Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины возникновения внутриличностных конфликтов



2015-12-15 904 Обсуждений (0)
Причины возникновения внутриличностных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренняя конфликтность личности обусловлена ее слож­ной внутренней структурой, которая представляет собой проти­воречивое единство биологического, психического, этнического, со­циального и т.д.

Рассмотрим основные концепции структуры личности с точ­ки зрения ее внутренней конфликтности.

Психологический подход. В своей концепции психоанализа З.Фрейд выделяет в структуре личности три взаимодействующих компонента, три инстанции: «Оно» (ид), «Я» (эго) и «сверх-Я» (супер-эго).

Оно — представляет собой бессознательный уровень ин­стинктивных потребностей и влечений, для которых не су­ществует логических законов мышления. «Оно» предопре­делено генетически. Его основным принципом является удовольствие.

Я — это более высоко организованная структура в психике человека, которая руководствуется принципами реальности и рациональности. «Я» — результат индивидуального опыта. В его ведении находятся задачи самосохранения и адапта­ции организма во внешней среде.

Сверх-Я — высшая инстанция в структуре психики — выпол­няет роль внутреннего цензора, совести, контролера. Это продукт влияния внешней среды и окружающей культуры.

Внутриличностные конфликты (по Фрейду), как правило, возникают между бессознательным уровнем «Оно» и психиче­ским уровнем «Я»; между «Я» и обусловленным внешними нор­мами «Сверх-Я». Также возможны варианты, когда один кон­фликт накладывается на другой или является следствием и/или продолжением другого.

Социально-психологический подход. Известный американский социальный психолог Э.Фромм считает, что внутренняя дисгар­мония человека обусловлена его двойственной сущностью. С од­ной стороны, человек является биологическим, природным суще­ством, а с другой — социальным. Такое «неопределенное» состояние человека порождает целую группу внутриличностных конфликтов, например, таких как:

• стремление к свободе и необходимость жить в обществе;

• стремление к жизни, созиданию (биофилы) и подсознатель­ная агрессия, жажда смерти и разрушения (некрофилы);

• стремление к власти и необходимость подчинения;

•любовь и ненависть — это тоже две стороны одной медали.

По мнению Э. Фромма, в каждом человеке в тех или иных пропорциях сосуществуют все эти состояния внутренней двойст­венности, каждое из которых может стать причиной внутреннего конфликта.

Социально-антропологический подход.Социальная антропо­логия исследует личность с позиции ее культурно-этнических особенностей. Каждая культура, каждый этнос в ходе своей эво­люции взаимодействует, противодействует, смешивается с дру­гими культурами. При этом значительное количество людей становится носителями сразу нескольких культур (этносов, религий и др.). Например, один из родителей индивида по национальности белорус, другой — украинец, родился этот ин­дивид и вырос в Казахстане, а после прохождения службы в ар­мии осел и проживает в России. Такое «смешение» различных культур в структуре личности также может стать основанием для внутриличностного конфликта. Более сложный вариант кон­фликта возникает тогда, когда индивид, рожденный от предста­вителей разных этносов (рас), считает себя, например, русским, но по внешним признакам не соответствует русскому этносу. В результате такой индивид попадает в ситуацию «свой среди чужих», «чужой среди своих».

Социологический подход. Личность — это совокупность (систе­ма) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного разви­тия. Это социальная характеристика человека, которая определя­ется мерой усвоения им социального опыта. Человек, по тем или иным причинам не прошедший процесс социализации, лично­стью быть не может. Это или психически больные люди, или те, которые в младенческом возрасте были изолированы от общества (феномен «маугли»).

Важнейшими компонентами в структуре личности являются: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли.

Сознание— это способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как обществен­но-историческому существу. Оно формируется в процессе социа­лизации индивида.

Культура(в социологии) — это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в ма­териальных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, карти­нах, книгах и т.д.). Культура личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, уров­нем развития индивидуальных способностей.

Деятельностьэто способ и условие существования общест­ва, специфическая (социальная) форма отношения к окружающе­му миру. Ее суть в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека.

Социальный статусэто общее положение личности в обще­стве или социальной группе, связанное с определенными права­ми и обязанностями. В статусе фиксируется набор конкретных функций и ролей, которые должен выполнять индивид.

Социальная рольэто модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружаю­щих. Это определенные действия, которые необходимо выпол­нять человеку, имеющему данный статус.

В социальной структуре личности конфликты могут возни­кать как на уровне отдельного элемента структуры, так и между различными элементами. Например, конфликт сознания — между верой и знанием; конфликт деятельности — надо, но не могу; конфликт между разными статусами, занимаемыми одной лично­стью; ролевой конфликт, когда одна личность одновременно ис­полняет несколько трудносовместимых ролей, и т.д.

Итак, рассмотрев различные подходы к внутренней структуре личности, можно сделать вывод, что конфликт изначально зало­жен в самой структуре человека. Вся сложная структура личности предполагает как взаимодействие ее основных элементов, так и их противодействие друг другу, то есть конфликт.

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены положением индивида в первичной группе (семье, ученической группе, трудовом коллективе и т.д.) или в обществе в целом.

В реальной жизни внешние и внутренние причины внутриличностных конфликтов тесно взаимосвязаны и их непросто раз­граничить. Например, чиновник несколько раз в день должен осуществлять выбор между законом, указанием начальника, просьбой просителя, своей совестью и здравым смыслом. К этой ситуации можно добавить давление угрозой, шантажом, посулом взятки и т.д. На чисто служебные проблемы могут накладываться ссмейно-бытовые, жилищные, финансовые и другие проблемы.

Причинами внутриличностного конфликта также может быть моббинг(от англ. mob — толпа, нападать толпой, окружать) — психологическое притеснение индивида в группе или в межлич­ностном общении. Моббинг может выражаться в негативных вы­сказываниях, необоснованной критике, социальной изоляции, ложной информации и т.д.

Один тип поведения может в большей степени зависеть от са­мой личности, другой — от сложившейся ситуации. Но все типы поведения всегда оказываются продуктами личности и среды. Для удовлетворения своих потребностей и достижения целей человек вынужден постоянно преодолевать внутреннее сопротивление своего «Я» и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель недостижима, то человек попадает в ситуа­цию фрустрации(психического расстройства, переживания не­удачи) и конфликта. Выделяют 4 вида ситуаций, вызывающих фруст­рацию:

а) физические преграды (узник, непогода, нет денег);

б)отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потребности (хочу кофе, а магазин закрыт);

в) ограничения: умственная отсталость и физические дефекты людей;

г) социальные условия, которые являются главными источниками наибольшего числа наших фрустраций.

 



2015-12-15 904 Обсуждений (0)
Причины возникновения внутриличностных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины возникновения внутриличностных конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)