Предмет, тема, проблема, жанр
Под ПРЕДМЕТОМ понимается некая целостная часть действительного мира, отраженная в речевом произведении. Это может быть материальный объект, факты, явления или события. Еще точнее, это может быть: § предмет договора § сроки исполнения договора § качество товара § способ транспортировки товара § результаты работы § цена товара § способы оплаты и т.д.
Под ТЕМОЙ понимается то главное, о чем говорится в тексте. Это и МАТЕРИАЛ, отобранный и организованный в соответствии с задачами текста. Это и ПРЕДМЕТ, отраженный в определенном ракурсе и ставший поэтому содержанием текста.
ПРОБЛЕМА – это та мыслительная задача, которую автор должен решить в тексте. Проблема обычно очень тесно связана с Темой, а иногда настолько тесно, что их трудно отделить. В этом случае мы говорим – ПРОБЛЕМНАЯ ТЕМА.
Таким образом, понятия предмета, темы и проблемы весьма взаимосвязаны. Например в тему «Исполнение договора купли-продажи» войдут проблемы: «сроков поставки», «способов транспортировки», «способа оплаты» и т.д. а также соответствующие предметы. Если выделить из этого комплекса проблему «способа транспортировки», то речевое продуцирование может вестись с использованием следующих тем: «самовывоз», «доставка перевозчиком», «переход рисков» и т.п.
ЖАНР – это коллективно выработанные, в процессе коммуникативно-речевого опыта и его развития, речевые модели текстов,которые соответствуют условиям и целямобщения. Каждый жанр предполагает: 1. определенный физический объем текста; 2. принципыотбора и расположения речевого материала; 3. стилистическоеоформление.
В случаях когда жанр предписан, то знание его законов помогает автору определить достаточный объем текста и выбрать стилистико-речевое оформление.
Говоря о содержании, различают ТЕКСТОВОЕ, ЗАТЕКСТНОЕ и ПОДТЕКСТНОЕ содержание. Затекстное содержание несут обычно официально-деловые документы в которых делаются ссылки на другие нормативно-правовые акты с целью аргументации излагаемых в продуцируемом тексте положений.
Подтекстное содержание опирается на намек, о котором адресат может и должен догадаться. Таким намеком может быть судебное разбирательство, или дальнейшая выгода, или возможные привилегии. В тексте может появляться также подтекстное содержание автором не предусмотренное, и даже нежелательное, например показывающее пробел в его квалификации или недобросовестное поведение в возникшей ситуации.
Лекция 17. Особенности составления официально-деловых текстов Основной формой письменной речевой коммуникации в профессиональной деятельности управленца является официально-деловой текст. Под официально-деловым текстом понимается текст того или иного вида документа, составленного в целях управления. В России документы не используются изолированно, а объединены в унифицированные системы документации (например УСОРД), каждая из которых устанавливает свои требования к форме и содержанию документа. Функционирование организаций, независимо от уровня подчиненности и формы собственности невозможно без документирования. При этом в любой организации можно выявить комплекс документов, необходимых и достаточных для нормальной работы. Этот комплекс выделяется по следующим критериям: § круг вопросов, решаемых в процессе деятельности; § количество уровней принятия решений; § объем и характеркомпетенции организации; § порядок решения вопросов (коллегиальность или единоначалие); § объем и характер взаимосвязей с другими организациями. При этом в начале выделяются наиболее общие функции управления, осуществляется их классификация по видам работ, действиям и операциям, а затем уже определяются документы, необходимые для их выполнения. В настоящее время в управлении существует более 20 УСД. Например, такие как: 1. организационно-распорядительная; 2. бухгалтерская; 3. кадровая; 4. снабженческо-сбытовая; 5. юридическая; 6. финансовая; 7. отчетно-статистическая; 8. хозяйственно-правовая и другие. Организационно-распорядительная документация включает различные по назначению и порядку использования группы документов, а именно: § организационные, § распорядительные, § информационно-справочные документы.
Информационно-справочные документы включают документы подгруппы «Деловой корреспонденции», такие как: Служебные письма, Докладные, служебные и объяснительные записки, Справки.
Лекция 18. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ (СЛУЖЕБНАЯ) ПЕРЕПИСКА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕПИСКИ ТЕКСТОВОЕ ПИСЬМО выступает как: 1. ФОРМА официального общения между учреждениями и организациями 2. обобщенноеНАЗВАНИЕ различных по содержанию документов, выделяемых по единому способу передачи текстов. Условно выделяется четыре основных типа информационного обмена: 1. передача информации (информирование); 2. передача указаний; 3. стимуляция, убеждение; 4. сбор, обработка, систематизация и анализ полученной информации. Письма могут различаться: 1. По признаку адресата – обычные и циркулярные; 2. По фактору адресации – внутренние и внешние; 3. По тематическому признаку – на деловую и коммерческую корреспонденцию; 4. По функциональному признаку – на требующие и не требующиеответа; 5. По особенностям композиции – на одноаспектные и многоаспектные; 6. По структурным признакам – на регламентированные (стандартные) и нерегламентированные (нестандартные), отражающие необычную ситуацию. 7. По стилю изложения – на формальные (официально-деловой стиль) и неформальные (неофициальный стиль изложения).
ВИДЫ ПИСЕМ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |