Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предконфликтный период



2015-12-15 2794 Обсуждений (0)
Предконфликтный период 0.00 из 5.00 0 оценок




Возникновение предконфликтной ситуации связано с восприя­тием этой ситуации одной из сторон как угрожающей ее безопас­ности и интересам. Перерастание конфликтной ситуации в соб­ственно конфликт возникает только в том случае, если угроза воспринимается как непосредственная. Именно такая угроза яв­ляется пусковым механизмом конфликтного поведения.

Конфликтная ситуация — это состояние конфронтации двух и более социальных субъектов по поводу существующих между ними реальных и мнимых противоречий, это потенциальная готов­ность к конфликтным действиям.

Предконфликтную стадию (конфликтную ситуацию) можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

1.Возникновение противоречий между субъектами по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности в отношениях; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.

2.Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы справедливыми методами; замыкание на своих собственных сте­реотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоцио­нальной сфере. Осознание субъектом (субъектами) неразрешимо­сти сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.

3.Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу. Односторонний или взаимный по­иск повода (инцидента) для начала открытой борьбы.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно транс­формируется в открытый конфликт. Но для начала открытого столкновения необходим, как уже говорилось, инцидент, кото­рый знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сло­жившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:

1.Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие в резуль­тате инцидента противоречия и найти компромисс, не вступая в открытую борьбу.

2.Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не про­изошло» (уход от конфликта).

3.Инцидент становится поводом для начала открытого про­тивостояния. Выбор того или иного варианта поведения во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмо­циональных ориентации) сторон.

 

Открытый период

Собственно конфликт предполагает, что ни одна из сторон уже не идет на уступки, сформирована уста­новка на противоборство и реализацию собственных интересов любыми путями. Для начала открытого столкновения необходим инцидент.

Начало открытого противоборства сторон является результа­том конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удер­жания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют не­сколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы кон­фликтного поведения сторон, конфликт приобретает свою собст­венную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тен­денцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая жертва становится оправданием для эскалации конфликта.

Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Но при этом не исключаются и общие закономер­ности развития конфликта.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:

1.Инцидент — это первичное открытое столкновение сторон, своеобразная проба сил, переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон, и для решения проблемы в свою пользу могут использоваться силовые методы. Борьба ведется пока ограниченными ре­сурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности пре­кратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

Инцидент отличается от повода, под которым понимается событие, послужившее толчком, предметом к началу конфликтных действий. Повод в отличие от инцидента не явля­ется началом конфликта. Взаимные конфликтные действия сторон способствуют видо­изменению, усложнению изначальной структуры конфликта и формированию новых стимулов для осуществления дальнейших действий. Если на стадии инцидента, когда еще возможно нахож­дение компромисса, проблема не решается, то тогда начинается эскалация, т. е. нарастание, конфликта.

2.Эскалация, т. е. развитие, — важнейшая стадия динамики кон­фликта, возникающая в его открытый период. Эскалация возни­кает после инцидента, если он не был разрешен мирными спосо­бами. Завершение эскалации предполагает ослабление накала борьбы и переход к стадии завершения. Для этой стадии характер­ны прогрессирующее развитие конфликта, обострение противо­борства, когда действия оппонентов, направленные на причине­ние вреда друг другу, имеют высокую степень активности.

Эскалация конфликта имеет свои признаки.

1. Сужение когнитивной сферы, когда отражение реальности осуществляется более примитивными способами.

2. Формирование образа врага, который негативно влияет на адекватное восприятие оппонента, вытесняя его.

3. Рост эмоционального напряжения, которое может возни­кать как реакция на различные ситуации или действия врага.

4. Смена аргументов на конкретные претензии.

5. Формирование иерархии нарушаемых и защищаемых ин­тересов, их поляризация, когда начинается процесс углубления противоречий: интересы оппонентов все больше начинают стал­киваться и противоречить друг другу и поэтому разводятся на разные полюсы. На данной стадии (в отличие от предконфликтной стадии и стадии инцидента) осуществление интересов одной стороны возможно только за счет игнорирования интересов дру­гой стороны.

6. Демонстрация силы и угроза ее применения, целями кото­рой являются устрашение противника, формирование у него чув­ства неуверенности, снижение его активности, внесение дезор­ганизации.

7. Непосредственное применение насилия как последнего «ар­гумента», что является маркером того, что развитие конфликта до­стигло своей вершины.

8. Потеря первоначального предмета разногласия, перераста­ние противоборства из-за определенного объекта в более гло­бальное. Конфликт приобретает независимость от тех причин, которые его вызвали.

9. Расширение границ конфликта, когда противоречия становятся более глубокими, появляются новые точки столкновения, расширяются территория, пространственно-временные границы конфликта.

10. Увеличение числа участников конфликта, в связи с чем может произойти преобразование межличностного конфликта в межгрупповой и т.п.

Эскалация конфликта имеет свои этапы, которые соотносятся с онтогенезом психики человека, но в обратную сторону, так как обострение конфликта ведет к регрессу сознательной части пси­хики. В эскалации конфликта имеется 4 этапа:

1. переход от переговоров к борьбе;

2. борьба и сопутствующий ей накал эмоций: собственно начало эскалации;

3.увеличение ошибок восприятия из-за накала эмоций.

4.интенсификация борьбы: абсолютизируются негативная оценка оппо­нента и позитивная оценка себя.

Для эскалации конфликта характерно обострение всех проти­воречий между конфликтующими сторонами, которые исполь­зуют все возможные средства и способы для достижения своих целей и приближения к победе. Переговоры и мирные инициати­вы на данной стадии практически невозможны. Основными ха­рактеристиками развития конфликта являются спонтанность и неуправляемость, а отличительными признаками — «создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения по от­ношению к противнику, применение насилия, склонность кон­фликта к углублению и расширению».

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов:

- от целей и установок сторон,

- от имеющихся в их рас­поряжении ресурсов,

- от информации о ресурсах противника,

- от средств и методов ведения борьбы,

- от реакции на конфликт окру­жающей социальной среды,

- от символов победы и поражения,

- от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.

Когда конфликт достигает своего апогея и в противоборство вводятся все имеющиеся резервы, у конфликтующих сторон мо­гут существенно измениться представления о собственных воз­можностях и о возможностях противника. Расстановка сил стано­вится более определенной. Наступает момент «переоценки цен­ностей», обусловленный новыми реалиями, возникшими уже в ходе конфликта. Все это стимулирует изменение тактики и стра­тегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из кон­фликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого мо­мента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

3.Завершение конфликта представляет собой переход от конф­ликтного противодействия к поиску решения проблемы и пре­кращению конфликта.

Основными формами завершения конф­ликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устра­нение или перерастание в другой конфликт.

Завершающая стадия в открытом периоде конфликта означа­ет снижение его интенсивности. На этой стадии может происхо­дить коренной пересмотр ценностей субъектов конфликта, по­являются условия и формируются механизмы его прекращения.

Прекращение конфликта может быть вызвано возникновени­ем следующих ситуаций:

1) явного ослабления одной из сторон или обоих противников, исчерпания ими своих сил, ресурсов, что не дает возможности вес­ти борьбу дальше;

2) осознанием обеими сторонами бесперспективности дальней­шего ведения борьбы, так как она уже не дает преимущества обо­им оппонентам;

3) выраженным превосходством одной из сторон, что дает ей возможность подавления противника или навязывания ему сво­ей воли и решения;

4) устранение (уничтожение) оппонента или обеих сторон;

5) устранение или уничтожение объекта конфликта;

6) изменение позиций обеих или одной из сторон конф­ликта;

7) участие в конфликте новой силы, способной завершить его через принуждение;

8) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредничестве третейского судьи;

9) переговоры, которые являются наиболее эффективным и одним из частых способов разрешения конфликта.

Завершение конфликта может носить разные характеры:

с точки зрения реализации целей противоборства может быть победоносным, компромиссным или пораженческим;

с точки зрения формы разрешения может быть мирным или насильственным;

с точки зрения функций конфликта может быть конструк­тивным или деструктивным;

с точки зрения эффективности и полноты разрешения может быть: а) полностью и коренным образом завершенным и б) отло­женным на какое-либо (или неопределенное) время.

Между понятиями «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» нет тождества. Под разрешением конфликта пони­мается один из вариантов его завершения, и этот вариант пред­полагает конструктивное, позитивное решение проблемы, которое может быть осуществлено либо основными участниками конф­ликта, либо через привлечение третьей стороны.

 



2015-12-15 2794 Обсуждений (0)
Предконфликтный период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предконфликтный период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2794)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)