Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государство как политический институт



2015-12-13 536 Обсуждений (0)
Государство как политический институт 0.00 из 5.00 0 оценок




В научной литературе существует несколько концепций происхож­дения государства. Теократическая концепция связывает возник­новение государства с божьим установлением. В древних мифах на­родов Востока, Египта, Греции - персона верховного правителя — божественного происхождения. Согласно воззрениям древних евре­ев, Бог находится в договорном отношении со всеми людьми. Совре­менный католицизм предполагает божественный генезис идеи госу­дарства и принципов власти при преходящем характере и временем происхождения конкретных актов ее осуществления. Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности. Еще Конфуций из­ложил патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. О» призы­вал правителей строить отношения с подданными на началах доб­родетели. Государство — это развитая форма патриархальной вла­сти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организа­ции общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют. В XIX веке возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как резуль­тат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Психологическая теория выводит образование государ­ства из идеи, рожденной человеческим гением. Широко распростра­нена социально-экономическая теория. Один из ее ранних предста­вителей Платон выводит истоки государства из разделения труда, обособления деятельности по руководству обществом. Марксизм объясняет возникновение государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением эко­номически господствующего класса закрепить свое положение и по­литически. Переходной формой к государству признается выделе­ние прослойки вождей. Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определен­ной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах v международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения междуна­родного права.

Что же такое государство? Какова его природа? Термином «государство» обозначается особый тип социаль­ных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным ис­пользованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юри­дического порядка; г) относительным постоянством; д) институцио­нальным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существен­ным условием сохранения государства^Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются мно­гие внутренние и внешние политические конфликты. Вторым составляющим элементом государства является насе­ление, т. е. человеческое сообщество, проживающее на его террито­рии и подчиняющееся его власти. Население государства может со­стоять из одного народа или быть многонациональным. Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, суще­ствующие между политической элитой и остальной частью общест­ва. Политическая элита принудительно навязывает власть, исполь­зуя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого М. Вебер утверждает, что «го­сударство... — это отношение господства людей над людьми, основы­вающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство су­ществовало, те, над кем осуществляется господство, должны при­знавать власть тех, кто господствует в данный момент». Власть в государстве имеет институционализированный ха­рактер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осу­ществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей поли­тической общности (государству). Лица, входящие в элиту, меня­ются, однако институционализированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких как гражданская война или подчинение другим госу­дарством. Итак, государство — это политическая целостность» образуе­мая национальной или многонациональной общностью, закреплен­ной на определенной территории, где поддерживается юридичес­кий порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения. В современной политологии настойчиво подчеркивается ин­ституциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство — это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основны­ми сферами общественной жизни. К таким учреждениям и организациям относятся: 1) предста­вительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) ор­ганы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы. Существует и более узкий подход к государству, где государ­ство понимается как организация политической власти, существу­ющая в определенной стране. Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживаю­щих на определенной территории; 2) политически самоопределяющаяся нация как субстанцио­нальный элемент государственности;

3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от общества, наличие у нее особого аппарата принуж­дения (армии, служб охраны порядка и безопасности); 4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающее­ся в независимости государственной власти от всякой другой, внутри страны и в международном общении; 5) право на нормирование жизни всего общества, право на из­дание законов и норм, регулирующих общественную жизнь и имею­щих общеобязательный характер; 6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов го­сударства при осуществлении своих функций.

 

 



2015-12-13 536 Обсуждений (0)
Государство как политический институт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государство как политический институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)