Мороз Е. В. Эволюция американской историографии тоталитаризма
(1930-е - конец 1980-х гг.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Том 5, выпуск 1. С. 67-75. Тенденции тоталитарного диктаторского мышления еще владеют настроениями значительных групп населения России. Тоталитаризм стал неотъемлемой частью общественно-политической истории XX в. Более того, тоталитаризм - рассматривать ли его с политической, философской или социологической точки зрения - является продуктом европейской цивилизации, как и институт демократии, политические партии, университеты, европейская культура. Историография тоталитаризма существует несколько десятилетий; появившаяся вслед за возникновением явления, она была создана для изучения этого феномена XX в., его истоков, основных черт, влияния на исторический процесс. Она интернациональна, но наибольший вклад внесли в ее создание и развитие американские исследователи немецкого происхождения: Ф. Нойманн и З. Нойманн, Х. Арендт и К. Фридрих, Ф. Хайек и Г. Маркузе и др. Основным центром изучения тоталитаризма начиная с 1930-х гг. были США. Именно в этой стране были заложены основы антитоталитарной историографии. За несколько десятилетий американская историография тоталитаризма претерпела значительные изменения, модернизировалась, пережила периоды резкой критики и даже отрицания. В США термин «тоталитаризм» впервые появился в 1928 г. в журнале «Форейн Афферс» в статье итальянского философа Дж. Джентиле о тоталитарной сущности фашистской доктрины. Обычно термин означал «сильное государство», диктатуру; иногда Советский Союз также рассматривался как пример «тоталитарного государства». Еще в 1929 г. статья «Таймс» определила значение «тоталитарный» как «унитарный», имея в виду коммунистическое и фашистское государства. Ситуация изменилась с появлением в США эмигрантов из европейских стран, в которых к власти пришли фашисты. Эмигранты из Германии принесли с собой словарь, который включал обычные выражения тоталитарной власти, которые использовались в их странах. Уже в 1935 г. Г. Фордом из университета Миннесоты был издан один из первых сборников о тоталитаризме «Диктатура в современном мире». Один из авторов данного сборника, М. Лернер ссылается на определенные современные диктаторские режимы как «тоталитарные». Значение, в котором он использует данный термин, было заимствовано из Италии. Лернер пишет, что «тоталитарный» означает «корпоративный», «вовлекающий» «организацию экономических групп, конкурирующих за распределение национального дохода в ассоциациях, которыми руководят правительство или "корпорации", где власть удерживает правительство. Все открытые конфликты в форме забастовок и отказов от работы запрещены, и движения трудящихся национализированы». Это, как он отмечает, и есть «сильное государство», за исключением сферы экономики, все, для чего это делается, - регулирование и стабилизирование капитализма. Американский историк Е. Лайнс в 1937 г. выпустил обширную работу «Назначение в утопию», в которой подробно рассказал о своем путешествии по Советскому Союзу, охарактеризовав его как «тоталитарное безумие». Он писал, что «вожди в тоталитарных странах используют очень похожие лозунги или в интересах одного класса, или одной расы». В заключение Лайнс сокрушается о кризисе нравственности в Европе и задает риторический вопрос, несущий в себе и ответ: «А разве есть различие между социализмом по Сталину и социализмом по Муссолини?». Таким образом, в 1930-е гг. термин «тоталитаризм» начинает применяться для сравнения фашистского и большевистского режимов. В основном выделяются схожие черты: однопартийность, контроль государства над экономикой, религиозноподобная идеология. Термин «тоталитаризм» в американской историографии 1930-х гг. употребляется в различных преломлениях: система, режим, государство, диктатура. После 1939 г. население Европы рассматривало фашистскую и коммунистическую идеологию как отрицание человеческой свободы и независимости, а Германию и Россию - как международных агрессоров; Гитлера и Сталина рисовали как зловещих партнеров. Вторжение Германии в СССР приостановило разговоры о тоталитаризме, хотя последствия этих разговоров сохранились во многих кругах. После вступления США во Вторую мировую войну американские политологи и публицисты сосредоточились на различиях между гитлеровской Германией и сталинской Россией для укрепления альянса между Россией, США, Великобританией на военное время. Интерес к изучению тоталитарных режимов, особенно фашистских, в годы Второй мировой войны резко возрос среди западноевропейских ученых, антифашистских эмигрантов в США. Война побудила к более глубокому осмыслению причин происхождения тоталитаризма, его основных черт и особенностей. В 1942 г. З. Нойманн опубликовал книгу «Перманентная революция», в которой выделил тоталитаризм как политический режим, отличающийся от предшествующих автократических или абсолютистских режимов. Тоталитарные режимы, по мнению автора, являются не исключениями демократической модели политического правопорядка, а представляют собой действительно