Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика как социальное явление



2015-12-13 796 Обсуждений (0)
Политика как социальное явление 0.00 из 5.00 0 оценок




Политика настолько тесно переплетается с экономикой, социальными отношениями и тем более с управленческой деятельностью и структурами, что ее бытие зачастую фиксируется лишь в бытии экономических, социальных и управленческих явлений и процессов. Тем не менее вычленение политики из всей совокупности общественных явлений как особого вида социальной реальности — необходимое условие ее изучения. Политика многолика. Она и субъективна и объективна, выступает как воля и как мысль, как проект деятельности и сама практическая деятельность, как процесс воспроизводства связей между людьми и объективация их в виде структур политической власти и управления. Понятие политики охватывает комплекс взаимо-связанных явлений и процессов. Это: а) организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом; б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государ-ственной власти, ее завоевания, удержания и использования; в) политическое сознание и культура, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений; г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть. Научный анализ политики в самом широком понимании ее содержания включает, как минимум, ее рассмотрение в трех измерениях: 1. Институциональном — как совокупности институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность, оформляются и функционируют властеотношения; 2. Нормативном — как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности, зависящих от общих интересов социальных групп; 3. Процессуальном - как системы действий по защите и реализации общих интересов и целей по осуществлению власти и управления государством. Ни одни из вышеотмеченных элементов политики и ни одно из измерений политической жизни не исчерпывают всего ее многообразия: будь то институты или ценности, нормы, властеотношения, политические идеи или практика. Во всем своем многообразии мир политики - это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально-классовая структура или, скажем, различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно, специфична, в отличие от социально-экономических, культурологических сфер жизни и структур. Не поняв специфики политического, легко впасть в упрощенчество и вульгаризацию при объяснении процессов деятельности партий или органов государственной власти, вплоть до их мистификации. Для обозначения феномена политики как социальной реальности в литературе используется ряд терминов. В их числе: «политико-социальная действительность», «политическое бытие», «политическое пространство», «политическая жизнь» и другие. Не следует отождествлять их с понятиями «общественного бытия» или, скажем, «экономической жизни», характеризующими объективную, материальную основу общественных отношений. Реальность политики состоит прежде всего в том, что ее образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно сообщество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики форму-лируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти (государство) защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения. Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами. В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических лидеров или партий. Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. Она неразрывно связана с государственной властью как со своим средством. Поэтому ее формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений и борьба за власть, ее использование в интересах тех или иных групп и прочее. В свою очередь любые формы политической деятельности неотделимы от политических отношений, которые получают свое выражение и закрепление в определенной системе норм, регулирующих поведе-ние людей в обществе и их отношение к государственной власти, а также в политическом сознании.

 

Политическая власть

Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фун­даментальным понятием в общественных науках, — писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, — явля­ется власть в том же смысле, в каком энергия является фундамен­тальным понятием физики».

Философы говорят о власти над объективными законами раз­вития общества, социологи — о власти социальной, юристы — о вла­сти законов, политологи — о политической власти и т. д.

В политической литературе отправным определением власти считается определение, данное М. Вебером, который определял власть, как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность ос­нована».

Власть, таким образом, рассматривается как особое отноше­ние господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила.

Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе гово­ря, Власть — это один из важнейших видов соци­ального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется рас­поряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект дол­жен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авто­ритетом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) — второ­го важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее от­ношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Наибольшую по­корность обеспечивает патриархальная и подданническая типы по­литических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти основанная на страхе перед санкциями за неповиновение прямо пропорциональна тяжес­ти наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним кон­троль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотива­цией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта влас­ти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отноше­ний воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю. Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Под ресурсами власти следует понимать все те средства, ис­пользование которых обеспечивает влияние на объект власти в со­ответствии с целями субъекта. Ресурсы власти — это либо важные ценности (деньги, предме­ты потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помо­щью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, выс­шей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощ­рения, наказания или убеждения. Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения че-ловека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта вла-сти, принятие его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономиче-ском, политическом и идеологическом видах. Руководство — это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Основа руководства — адми-нистративная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства — осуществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора. Через управление и организацию осуществляется реализация политических, экономических и иных программ. Управление — это использование полномочий власти по фор-мированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудо-выми коллективами, партиями, населением области, района и т. п. Контроль — это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распо-ряжения власти. Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному организму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом. В рамках этой системы разрабатываются и принимаются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвует в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении. Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ре-сурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опирается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную. Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная власть — это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий. Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей. Политическая власть характеризуется рядом признаков: 1) легитимностыо в использовании силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти; 3) публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью, что значит — обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона); 4) моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической); 5) многообразием ресурсов.

 

 



2015-12-13 796 Обсуждений (0)
Политика как социальное явление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика как социальное явление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)