, проявивший неуважение к своему оружию.., лишается его.

33. Воины, прибывшие на сбор не в полном вооружении, не выполнившие приказа... или побежавшие с поля боя, казнятся военачальником...

 

35. О добыче... Дом считается добычей того воина, который первым вонзил в его стену свое оружие - копье или другое...

 

36. Тела погибших великих воинов врага нельзя класть в землю, т.к. их души останутся на нашей земле и будут мстить. Их тела надо либо сжигать - тогда они никогда не возродятся, либо вешать на деревьях, а из их черепов делать чаши и пить - тогда Тангра возродит их уже на нашей земле и вольет их силу и отвагу в мышцы и души пьющих...

37. Пленные не подлежат убийству... Но если враг совершил преступления...- то за это могут быть наКазаны военнопленные... А если среди военнопленных обнаруживаются простолюдины, то таких надо отделять от остальных [военнопленных] и сажать на кол или сваривать в котлах... Также надо поступать и с вожаками разбойников и разбойничающими воинами врага.

 

38. ...Убийца выдается родственникам убитого, и те сами решают, убить его или позволить ему выкупить свою жизнь...

 

Если родственники убитого простят его и разрешат ему выкупить свою жизнь, то убийца-мужчина выкупает ее или за 1,000 овец, или за 100 верблюдов или за 300 лошадей, а женщина - за вдвое меньшее количество скота...

 

Точно также за членовредительство... членовредитель либо лишается такой же части тела, либо выкупает ее с согласия пострадавшего...

 

39. ...Если кто-то умер от отравления или порчи, то с отравителем и напустителем порчи пусть разбираются, как с убийцами... Если отравление или порча не привели к смерти, то виновные должны заплатить ур [дань, выкуп, штраф, налог] пострадавшему сообразно его положению...

 

Если ур не выплачивается, то взыскивается с родственников виновного и уничтожаются средства отравления и порчи... Если они были произведены посредством вина, то уничтожается виноградник, если... посредством мяса, то уничтожается скот...

 

41. ...Убийцы своих родителей, ближайших родственников, властителей и баянов, не прощенные родственниками убитых, привязываются к перекладине ворот и расстреливаются стрелами, после чего кладутся в ящики и опускаются на дно вод, дабы грех подобных убийств был смыт священной водой...

 

42. Юрганов, чужеземцев, безродных рабов, самоубийц и тех, на кого, по воле Тангры, указал Кубар, должно хоронить вне кладбищ... Тела нечаянно погибших юргаиов надо вешать на деревьях и подвешивать к ветвям птичьи крылья, с которыми их души полетят на небо...

 

Для умерших юрганов и для тех, на кого указал трезубец Кубара... вне кладбища надо сделать на деревьях ег-кэпэ (помост из досок) и на этот ег~кэпэ положить ящик с телом и запасом пищи и питья... Если деревьев нет, то ящик кладут на столбы... Рядом надо также вешать на деревьях и столбах крылья и изображения птиц...

 

44. Укравший возмещает украденное в десятикратном размере. Если он не в состоянии возместить это, то плата берется с его ближайших родственников...

 

45. Если вор попадется с поличным в первый раз и поклянется больше не воровать, то взять с него установленную плату. Если вор попадется во второй раз, то взять с него установленную плату, а кроме того лишить его носа, ушей и подвергнуть битью.., как бесчестного человека. Если вор попадется в третий раз, то взять с него установленную плату и сломать ему обе ноги.

 

46. ...Если нанесен ущерб купцам или людям управления, а виновные скрылись, то ответственность за преступление несут багылы и народ той местности, где совершено преступление...

 

48. Если кого-либо уличат в наговоре, то пусть он будет наКазан за то преступление, в котором пытался обвинить невиновного...

 

50. Если умирает хозяин, не имеющий взрослых детей, то его малолетние дети и имущество передаются его отцу - до их повзросления...

 

Если его отца нет в живых, то они передаются брату умершего, а жены умершего становятся женами его брата.

51. ...Беременная женщина избавляется от наКазания... Женщина, имеющая детей, при разделе имущества получает не только свою часть, но и часть на детей... Отцы у детей могут быть разными, а мать одна. Пусть дети не забывают этого и кланяются матери прежде, чем поприветствуют отца...

 

52. Если какой-либо чужеземный правитель не выдает державе Булгар ее подданных, скот и имущество,., то Кан имеет право забрать это силой в набеге сразу после получения отказа в выдаче...

 

53. Если кто-либо убежал из державы в другую страну, то за это казнятся охранники того участка границы, через который бежали преступники...

 

54. Если кто-то пытается скрыть преступника и преступление, то пусть подвергнут его пыткам: битью... укалыванию... подвешиванию за ребро, опусканию рук и ног в кипящую воду... а потом взыщут с него положенную за преступление плату...

 

55. Если кто-либо попытается избегнуть присужденного наКазания, то он казнится...

 

56. О клятвенных договорах...

 

Должно знать: что клятва, сопровождающаяся выливанием всей воды из какого-либо сосуда, означает клятву своей жизнью; что... связыванием трех кож или сбором в кучу стеблей (веток) означает клятву жизнью всей семьи и детей...; что ...обрызгиванием чего-либо означает клятву обрызганным имуществом, которое, в случае нарушения клятвы, будет уничтожено по воле Тангры - Биргюном и Кубаром; что... взятием в руку горсти земли, означает клятву благополучием своей земли; что... убийством собаки, означает клятву жизнью всего рода, который, в случае нарушения клятвы, будет уничтожен злыми духами... . Должно также знать, что... мочеиспускание [в таких-то случаях]..., изображение других людей и существ в плохом виде... приводит к порче... Собака, убитая и закопанная на месте будущего поселения, будет охранять это поселение, почему... [обрыв записи].

 

57. Если договор, скрепленный клятвой при свидетелях, не был выполнен одним из договаривавшихся, то другой вправе обратиться к судье и, по решению суда, завладеть тем, чем клялся нарушитель - мирно или силой...

 

59. О правилах поведения



2015-12-13 653 Обсуждений (0)
ИЗВЕСТИЕ ГАЗИ-БАБЫ О НЕКОТОРЫХ БУЛГАРСКИХ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКАХ (КОНСПЕКТИВНАЯ ЗАПИСЬ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИЗВЕСТИЕ ГАЗИ-БАБЫ О НЕКОТОРЫХ БУЛГАРСКИХ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКАХ (КОНСПЕКТИВНАЯ ЗАПИСЬ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)