Перечень вопросов для зачета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Институт истории и права Кафедра философии и социологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «История и философия науки» для всех направлений подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура) Очная/заочная форма обучения
Квалификация выпускника: Исследователь. Преподаватель-исследователь Приложение 2 Перечень вопросов для зачета
«Общие проблемы философии и истории науки» 1. Наука как самостоятельный вид духовной деятельности. 2. Основные вопросы философского осмысления науки в социокультурном аспекте. 3. Идеалы и критерии научного знания. 4. Структура научного знания и его основные элементы 5. Рост и развитие научного знания. 6. Современные концепции развития науки. 7. Истина в науке и проблема научной рациональности. 8. Философия науки в свете различных философских традиций мышления. 9. Современная наука как социальный институт 10. Нормы и ценности научного сообщества
«Философия социально – гуманитарных наук» 1. Складывание гуманитарных наук 2. Психологизм и историзм как первые методологические программы в области гуманитарного знания 3. Феноменологическая программа в методологии гуманитарного познания 4. Понятие «теоретическая философия». Философия как строгая наука в интерпритации феноменологов 5. Герменевтический стандарт в гуманитарном познании
«История педагогики (Философия образования)» 1. Исторические этапы формирования философско – педагогической проблематики 2. Содержание герменевтического метода в философии образования 3. Социальное пространство и социальное время образования 4. Цели и ценности образования. Образование как канал трансляции культурного и социального опыта 5. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития «Философия и история психологии» 1. Психологизм как первая методологическая программа гуманитарных наук 2.Механический, биологический и психологический детерминизм 3.Развитие рационалистических концепций психического 4.Обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания 5.Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В Лейбница
«Историография» 1. Основные аспекты и методология современного историографического исследования 2. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории» 3. Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни 4. Успехи филологической критики текстов (Ф.-А. Вольф, братья Гримм). Б.-Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников 5. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития
«Философия и история социологии» 1.Развитие социально-научного знания на почве этических и государственно-правовых теорий 2.Законы реальности и «предписывающие» социальные законы 3.Концепция естественного состояния как решающий шаг на пути редукции исторического измерения социальнонаучного знания 4.Идея статистико-вероятностной социальной науки об обществе 5.О.Конт: теоретическая социология как род социальной философии
«Философия и история языкознания» 1.Проблема зависимости типа письменности от системы языка: лингвистический аспект 2.Неизменность записанного текста как культурная проблема. Необходимость комментирования ранее написанных текстов 3. Проблемамногоязычия и диалектной раздробленности. Сравнительное изучение языков мира 4.Зарождение типологического подхода к языкам мира 5.Язык как связующее звено между социумом («общественностью») и человеком, антиномия «языка в человеке» и «языка вне человека»
«История литературоведения» 1.Зависимость развития историко-литературного мышления отсоциокультурного развития эпохи 2.Критериипробуждения филологического интереса к произведениям национальной литературы 3.Рассмотрение произведений литературы вне связи с социально-историческими процессами, как господство случайности и личной воли 4.Философско-историческая оценка литературных событий. Общественное значение литературы 5. Онтологический взгляд на литературу как квинтэссенцию духовной жизни народа
«Культурология» 1. Формирование объективного единства мира культуры и осознание необходимости новой науки о культуре 2. Оппозиции «природа – культура», «культура – цивилизация». Представление об автономном существовании культуры 3. Философия культуры как специфический вид знания о культуре 4. Диалог как жанр литературы и способ мысли 5. Просвещение: поиск принципов систематизации культуры
«Философия естественных наук» 1. С чем связано возникновение математического метода в естествознании в Новое время? 2. Философско – методологический анализ математики Лобачевским и неевклидова геометрия. 3. Метатеория в математике 4. Инстуиционистская программа обоснования математики 5. Суть дискуссии о существовании объектов в аксиоматической и конструктивистской теориях
«Философия и история физики» 1. Принципы классического естествознания 2. Проблемы физической реальности. Кризис теоретической физики на рубеже XIX – XX вв. 3. Философские аспекты современной физики: квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки 4. Информация и динамика. Информация на микро – и макро – уровне 5. Принципы макроскопического подхода к сложным системам
«Философия и история наук о Земле (география)» 1.Исторические условия развития географии 2.Влияние философских воззрений Ф. Бэкона и Р. Декарта на развитие естествознания 3.Практическая потребность в дифференциации географии 4.Онтологические проблемы взаимодействия человека и природы в науке XVIII в. 5.Эволюционная (палеогеографическая) концепция в географии «Философия и история наук о живой природе (биология)» 1. Сущность философско – методологических проблем в биологии. Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения 2. Проблема «биологической реальности» как предмета биологического познания 3. Познавательные модели в истории биологии: организменная, семиотическая, организационная, эволюционная, системная, самоорганизационная, диатропическая, коэволюционная и т.д. 4. Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни: естественнонаучное содержание и философские основания 5. Случайность и необходимость в объяснении происхождения живого «Философия науки и техники» 1. Место научно – технического знания в системе воспроизводства человеческой культуры 2. Роль религиозных практик в становлении и развитии научно – технического знания 3. Эпистемологическое преодоление дихотомии «естественное» - «искусственное» в Новое время 4. Методологическая специфика научно – технических теорий 5. Гуманитарное и инженерное направления в философской методологии становления научно – технического знании
«Философия и история технических наук» 1. Историческое значение перехода от «политехники» к «монотехнике» 2. Роль техники в научно – исследовательском проекте Р. Бойля 3. Философско – методологическая специфика технической теории 4. Эволюция технического знания в XX вв.: от классических к неклассическим дисциплинам 5. Проект философии техники П.К. Экнгельмейера
Приложение 3
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |