М.А. Хевеши. Социально-политические иллюзии, мифы и их воздействие на массы
/ Личность, культура, общество. 2002. Т. IV/ Вып. 3-4. (13-14). С. 144-158.
Под мифами, как известно, понимается вымышленный мир, особый тип мышления, связанный с вытесненными в подсознание влечениями, которые постоянно воспроизводятся в каждом новом поколении. Мифы неразрывно связаны с архаическим мировоззрением, служат преодолению разрыва между человеком и миром, смягчению пробелов в понимании бытия. В этом смысле иллюзии и мифы весьма схожи. Чем меньше массы в состоянии рационально осознать социальные явления, окружающие их, тем сильнее оказывается потребность в мифологическом восприятии. Часто мифы приобретают значение социальных истин, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и во многом формируют общественное мнение. Известный исследователь мифологии Р. Барт подчеркивал, что функция мифа — удалять реальность, что он ощущается как отсутствие реальности. Миф как бы отменяет сложность действий человека, дарует простоту. В нашем изложении речь идет не об иллюзиях в их гносеологическом понимании, не о мифах как регуляторе жизни архаических коллективов, а о социально-политических иллюзиях и мифах и их воздействии на массы в современном мире. Речь идет об особом социально-политическом способе мышления, который получает распространение в форме иллюзий и мифов в кризисные и революционные времена, в периоды смены многих основополагающих представлений о социальном бытии человека. Периоды социальных катаклизмов и распространение политических иллюзий и мифов Г.Лебон — основатель учения о психологии толпы в конце XIX в. обращал особое внимание на то, что толпа, масса не обладает критическим сознанием, мыслит не категориями, а образами, которые могут быть весьма далеки от реальности. Более того, согласно его мнению, видимость в истории играла большую роль, чем реальность. Если проследить за историей, то «нереальность здесь господствует над реальным. И дело не в том, что люди подвержены иллюзиям и ошибочным мнениям, а в том, что в мышлении толпы, масс отсутствует нормальная логика, поэтому она столь восприимчива к иллюзиям. Эти иллюзии сродни религиозной вере. Особое действие на толпу оказывают сильные химерические слова, и их воздействие не зависит от реального смысла этих слов. Слова наделяются некой магической силой, их подлинное значение давно потеряно, поэтому они так легко порождают иллюзии. Истина, по Лебону, никогда не была главным фактором эволюции народов, таковым всегда выступали заблуждения, иллюзии, которые властвовали над людьми. Таковыми могут быть религиозные, философские, социальные иллюзии Одни сменяются другими. Более того, согласно Лебону из всех факторов цивилизации самыми могущественными являются иллюзии. «Именно иллюзии, - пишет Лебон, -вызвали на свет пирамиды Египта, построили гигантские соборы. Большую часть своих сил человечество потратило в погоне за иллюзиями». Говоря о распространении идей социализма в начале XX в., он рассматривает их как единственно уцелевшие иллюзии. «...Социальная иллюзия царит в настоящее время над обломками прошлого, и ей принадлежит будущее. Толпа... отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям, если только заблуждение прельщает ее». Даже очевидная нелепость некоторых иллюзий не может помешать им воздействовать на людей. Такой нелепостью, по Лебону является идея уничтожения конкуренции и общее уравнивание людей. Иллюзорность подобных идей заключается в представлении, что стоит осуществить эти идеи, как мечты о справедливости тотчас же претворятся в жизнь. Лебон считал, что мыслители XIX в. с большим рвением старались уничтожить религиозные, политические, социальные иллюзии наших предков. Но, уничтожив эти иллюзии, они наткнулись на слепые и скрытые силы природы, которые неизбежно порождали новые иллюзии. Очень важно, каким иллюзиям подчиняется масса. Это могут быть весьма благородные, возвышенные иллюзии. И соответственно этому масса может вести себя весьма самоотверженно, героически. В ней может пробудиться энтузиазм. Она может пойти на смерть ради торжества какой-либо идеи. Ради славы и чести масса готова идти без хлеба и оружия, как это было во времена крестовых походов — для освобождения от рук неверных Гроба Господня. К. Г Юнг, введший в научный оборот понятие «коллективного бессознательного», также уделяет