КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
В ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Из этого определения можно выделитьчетыре характерных признака государственной должности: 1) ее принадлежность только государственному органу; 2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа; 3) оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации; 4) государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо бездействия, связанные с исполнением должностных обязанностей. В зависимости от вида государственной властигосударственная служба может быть: 1) в представительных органах; 2) в судебных органах; 3) в органах исполнительной власти; 4) в иных органах. Государственныедолжности государственной службы подразделяются на следующие группы, так называемые квалификационные разряды: — высшие государственные должности госслужбы (5-я группа); — главные государственные должности госслужбы (4-я группа); — ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа); — старшие государственные должности госслужбы (2-я группа); — младшие государственные должности госслужбы (1-я группа). Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий: 1. Представители административной власти — лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например работники полиции). 2. Оперативный состав — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов, например юристы-консультанты. 3. Вспомогательный состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, которые влекут юридические последствия и влияют на содержание решений данного органа, например технические секретари. 4. Граждане, не состоящие на государственной службе, ноуполномоченные совершать действия, которые влекут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы. В квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности, включаются: — уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственной должности; — стаж и опыт работы по специальности; — уровень знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваютсяквалификационные разряды: — государственным служащим, замещающимвысшие государственные должности, — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов; — государственным служащим, замещающимведущие государственные должности, — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов; — государственным служащим, занимающимстаршие государственные должности, — советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов; — государственным служащим, занимающиемладшие государственные должности, — референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов. Для отдельных видов государственной службы вводятся другие виды квалифицированных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги и т. д. За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий. Различие в объеме и характере должностных полномочий является основанием для классификации государственных служащих на три основные группы: должностные лица, представители власти, вспомогательные работники. Должностные лица. Понятие «должностное лицо» весьма часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции, ТК РФ, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам об административных правонарушениях, и др. Однако необходимо учитывать, что, например, определение должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к ст. 285), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Применительно к статьям Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, к должностным лицам относятся государственные служащие, которые наделены правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, т. е. действия, влекущие правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, например, право издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, принимать меры поощрения и дисциплинарного воздействия на подчиненных им работников. К вспомогательным работникам относятся государственные служащие, наделенные служебными обязанностями и правами совершать только материально-технические операции, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистрации исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения. К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др. Особую категорию должностных лиц образуютпредставители административной (исполнительной) власти. К ним относятся должностные лица, которые наделены властными полномочиями предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и организациями, не подчиненными по службе представителю власти. К представителям административной власти, например, относятся сотрудники полиции, а также представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.). Законные требования представителей власти, вытекающие из предоставленных им государственно-властных полномочий, обеспечиваются мерами административного воздействия. Все государственные служащие являются субъектами административного права. Они обладают определенными правами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами. Вместе с тем законодательство предусматривает некоторые ограничения служащих, вызванные интересами их службы. Права государственного служащего: 1) право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей; 2) право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 3) право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; 4) право принимать решения и участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; 5) право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности; 6) право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажаего работы, уровня квалификации; 7) право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами, до того как их внесут в личное дело, а также право на приобщение к личному делу своих объяснений; 8) право на переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 9) право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; 10) право на проведение по требованию государственного служащего служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 11) право на объединение в профессиональные союзы или ассоциации для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; 12) право вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, которые связаны с государственной службой, в том числе по вопросам: — проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов; — содержания выданных характеристик; — приема на государственную службу и ее прохождения; — реализации прав государственного служащего; — перевода на другую государственную должность; — по вопросам наложения дисциплинарной ответственности государственного служащего; — несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего; - увольнения с государственной службы. Наряду с перечисленными правами государственный служащий наделен и рядом обязанностей: 1)государственный служащий обязан обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; 2) добросовестно исполнять должностные обязанности; 3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 4) исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением тех, которые противоречат закону; 5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, который установлен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; 7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; 8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Сама по себе государственная служба предусматривает соблюдение ряда ограничений. Государственный служащий не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество или служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 10) принимать участие в забастовках; 11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1836)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |