Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегии поведения сторон



2015-12-15 1409 Обсуждений (0)
Стратегии поведения сторон 0.00 из 5.00 0 оценок




Конфликтное поведение включает в себя противоположно направленные дей­ствия его участников. Совокупность этих действий, основанных на соответствующих принципах, предполагает определенную стра­тегию (способы) и тактику (приемы) поведения.

Стратегия поведенияв конфликте включает в себя ориента­цию, свойственную личности или группе по отношению к этому конфликту, и установку на определенные формы поведения. Вы­деляются 5 стратегий:

Стратегия соперничества — это навязывание другой стороне вы­годного для себя решения, мнения.

Стратегия сотрудничества — это поиск решения, удовлетворяющего обе стороны.

Стратегия ком­промисса — это взаимные уступки обеих сторон в чем-то важном и значимом для них.

Стратегия приспособления — это понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента, уступка ему.

Стратегия избегания — это бездействие одной из сторон, отсут­ствие активности с ее стороны.

При анализе стратегий поведения сторон в конфликте приме­няют такие параметры поведения, как «жесткость» и «мягкость» в отстаивании своей позиции, а также модальность отношения к партнеру. Жесткость позиции в отстаивании своих интересов предполагает напористость, энергичность и повышенную актив­ность в воздействии на противника через требования, указания, а также различные формы социального, физического и психоло­гического регулирования. Мягкое отстаивание своих интересов означает не пассивное и вялое поведение, а использование более тонких, не прямых, скрытых воздействий, искусное манипули­рование противником на основе учета его личностных качеств и особенностей и использования слабых мест.

Модальность отношения к партнеру — параметр поведения, ко­торый отражает степень уважения оппонента. Вариантами этого отношения могут быть принятие оппонента как объекта или как субъекта взаимодействия. При отношении к оппоненту как к объекту взаимодействия преобладают силовые, жесткие и пря­мые действия, иногда не соответствующие общепринятым мо­ральным нормам и целью которых является удовлетворение своих интересов. При рассмотрении партнера как субъекта взаимодей­ствия преобладает признание его психологического равенства и, следовательно, использование таких средств воздействия, кото­рые согласуются с правовыми и нравственными нормами.

На основе этих параметров выделяются следующие стратегии поведения в конфликте (рис.1): нормативная, конфронтационная (агрес­сивная), манипулятивная, переговорная.

 
 

 

 


Рис. 1.Основные стратегии поведения в конфликте

 

Нормативная стратегия включает в себя такое поведение, ко­торое опирается на нормативность позиции и уважение к лично­сти оппонента.

Конфронтационная (агрессивная) стратегия явля­ется конфликтной и включает в себя угрозы, психологическое давление, оскорбления, блокирующие действия, а также физи­ческое и моральное насилие. Именно в этой стратегии цели-сред­ства часто перерастают в конечную цель — нанесение ущерба.

Ма­нипулятивная стратегия ориентирована на достижение цели через применение приемов косвенного психологического воздействия на противника, которые провоцируют уступки с его стороны или действия в выгодном, необходимом для манипулятора направле­нии.

Переговорная стратегия реализует стремление личности принимать активное участие в решении возникшей проблемы путем ведения переговоров, поиска компромиссов, взаимных или односторонних уступок, а также такого решения, которое могло бы устроить обе конфликтующие стороны. Эта стратегия основа­на на установке на совместный поиск решения.

На выбор той одной из четырех стратегий поведения оказыва­ет влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы.

1. Факторы ситуации:

—оценка участниками конфликта вероятности того, на­сколько успешно выбранная ими стратегия будет способство­вать достижению целей. Эта оценка может осуществляться на основе знаний о личностных качествах, особенностях противни­ка, предыдущем опыте разрешения конфликта с помощью дан­ной стратегии;

—статус участника конфликта, в частности статус оппонента;

—время, в течение которого конфликт необходимо урегулировать. Например, наличие большого количества времени способствует выбору стратегии избегания.

2. Личностные факторы:

—специфику мотивации участников конфликта, когда она ориентирована на личные (соперничество) или деловые (сотруд­ничество, компромисс) интересы или на чужие (приспособление) интересы;

—ведущий тип отношения к окружающим: властно-лидирую­щий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический;

—некоторые акцентуации характера, например выбор в пользу стратегий приспособления и сотрудничества при психастениче­ской акцентуации.

 



2015-12-15 1409 Обсуждений (0)
Стратегии поведения сторон 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегии поведения сторон

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)