Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды межличностных конфликтов



2015-12-15 1316 Обсуждений (0)
Виды межличностных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее характерными для межличностных конфликтов яв­ляются следующие их виды:

Конфликты, причинами которых являются несовместимые потребности, желания, интересы, цели, ценности и т.п.

Конфликты «несовместимых» средств достижения общих потребностей, интересов, целей и т.д.

Конфликт в связи с ограниченными материальными ресурсами (деньги, квартира, земельный участок, льготная путевка на курорт и др.).

Конфликт доминирования (властных отношений) — стремле­ние одного субъекта навязать другому свою волю, власть и нежелание последнего подчиняться или стремление оспо­рить пределы навязываемых властных полномочий (семей­ные конфликты, дедовщина в армии).

Конфликт статусных позиций возникает либо когда индиви­ды претендуют на один и тот же социальный статус, либо когда они неадекватно оценивают занимаемые ими и оппо­нентами статусы, например, ребенок оспаривает власть ро­дителя, гражданин — власть чиновника.

Ролевые конфликты можно условно разделить на три подви­да: 1) два и более индивида стремятся выполнять одну и ту же роль в социальной группе или навязывают какую-то роль другому; 2) неадекватная оценка исполнения той или иной роли другим индивидом; 3) исполнение двух и более труд­носовместимых ролей и/или неадекватное исполнение со­циальной роли.

Конфликт обладания наиболее характерен для индивидов, находящихся в близких отношениях друг с другом (друзья, родители-дети, супруги, влюбленные), когда один или оба субъекта хотят единолично владеть и распоряжаться другим.

Конфликт соперничества или конкуренции возникает, когда два и более индивида соперничают друг с другом в чем-то (силе, красоте, богатстве, интеллекте, смелости и др.), при этом конкуренция и соперничество предполагают кон­фликтные взаимодействия.

Нереалистический конфликт. Как уже говорилось выше, та­кой конфликт возникает не по поводу какого-то объекта (предмета), а из-за неадекватного психического состояния одного или обоих субъектов конфликта. Здесь конфликт яв­ляется не средством достижения цели, а целью.

Конфликт психологической несовместимости — негативная взаимная оценка и восприятие оппонентами друг друга. Опасность такого конфликта заключается в том, что несо­вместимость может определенный период времени никак не проявляться во взаимоотношениях индивидов, сущест­вуя на уровне подсознания, но в определенной, сложной ситуации стать причиной ожесточенного межличностного конфликта.

Варианты исхода межличностного конфликта

В зависимости от причин возникновения конфликтной ситуа­ции, интересов и целей, преследуемых оппонентами, соотноше­ния противостоящих сил, конфликтного поведения сторон меж­личностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

1)уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. Такое поведение может быть связано либо с явным превосходством в силе одной из сто­рон, либо с тем, что в данный момент нет достаточных возможно­стей для разрешения возникших противоречий;

2)сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо со­глашается с предъявленными ей претензиями (но только в дан­ный момент), либо стремится оправдать себя. Такое поведение может быть обусловлено или желанием сохранить нормальные взаимоотношения, или тем, что предмет спора не имеет сущест­венного значения для одной из сторон;

3)компромисс — взаимные уступки обеих сторон. Размер уступок, как правило, зависит от соотношения противостоящих сил;

4)консенсус — нахождение взаимоприемлемого решения про­блемы. При таком варианте стороны могут из противников пре­вратиться в партнеров и союзников;

5)эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние. Такое конфликтное поведение обусловлено взаимной установкой на бескомпромиссную борьбу;

6)силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Предупреждение и разрешение
межличностных конфликтов

Если возникла конфликтная ситуация, то, прежде чем «ввя­зываться в драку», необходимо серьезно взвесить все возможные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать себе не­сколько вопросов:

1)Действительно ли существуют противоречия, из-за которых стоит конфликтовать?

2)Возможно ли решить возникшие проблемы другими спосо­бами, не прибегая к конфликту?

3)Существуют ли гарантии, что вы достигнете желаемых ре­зультатов в предстоящем конфликте?

4)Какова будет цена победы или поражения для вас и вашего оппонента?

5)Каковы возможные последствия конфликта?

6)Как будут реагировать на конфликт окружающие вас люди?

Желательно, чтобы ваш оппонент в предполагаемом кон­фликте с этих же позиций проанализировал возникшую кон­фликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторон­ний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфрон­тацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отно­шения между бывшими оппонентами, но и установить между ни­ми отношения взаимовыгодного сотрудничества.

Избежать конфликт можно также, уйдя от непосредственных контактов с конфликтными людьми и тех, кто вас чем-то раздражает, и тех, кого раздражаете вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов:

1)агрессивисты — люди, которые задирают других и раздра­жаются сами, если их не слушают;

2)жалобщики — те, которые всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;

3)молчуны — спокойные и немногословные люди, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма и весьма сложно;

4)сверхпокладистые — люди, которые со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у них расходятся с делом;

5)вечные пессимисты — они всегда предвидят неудачи и счи­тают, что из затеваемого ничего не получится;

6)всезнайки — люди, которые считают себя выше, умнее дру­гих и всячески демонстрируют свое превосходство;

7)нерешительные — люди, которым трудно принять реше­ние, потому что они боятся ошибиться;

8)максималисты — тс, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

9)скрытые — люди, которые скрывают свои обиды, а потом внезапно набрасываются на вас;

10)невинные лгуны — ложью и обманом они вводят других в заблуждение;

11)ложные альтруисты — те, которые якобы делают вам доб­ро, но «носят камень за пазухой».

Если в силу тех или иных обстоятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий подход. Все эти подходы построены на следующих основных прин­ципах:

1)Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится.

2)Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохраняйте спокойствие и нейтралитет.

3)Если вы не хотите уклониться от общения с таким челове­ком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности».

4)Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.

5)Используйте совместный подход к разрешению конфлик­тов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведе­ния трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль.

Чтобы успешно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, необходимо формировать в себе такие качества, как ассертивностьумение договариваться, находя взаимоприемле­мые решения. Для человека, обладающего ассертивностью, ха­рактерными являются следующие качества:

• добиваться своих целей, не наживая врагов;

• умение договариваться даже с противниками;

• не позволять другим манипулировать собой;

• уважать права других, но не потакать чужой прихоти;

• адекватно оценивать свои «заслуги», то есть не расстраи­ваться, если получили отказ в том, на что не имели право рассчитывать;

• четко формулировать свои позиции, без агрессии к оппонентам;

• уметь находить компромиссы, удовлетворяющие обе сторо­ны конфликта.

Одним из методов предотвращения конфликта является само­отстранениеот конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не за­трагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоцио­нально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы мо­жете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпового выброса» отрицательных эмоций.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания су­ществующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, когда один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем во взаимоотношениях с другим (сотруд­ником, соседом, другом, начальником, подчиненным и т.д.). И в этом, и в других случаях (когда наличие противоречий осоз­нают обе стороны конфликта) откровенный разговор помогает более четко определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

а) отделить реальные причины конфликта от формального повода для начала столкновения;

б)сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

в) действовать по принципу «здесь и сейчас», то есть решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

г) создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

д)говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

ж) соблюдать уважительное отношение к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

з) создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь оппонентов, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то в качестве первого этапа урегулирования такого конфликта следует использовать так называемые косвенные методы урегулирования межличностного конфликта. Рассмотрим некоторые из этих методов.

1)Метод «выхода чувств». Смысл этого метода заключается в том, что оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфлик­том эмоционально-психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.

2)Метод «положительного отношения к личности». Конфлик­тующий — прав он или виноват — всегда страдалец. Надо выска­зать ему свое сочувствие и дать положительную характеристику его личным качествам, например: «Вы человек умный и т.д., и т. п.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучав­шую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктив­ный способ разрешения конфликта.

3)Метод вмешательства «авторитарного третьего». Человек, находящийся в межличностном конфликте, как правило, не вос­принимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто третий, поль­зующийся доверием адресата. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4)Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присут­ствии третьего лица оппонентам дают «выговорить наболевшее». В таких условиях ссора, как правило, не достигает крайних форм, но напряжение в отношениях между оппонентами пони­жается.

5)Прием «принудительного слушания оппонента». Конфлик­тующим ставят условие внимательно слушать друг друга, при этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с опреде­ленной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сде­лать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в дейст­вительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу ста­новится очевидной, и накал напряженности в их отношениях спадает.

6)Обмен позиций — конфликтующим предлагают высказывать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы собственных личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

7)«Расширение духовного горизонта спорящих». Это попытка вывести конфликтующих за рамки своего субъективного воспри­ятия конфликта и помочь им увидеть ситуацию в целом со всеми возможными последствиями.

Важным этапом на пути разрешения конфликта является го­товность к его разрешению.Для успешного разрешения конфликта в конечном счете не­обходимо, чтобы обе стороны проявили желание разрешить кон­фликт. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте люди как бы обоюдно скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разреше­нию конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.



2015-12-15 1316 Обсуждений (0)
Виды межличностных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды межличностных конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)