особое внимание роли мифа. Он исходит из того, что коллективные неврозы тесно связаны с господством мифов. Мы все, напоминает он, и Запад, и Восток, находимся во власти мифологии и веры во всеобщий мир, равенство людей, незыблемость человеческого права, в Божье царство на земле. Речь идет о вере в великий миф — «это свято почитаемое архетипическое видение Золотого века (или Рая), где в изобилии имеется все для каждого и где всем человеческим детским садом правит справедливый, мудрый вождь»\ Миф необходим человеку, он выводит за пределы обыденности, но в то же время создает множество иллюзий. Миф не создавался сознательно, он, говоря словами Юнга, «произошел» и оказывает огромное влияние на человека и человеческие массы. Политический лидер лишь персонифицирует коллективные устремления. И когда в обществе, как по мановению волшебной палочки, объявляется пророк, то это свидетельствует о том, что общество или значительная часть его потеряли свое психическое равновесие. Когда разум не работает, открывается широкое поле для распространения мифов и иллюзий. Коллективные неврозы тесно связаны с господством мифов. А различного рода бунтарские движения XX в. приближаются к мистике, мифотворчеству. И чем больше стремление к полному разрыву с миром, с существующими условиями, тем больше тяготение к мистике. Автор известной книги «Восстание масс» Х.Ортега-Гасет обращает прежде всего внимание на распространение в массах иллюзии возможности мгновенного, подобного взмаху волшебной палочки, избавления от прошлого, иллюзии, что с историей нет необходимости считаться. Однако прошлое нельзя изгнать, оно возвращается к нам. Отсутствие исторического сознания приводит к тому, что блага цивилизации воспринимаются как сами собой данные, а не как результат огромных усилий. В лоне цивилизации возник, по Ортеге, дикарь, который не замечает, что живет в цивилизованном мире. Для него характерна странная уверенность, что он не связан с прошлым. Но прошлое всегда возвращается. Непонимание этих истин Ортега объясняет следующим образом: современная цивилизация ставит перед человеком столь сложные задачи, а решение их столь запутано, что человек нередко стремится устраниться от этих решений. Ему проще предаться иллюзиям, поверить в мифы, например, в миф об исключительности своей нации, окруженной врагами. Он напоминает, что во времена голодных бунтов народ часто громил пекарни, и это может служить прообразом обращения нынешних масс с цивилизацией, которая их питает. Роль иллюзий и мифов в воздействии фашизма, тоталитаризма на массы Мифы, в том числе и политические, в определенном смысле неразрушимы, их невозможно победить разумными доводами. Но истоки, структуру, технику политических мифов необходимо, подчеркивает Кассирер, знать, чтобы противостоять им. Проблеме распространенности иллюзий в современном, казалось бы, просвещенном мир уделяет внимание и К. Ясперс. Он прямо говорит о том, что случилось невероятное — просвещенный человек удалился от истины. Иллюзии в современном мире проявляются в различных ситуациях и формах. Подобной иллюзией оказалось представление, что при помощи рассудка и доброй воли можно придать правильное устройство миру. Иллюзией является и утверждение, что мир столь испорчен, что надо скрывать правду, ибо она разрушительна. В работе «Философия будущего» он говорит о стремлении создать новый миф. «Его грубо провозглашают в диктаторских движениях или более тонко обыгрывают в образованных кругах, провозглашая культ Гельдерлинга, Ван Гога... При этом забывают, что в этих случаях речь идет о поразительных исключениях... изначально связанных с разрушительным душевным заболеванием... Но все это не есть истинный миф, ибо он подлинен в этих отдельных людях, он стоит вне общности и поэтому внезапен, как ничто»?. Исследование не только национал-социализма, но и тоталитаризма вообще оказалось неразрывно связано с выявлением роли социальных иллюзий и мифов. В своей работе «Истоки тоталитаризма» Х.Арендт пишет, что сила воздействия тоталитарных вождей состоит в использовании и в то же время преодолении элементов реальности и опыта при выборе вымысла. Вера в иллюзии оказалась столь основательной не просто в силу природы человеческого познания, а в силу столь постоянно меняющейся ситуации, в которой очутились массы. В своем стремлении как-то устоять в этом столь быстро изменяющемся мире массы готовы были поверить всему и не верить ничему. Более того, испытывая невероятные бедствия, которые выпали на их долю во время и после Первой мировой войны, они не возражали быть обманутыми. Современные массы, согласно Арендт, не верят в реальность своего опыта, не верят во что-то видимое. «Они не верят своим глазам, ушам, но верят только своему воображению... не факты убеждают массы и даже не сфабрикованные факты... массами овладевает желание уйти от реальности, потому что благодаря своей сущностной неприкаянности они больше не в состоянии постичь ее случайные непонятные аспекты»". Тоска по выдуманному миру, стремление уйти от реальности — это обвинение тому миру, в котором массы вынуждены жить. Восстание масс против здравого смысла, твердая фанатичная вера в вымышленный, непротиворечивый мир, считает она, гарантирует массам хотя бы минимум самоуважения. Иллюзии помогают массам избавиться от нескончаемых шоковых ситуаций. Любая идеология, считает Арендт, удерживается не как теоретическая доктрина, а как политическое оружие, предлагающее воплощение иллюзий. В конкретной ситуации, последовавшей после Первой мировой войны, для масс в Германии привлекательной оказалась идеология, толкующая историю как борьбу рас. Тогда как для Советского Союза такой идеологией оказалась идеология классовой борьбы. При всем различии этих идеологий, обе они внедряли иллюзию равенства. Расовая теория как бы предлагала равенство всех немцев по крови, их абсолютное отличие от других народов по своей природе. Теория установления бесклассового общества предлагала массам имущественное равенство. И та, и другая теория стремились непосредственно претвориться в жизнь уже хорошо нам известными методами террора, насилия, страха. При этом наблюдается полное пренебрежение прямыми последствиями подобной политики, презрение к утилитарным мотивам, неразрывно связанное с верой в вымышленный мир. При таком подходе к политике, когда разрушена сфера жизнепроявления человека, он оказывается в тупике. Для человека исчезает разница между реальным опытом и фикцией. Поэтому по Арендт, идеальный подданный тоталитарного режима - не убежденный нацист или коммунист, а человек, для которого нет разницы между истиной и ложью, между действительностью и вымыслом. Авторы, сравнивавшие действия Гитлера и Сталина (например, на проходившей в Великобритании в 1991 г конференции, посвященной сравнительному анализу русского коммунизма и германского национал- социализма), говорили о том, что для обоих характерна утрата чувства реальности, оба они все больше погружались в мир фантазий и не желали знать неприятную правду И тот, и другой прекрасно умели манипулировать массами и поддерживать в них иллюзии. Гитлер, хорошо знавший работы Лебона, в «Майн кампф» писал, что массовые митинги необходимы, ибо человек ощущает свою причастность к большому сообществу и поддается магического влиянию массового гипноза. Человек в таком состоянии готов принять любую идеологию, обещающую ему лучшую жизнь. Этими же причинами объясняется огромный энтузиазм масс в Советском Союзе. Жаждавшие лучшей жизни массы готовы были поверить, что лишь путем откровенного насилия можно прийти к столь скоро обещанному счастью. Более того, они готовы были ради этого идти на самопожертвование, на невиданные испытания, убежденные в их исторической оправданности. Человек, объявленный винтиком огромной государственной машины, ощущал себя хозяином, творцом истории. На деле же имело место мифологическое восприятие жизни, утопия воспринималась как реально осуществимая. Барт писал, что миф порождает чувство «блаженной ясности». При этом он различал «левый» и «правый» миф. Когда революция начинает маскироваться, возникает «левый миф». Долгие годы Сталин, как словесный объект, представлял собой все основные черты мифического слова - это и ритуальное прославление, и фатальная природность тех эпитетов, которыми окружали его имя, и приписываемая ему гениальность и пр. Барт считал миф о Сталине, как любой «левый» миф, убогим, тогда как «правый» миф, т. е. буржуазный миф, он определял как «упитанно-лоснящийся», неистощимый на выдумки. Буржуазная идеология, считал он, пытается скрыть тот факт, что происходит непрерывное созидание мифов.
РАЗДЕЛ 6.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1033)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |