Реформа органов управления. Утверждение абсолютизма
Центральное место в реформах Петра I принадлежало реорганизации управления. Неэффективность приказной системы и органов местного управления в условиях Северной войны (1700 - 1721 гг.) требовала их ре-шительной перестройки. В качестве образца была взята шведская модель государственного управления. В 1708 -1709 гг. было введено новое ад-министративное деление. Страна была разделена на 8 губерний (Москов-скую, Киевскую , Смоленскую, Сибирскую и др.). Во главе губерний стоя-ли назначаемые царем губернаторы, сосредоточившие административно-судебную власть и одновременно являвшиеся главнокомандующими рас-положенных на вверенной им территории войск.
Следующим шагом в организации нового аппарата управления стало образование Сената в 1711 г., пришедшего на смену Боярской Думе*. Пер-воначально Сенат был утвержден как временная комиссия для управления государством в отсутствие царя: «определили быть для отлучек нами пра-вительствующий Сенат для управления», «которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому». Он становится высшим органом су-дебной и исполнительной власти. В своей деятельности он полностью под-чинялся царю. Члены Сената назначались царем но принципу служебной пригодности. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, выполняющий функции «уха и ока государева», осуществляя контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Явный государственный контроль дублировался тайным - через систему фискального надзора. Профессией фискалов был донос. Петр освободил их от ответственности за ложное об-винение. С петровского времени фискальство становится синонимом гнус-ного доносительства.
Взамен сложной и запутанной системы приказов в 1717-1718 гг. бы-ли учреждены коллегии. В отличие от приказов каждая коллегия ведала только определенной функцией государственного управления. Первона-чально их насчитывалось 9: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-, ревизион- коллегия (ведомство государственных приходов и рас-ходов), коммерц -, берг - и мануфактур- коллегии. Позднее были учреж-дены вотчинная коллегия и Главный магистрат (для управления города-ми). Деятельность коллегий четко регламентировалась на основе Уставов. По мнению Петра I, регламентация должна была обеспечить эффек-тивность государственного аппарата, а коллегиальный принцип управле-ния - устранить произвол, личное усмотрение и злоупотребления, прису-щие единоличным правителям.
В 1716 г. был издан Воинский Устав, который по прямому указу Петра I становится основополагающим как для военных, так и граждан-ских служащих. Поэтому не случайно утверждение, что в России в XVIII в. не армия была при государстве, а государство - при армии. Само же го-сударство напоминало военное судно.
Создание Петром I разветвленного бюрократического аппарата на-зывают «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен «вечный двигатель бюрократии»*.
* Сведения о заседаниях Боярской Думы обрываются в 1704 г. К этому моменту она утратила свое значение как узкий сословный орган, «умерев естественным пу-тем, от старости».
* Бюрократия - необходимый элемент структуры государств Нового времени. Однако в условиях рос-сийского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двига-тель бюрократии. Начиная с петровских времен, он начал работать по присушим ему внутренним законам
Европеизация органов государственного управления не изменяла сущности самодержавного правления. Царь сосредотачивал в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Законодательно неограниченность царской власти выражалась в Воинском Уставе: «мо-нархов власть есть самодержавная , которым Сам Бог повелевает». Приня-тие Петром I титула императора и наименование «Великим» в 1721 г.** стало апофеозом самодержавия. Самодержавная власть превращалась в аб-солютистскую. Главной опорой ее становились бюрократический аппарат и регулярная армия.
Военная реформа ставила целью создание дееспособной армии ифлота. Первый рекрутский набор, произведенный в 1705 г., положил нача-ло формированию новой армии. С 1710 г. рекрутские наборы производи-лись ежегодно по норме: 1 рекрут с 20 тягловых дворов. Это должно было давать до 30 тысяч рекрутов с каждого набора. Для подготовки офицерско-го состава были созданы специальные школы : навигацкая, артиллерийская, инженерная. Царский Указ 1714 г. запрещал производить в офицеры дво-рян и «иных со стороны», не прошедших солдатской службы в гвардей-ских полках и «с фундамента солдатского дела» не знающих. Так гвардей-ские полки становились школой подготовки офицерских кадров. Воинский Устав объявлял служение Отечеству высшим долгом дворянина.
Результатом военной реформы явилось создание первоклассной ар-мии и флота на уровне европейских. К концу царствования Петра I чис-ленность регулярных сухопутных войск достигла 200 тысяч. Флот состоял из 48 линейных кораблей и 800 галер.
Реорганизация органов управления, создание регулярной армии бы-ли, безусловно, положительными преобразованиями Петра I. Вряд ли столь однозначно можно оценить церковную реформу. Отношение Петра I к религии и церкви было двойственным и небезу-пречным . Будучи лично религиозным человеком, он не раз подвергал пуб-личному осмеянию церковные обряды, был категорическим противником проповеди исключительности русской православной церкви по сравнению с остальным христианским миром. «Молись и трудись», - часто повторял Петр I, считая , что христианство должно проповедовать активный труд. Указы Петра I о бритье бород воспринимались отцами церкви как круше-
- ради конечной цели - упрочения своего положения - мобильно и гибко отклоняясь на изменения жизни, успешно функционировал вне зависимости от того, какой конкретно властитель на троне - ум-ный или глупый, деловой или бездеятельный. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня». * * В 1721 г. после окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира между Россией и Швецией, закрепившего победу России и обретения ею выхода к Бал-тийскому морю, Сенат присвоил Петру I чин адмирала, титулы «отца Отечества», «Вели-кого» и «императора Всероссийского».
ние христианских ценностей, а сам Петр I был объявлен Антихристом*. Европейские нововведения в быту , образе и стиле жизни православная церковь рассматривала как удар по своим позициям. В оппозиции Петру I находился сам московский патриарх Адриан. Поэтому после его смерти (1700 г.) были отложены выборы нового патриарха. В 1721 г. Петр I лик-видировал патриаршество, заменив его Духовной коллегией, или Синодом. Тем самым церковь была лишена самостоятельности и поставлена под контроль государства . Члены Синода, хотя и состояли из иерархов церкви, назначались царем, а деятельность их определялась Духовным регламен-том **. Дуализм властей, светской и духовной , присущий русскому право-славию, был утрачен. Церковь стала частью государственного аппарата. Более того, была ликвидирована тайна исповеди: отныне священник был обязан доносить ее содержание, если в исповеди имелись антигосударст-венные намерения. В противном случае он подлежал лишению сана, кон-фискации имущества и смертной казни. Эти действия Петра I вызвали не только серьезное недовольство среди святителей церкви, но и способство-вали падению авторитета церкви среди народа.
Так, в результате административной, церковной и военной реформ в России формируется система абсолютизма***, феодального по своей природе режима. Абсолютистские монархии существовали в этот период и в боль-шинстве стран Европы, но российский абсолютизм принципиально отли-чался от западноевропейского. По мнению большинства историков, клас-сический абсолютизм возникает на Западе в условиях относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства. В России такой ситуации не могло быть, так как буржуазия еще не сформировалась. Это дает воз-можность утверждать, что в петровский период возник абсолютизм либо типологически отличный от западного, либо мы имеем не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии. Другим принципиальным отличием государственности была отчужденность ее от общества. Если на Западе служба рассматривалась как привилегия, то в России она была обязанностью: так за отказ служить владения дворян при Петре I изымались.
Итогом политической модернизации первой четверти XVIII в. ста- * Православная церковь на протяжении нескольких столетий создавала культ бороды. Борода считалась «богом данным украшением для мужчин». Патриарх Адриан объявил брадобритие «царским грехом».
** Автором реформы церковного управления был ближайший сподвижник Петра I архиепи-скоп Феофан Прокопович - образованный, умный, но совершенно лишенный совести, честно-сти, принципиальности; во имя карьеры он мог совершить любой безнравственный поступок.
*** Абсолютизм - форма монархического правления, для которой характерна неограниченная власть монарха (как главы законодательной, исполнительной и судебной власти), опирающая-ся на разветвленный бюрократический аппарат и регулярную армию.
новится превращение государства в самодовлеющую силу, окончательное отделение его от того, кому должно служить.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (783)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |