Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы изучения конфликтных отношений в группе



2015-12-15 1593 Обсуждений (0)
Методы изучения конфликтных отношений в группе 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы социальной психологии применяются для выявления и изучения межличностных конфликтов, а также различных групповых конфликтогенных явлений, к которым можно отнести со­циально-психологическую напряженность в отношениях, несов­местимость, возникновение отрицательно направленных микрогрупп.

Наблюдениеявляется междисциплинарным методом изуче­ния разноуровневых межличностных конфликтов: от конф­ликтов в малых локальных группах до межгосударственных. Наблюдение — это сбор первичной информации об изучаемом объекте через целенаправленное, организованное, непосред­ственное восприятие и фиксирование конфликтных событий, явлений и ситуаций. Этот метод имеет свои достоинства, к ко­торым относятся: непосредственное восприятие конфликта, что достигается, во-первых, через участие в конфликтном процессе и, во-вторых, через стороннее его восприятие; оценка влия­ния, значимости и эффективности многих действующих в кон­фликте факторов; возможность обеспечить естественные ус­ловия протекания конфликта; наблюдение динамики конф­ликта.

Наблюдение как метод исследования группового конфлик­та имеет также и минусы, к которым относятся частный харак­тер наблюдаемой конфликтной ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта, когда наблюдатель помимо своей воли становится участником конфликта, а это приводит к оп­ределенным изменениям в его психике и может искажать вос­приятие ситуации. Также на результаты наблюдения могут влиять знания наблюдателя, его личный опыт и эмоциональное со­стояние.

Социометрияприменяется для оценки межличностных эмо­циональных связей в группе, а в конфликтологических исследо­ваниях используется с целью выявления напряженных взаимоот­ношений и конфликтов в малой группе.

Опросник Б.Кросби и Д.Шерерпредназначен для определе­ния уровня конфликтности психологического климата в органи­зации. На уровень конфликтности влияют следующие факторы, которые входят в данный опросник:

—баланс власти, формирующий субъективное чувство удов­летворения или неудовлетворения сотрудников ее распределени­ем в организации;

—правила открытого выражения негативных чувств иэмо­ций (существуют ли они в организации);

—отношение к открытому несогласию сотрудников с приня­тым в организации решением, а также то, как чувствуют себя вы­разившие это несогласие сотрудники;

—типичный для руководителя стиль решения конфликта: из­бегание открытого разрешения конфликтной ситуации, давле­ние на подчиненных, сглаживание конфликта, работа с персона­лом по регуляции и позитивному разрешению конфликта.

Изучение документовчасто сопутствует методу ретроспективного анализа конфликтов в социальной и юридической психологии.

Метод опросаимеет довольно широкий спектр применения. С его помощью исследуются различные виды конфликта. Копросным методам относятся: анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы.

Экспериментпредполагает моделирование в лабораторных ус­ловиях конфликтной ситуации, что дает возможность изучения процесса протекания и разрешения конфликта. В качестве такой смоделированной ситуации могут выступать как несложные ро­левые игры, так и реальные ситуации, воспроизведенные в лабора­торных условиях. Недостатками эксперимента являются возмож­ность возникновения организационных и иногда нравственных трудностей, а также выводы, возникшие из смоделированных конфликтов, которые нельзя переносить на реальные жизнен­ные ситуации, так как те взаимосвязи и отношения, которые вы­явились в ситуации игры, могут также возникнуть и в реальных конфликтах. Еще один важный недостаток эксперимента — невоз­можность моделирования мотивации, которая присутствовала в ре­альном конфликте, а именно она часто является определяющим фактором конфликта. Поэтому на современном этапе для изучения конфликта эксперимент применяется сравнительно нечасто.

Качественные методы изучения
межгрупповых конфликтов

Метод анализавключает в себя разделение изучаемого пред­мета на составные элементы либо выделение его отдельных при­знаков с целью изучения каждого из них в отдельности как час­тей единого целого. Применительно к конфликту с помощью ана­лиза происходят выделение его структурных элементов, изучение оппонентов и их мотивов, интересов, позиций, стилей и страте­гий взаимодействия.

Метод синтезаозначает процесс мысленного соединения в еди­ное целое и на основе этого изучение всех элементов и свойств данного явления или предмета. Синтез осуществляет раскрытие значения, роли и места любого элемента системы, а также способ­ствует познанию этих элементов как единства многообразного.

Метод индукциипредполагает общий вывод на основе част­ных посылок. Вывод о сущности конкретного конфликта делает­ся на основе изучения его отдельных фрагментов, событий, фак­тов. Индуктивное обобщение раскрывает основные закономер­ности функционирования конфликта.

Метод дедукциипредполагает определение частного вывода на основе общего положения.

Исторический методчаще всего применяется в контексте исторического и политологического изучения конфликта. С помощью этого метода изучается временной аспект развития конфликта с момента его возникновения до момента завершения. На основе исторического метода изучаются конкретные условия и обстоятельства возникновения конфликта, дается оценка роли в зарождении и развитии данного конфликта конкретных исторических личностей, социальных групп, а также через рассмотрение других исторических примеров осуществляется анализ способа и формы завершения данного конфликта.

Логический метод предполагает логическое описание и объяснение конфликтов. Основой данного метода являются логическое мышление, а также законы диалектики и формальной логики. На основе данного метода применятся и исторический метод, так как для правильного понимания конфликта необходимо не только открытие исторических фактов, но и их логическая обра­ботка: систематизация, обобщение, выводы.

Обобщениекак метод заключается в использовании свойств, связей и отношений конфликта, которые свойственны не конк­ретному, отдельно взятому конфликту, а целому классу одно­родных в этом отношении конфликтов. Важным правилом при обобщении является умение выделить, во-первых, единичное, т. е. то, что является свойством именно этого конфликта, и, во-вторых, общее, которое характеризует целый ряд конфликтов.

Сравнительный методоснован на сопоставлении, сравнении ряда аспектов конфликта и нахождении существующих между ними сходств и различий в проявлениях. На основе этого метода возможно построить дифференциальную схему управления кон­фликтными процессами, используя выявленные различия в па­раметрах конфликта.

 



2015-12-15 1593 Обсуждений (0)
Методы изучения конфликтных отношений в группе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы изучения конфликтных отношений в группе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)