неограниченное «тоталитарное господство практически в каждой области человеческой активности». З. Нойманн считает, что современные диктатуры приходят к власти революционным путем, они стараются сохранить неясность политико-социальных отношений, чтобы обеспечить в «перманентной революции» свое тоталитарное господство. Характеризуя тоталитарные режимы, З. Нойманн выделяет пять основных признаков: уверенность в стабильности; преимущество действия перед программой; квазидемократический фундамент тоталитарного режима (сталинская конституция 1936 г., периодические выборы, формальное функционирование рейхстага в Германии и т. д.); милитаризация политической жизни; принцип вождизма. Более глубокий след в американской историографии оставила книга представителя Франкфуртской школы Ф. Нойманна «Бегемот. Структура и практика национал-социализма». Книга была издана в 1942 г., но до сих пор является крупнейшим исследованием национал-социализма как разновидности тоталитаризма. Книга Ф. Нойманна состоит из трех частей. В первой части исследуется политическая модель национал-социализма, которая, согласно Ф. Нойманну, состоит из тотального государства, принципа фюрерства, расовой теории и политики жизненного пространства. По мнению автора, национал-социализм не имеет собственной законченной общественной теории, а только перечисленные выше идеологические моменты. Во второй части книги Ф. Нойманн исследует тоталитарно-монополистическую экономику. Хозяйственная система национал-социализма существует автономно (так называемая «автаркия»). Автономная организация немецкого бизнеса основана на двух столпах: территориальном и функциональном, пишет автор. Наконец, в третьей главе Ф. Нойманн описывает социально-политическую систему национал-социализма: разделение общества на господствующий класс (партийная и хозяйственная бюрократия, руководство армией) и управляемый класс (народ), который нивелирован в массовых организациях. В годы войны появляются первые психоаналитические работы о фашизме и тоталитаризме. Первая попытка историко-культурного анализа фашизма и тоталитаризма связана с именем Э. Фромма - немецкого психолога, эмигрировавшего в США после прихода нацистов к власти. Его книга «Бегство от свободы» была издана в США в 1941 г., она опубликована и на русском языке 21. отличие от Фрейда, Фромм считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Полностью можно согласиться с Фроммом, что наибольшее «бегство от свободы» человек переживает при тоталитаризме. Ученый полагает, что «понимание причин тоталитарного бегства от свободы является предпосылкой любого действия, направленного к победе над силами тоталитаризма». Основную причину утверждения нацизма Э. Фромм видит в социальном характере. Для психоаналитика «социальный характер - это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному трою». В 1944 г. в США вышла книга Ф. Хайека «Дорога к рабству» (российское издание вышло в 1992 г.). Автор - экономист, лауреат Нобелевской премии - исследует генетическую связь тоталитаризма с социалистическими учениями. По мнению ученого, тоталитарные режимы, появившиеся в ХХ столетии, являются следствием попыток осуществления социализма. Социализм - это идеология, требующая создания общества, в котором достижение коллективных благ рассматривается как высшая цель государства. Анализ Хайеком тоталитаризма - один из наиболее значимых и убедительных. Он не просто подробно описывает черты тоталитарного правления, но и объясняет ту логику, с которой развиваются и функционируют системы данного типа. Коммунистические и нацистские режимы принадлежат к одному типу не просто потому, что у них множество сходных черт, но и потому, что одна из главных задач тоталитарных режимов - создание общества, в котором каждая личность работает на достижение коллективных благ. Одновременно с «Дорогой к рабству» Хайека в 1944 г. в свет вышла работа представителей Франкфуртской школы М. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика Просвещения». В отличие от Ф. Нойманна, Хоркхаймер и Адорно видели истоки тоталитаризма в буржуазном либерализме. Начиная анализ в глубоком и неопределенном прошлом, они закончили свое введение провозглашением: «Просвещение тоталитарно». Американская историография тоталитаризма в послевоенный период достигает пика своего развития. Активизации изучения способствовали разгром немецкого и итальянского фашизма во Второй мировой войне, послевоенное обострение отношений между Востоком и Западом, «холодная война», утверждение коммунистических режимов в странах Восточной Европы и ряде стран Азии. С другой стороны, по сравнению с предыдущими периодами значительно расширился круг источников. Были опубликованы материалы Нюрнбергского процесса и другие документальные материалы, имеющие отношение к тоталитарным режимам: смоленский архив, речь Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС и т. д. Одной из основных проблем американской историографии тоталитаризма рассматриваемого периода стал поиск истоков этого феномена. В 1945 г. Х. Арендт начала писать книгу, которая шесть лет спустя была издана под названием «Истоки тоталитаризма». Подобно Хайеку, Арендт была убеждена, что тоталитаризм современное явление. Подобно ему, она была впечатлена фактом, что идеология и пропаганда имели важное значение для режимов и появились в начале ХХ в., в эпоху ранних фашистских и коммунистических движений. В отличие от Хайека, Арендт не верила, что социалистическая идеология была общим фактором между ними, или что социализм виноват в возвышении тоталитаризма. но идеал нацистского общества - это сообщество, объединенное отношениями крови и расы, а не класса. Реальная новизна тоталитарных режимов заключается, считает Арендт, в том, что они способны обходиться без принуждения в обычном понимании этого слова. Террор является тотальным и проникает в жизнь каждого человека внутри системы; это становится естественным. Когда террор становится тотальным, люди теряют способность размышлять об условиях, в которых живут. Они теряют ощущение того, что их принуждают и ими манипулируют, для того чтобы заставить их думать и поступать определенным образом. Таким образом, в развитых тоталитарных системах автономность полностью исчезает. Здесь люди настолько затерроризированы, настолько принуждаемы, что единственное, что остается, - это «высоко несовершенная субъективность». Тоталитарные методы настолько успешны в разрушении способности отдельных личностей отличать себя от стада, созданного обществом, что вполне возможно рассматривать население таких систем как «одного человека». Работа Арендт может быть расценена как очень оригинальный взгляд на тоталитаризм. Широко распространено мнение, что работа «Истоки тоталитаризма» является, бесспорно, блестящим вкладом в политическую мысль. Это работа огромной целостности и честности, и по этим причинам она заслуживает внимания и изучения. Однако полезность рассмотренного анализа тоталитаризма, его происхождения и последующего развития, несколько ограничена. Ее описание «бесформенности» и недостатка власти, конечно, представляет вызов одному из распространенных образов такого режима как «монолитного», или статического. Мнение Арендт, что характер тоталитарных режимов сформирован характером тоталитарных движений и что движение, а не государство остается истинным источником власти, также спорно. Особое значение в американской историографии тоталитаризма имело исследование «Тоталитарная диктатура и автократия» К. Фридриха и З. Бжезинского (первое издание 1956 г.). Структура и аргументы книги выразительны. Показано сходство между нацизмом и советским коммунизмом и различия между ними и другими политическими системами. В отличие от Х. Арендт, К. Фридрих и З. Бжезинский считают, что нацистская и советская системы схожи только в основе, между ними нет полного сходства, существуют различия. Исследователи считали очевидным, что имеется подобие в целях и намерениях у нацистского и коммунистического движений при разнообразии соответствующих идеологий. Они хотели создать модель, которая будет демонстрировать подобие структур, учреждений и процессов правления рассматриваемых режимов. Во взгляде Фридриха и Бжезинского нет никакой особенности или характеристики, которая отличает тоталитарную систему от любой другой. В отличие от Хайека и Арендт, они не полагают, что тоталитаризм имеет сущность. В результате анализа они пришли к выводу, что присутствия шести специфических особенностей достаточно, чтобы гарантировать описание данной системы или режима как тоталитарного. Это они выразили в своей знаменитой формулировке: «Синдром, или образец взаимосвязанных черт, тоталитарной диктатуры состоит из идеологии, единственной партии во главе с одним человеком, террористической полиции, монополии на коммуникации, монополии на оружие, централизованной экономики». Необходимо подчеркнуть: Фридрих и Бжезинский не утверждают, что каждый фактор является самостоятельно тоталитарным. Факт, что все государства требуют монополии на использование силы, не должен сказать, что все государства являются в некотором смысле тоталитарными. Не факторы непосредственно являются тоталитарными, а их сочетание. И хотя Фридрих и Бжезинский выделяют тоталитаризм через взаимосвязь черт и характеристик, настоящее различие тоталитарной диктатуры от других форм автократии они видят в достижении идеологически сформированных целей. Многие черты, которые тоталитаризм включает в себя, существуют и в других системах. Только идеология, кажется, отличается от других систем, которые являются просто близкими родственниками. Должно быть ясно, что анализ Фридриха и Бжезинского является «нападением» на революционную идеологию. С их точки зрения существует пропасть между идеологией, существующей в демократическом государстве и революционной, радикальной идеологией. Эпилог работы «Тоталитарная диктатура и автократия» заключается в том, что все идеологии, призывающие к радикальной перемене общественных институтов и структур, - тоталитарные, и что все идеологии, которые защищают и оправдывают существующие образы действия, - целесообразные и хорошие.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |