Методы изучения конфликтных отношений в группе
Методы социальной психологии применяются для выявления и изучения межличностных конфликтов, а также различных групповых конфликтогенных явлений, к которым можно отнести социально-психологическую напряженность в отношениях, несовместимость, возникновение отрицательно направленных микрогрупп. Наблюдениеявляется междисциплинарным методом изучения разноуровневых межличностных конфликтов: от конфликтов в малых локальных группах до межгосударственных. Наблюдение — это сбор первичной информации об изучаемом объекте через целенаправленное, организованное, непосредственное восприятие и фиксирование конфликтных событий, явлений и ситуаций. Этот метод имеет свои достоинства, к которым относятся: непосредственное восприятие конфликта, что достигается, во-первых, через участие в конфликтном процессе и, во-вторых, через стороннее его восприятие; оценка влияния, значимости и эффективности многих действующих в конфликте факторов; возможность обеспечить естественные условия протекания конфликта; наблюдение динамики конфликта. Наблюдение как метод исследования группового конфликта имеет также и минусы, к которым относятся частный характер наблюдаемой конфликтной ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта, когда наблюдатель помимо своей воли становится участником конфликта, а это приводит к определенным изменениям в его психике и может искажать восприятие ситуации. Также на результаты наблюдения могут влиять знания наблюдателя, его личный опыт и эмоциональное состояние. Социометрияприменяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, а в конфликтологических исследованиях используется с целью выявления напряженных взаимоотношений и конфликтов в малой группе. Опросник Б.Кросби и Д.Шерерпредназначен для определения уровня конфликтности психологического климата в организации. На уровень конфликтности влияют следующие факторы, которые входят в данный опросник: —баланс власти, формирующий субъективное чувство удовлетворения или неудовлетворения сотрудников ее распределением в организации; —правила открытого выражения негативных чувств иэмоций (существуют ли они в организации); —отношение к открытому несогласию сотрудников с принятым в организации решением, а также то, как чувствуют себя выразившие это несогласие сотрудники; —типичный для руководителя стиль решения конфликта: избегание открытого разрешения конфликтной ситуации, давление на подчиненных, сглаживание конфликта, работа с персоналом по регуляции и позитивному разрешению конфликта. Изучение документовчасто сопутствует методу ретроспективного анализа конфликтов в социальной и юридической психологии. Метод опросаимеет довольно широкий спектр применения. С его помощью исследуются различные виды конфликта. Копросным методам относятся: анкетирование, беседы, массовые и экспертные опросы. Экспериментпредполагает моделирование в лабораторных условиях конфликтной ситуации, что дает возможность изучения процесса протекания и разрешения конфликта. В качестве такой смоделированной ситуации могут выступать как несложные ролевые игры, так и реальные ситуации, воспроизведенные в лабораторных условиях. Недостатками эксперимента являются возможность возникновения организационных и иногда нравственных трудностей, а также выводы, возникшие из смоделированных конфликтов, которые нельзя переносить на реальные жизненные ситуации, так как те взаимосвязи и отношения, которые выявились в ситуации игры, могут также возникнуть и в реальных конфликтах. Еще один важный недостаток эксперимента — невозможность моделирования мотивации, которая присутствовала в реальном конфликте, а именно она часто является определяющим фактором конфликта. Поэтому на современном этапе для изучения конфликта эксперимент применяется сравнительно нечасто. Качественные методы изучения Метод анализавключает в себя разделение изучаемого предмета на составные элементы либо выделение его отдельных признаков с целью изучения каждого из них в отдельности как частей единого целого. Применительно к конфликту с помощью анализа происходят выделение его структурных элементов, изучение оппонентов и их мотивов, интересов, позиций, стилей и стратегий взаимодействия. Метод синтезаозначает процесс мысленного соединения в единое целое и на основе этого изучение всех элементов и свойств данного явления или предмета. Синтез осуществляет раскрытие значения, роли и места любого элемента системы, а также способствует познанию этих элементов как единства многообразного. Метод индукциипредполагает общий вывод на основе частных посылок. Вывод о сущности конкретного конфликта делается на основе изучения его отдельных фрагментов, событий, фактов. Индуктивное обобщение раскрывает основные закономерности функционирования конфликта. Метод дедукциипредполагает определение частного вывода на основе общего положения. Исторический методчаще всего применяется в контексте исторического и политологического изучения конфликта. С помощью этого метода изучается временной аспект развития конфликта с момента его возникновения до момента завершения. На основе исторического метода изучаются конкретные условия и обстоятельства возникновения конфликта, дается оценка роли в зарождении и развитии данного конфликта конкретных исторических личностей, социальных групп, а также через рассмотрение других исторических примеров осуществляется анализ способа и формы завершения данного конфликта. Логический метод предполагает логическое описание и объяснение конфликтов. Основой данного метода являются логическое мышление, а также законы диалектики и формальной логики. На основе данного метода применятся и исторический метод, так как для правильного понимания конфликта необходимо не только открытие исторических фактов, но и их логическая обработка: систематизация, обобщение, выводы. Обобщениекак метод заключается в использовании свойств, связей и отношений конфликта, которые свойственны не конкретному, отдельно взятому конфликту, а целому классу однородных в этом отношении конфликтов. Важным правилом при обобщении является умение выделить, во-первых, единичное, т. е. то, что является свойством именно этого конфликта, и, во-вторых, общее, которое характеризует целый ряд конфликтов. Сравнительный методоснован на сопоставлении, сравнении ряда аспектов конфликта и нахождении существующих между ними сходств и различий в проявлениях. На основе этого метода возможно построить дифференциальную схему управления конфликтными процессами, используя выявленные различия в параметрах конфликта.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1646)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |