Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перечень вопросов для зачета



2016-01-02 350 Обсуждений (0)
Перечень вопросов для зачета 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

 

Институт истории и права

Кафедра философии и социологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«История и философия науки»

для всех направлений подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура)

Очная/заочная форма обучения

 

Квалификация выпускника: Исследователь.

Преподаватель-исследователь


Приложение 2

Перечень вопросов для зачета

 

«Общие проблемы философии и истории науки»

1. Наука как самостоятельный вид духовной деятельности.

2. Основные вопросы философского осмысления науки в социокультурном аспекте.

3. Идеалы и критерии научного знания.

4. Структура научного знания и его основные элементы

5. Рост и развитие научного знания.

6. Современные концепции развития науки.

7. Истина в науке и проблема научной рациональности.

8. Философия науки в свете различных философских традиций мышления.

9. Современная наука как социальный институт

10. Нормы и ценности научного сообщества

 

«Философия социально – гуманитарных наук»

1. Складывание гуманитарных наук

2. Психологизм и историзм как первые методологические программы в области гуманитарного знания

3. Феноменологическая программа в методологии гуманитарного познания

4. Понятие «теоретическая философия». Философия как строгая наука в интерпритации феноменологов

5. Герменевтический стандарт в гуманитарном познании

 

«История педагогики (Философия образования)»

1. Исторические этапы формирования философско – педагогической проблематики

2. Содержание герменевтического метода в философии образования

3. Социальное пространство и социальное время образования

4. Цели и ценности образования. Образование как канал трансляции культурного и социального опыта

5. Индивидуальная культура личности и образование. Самообразование: условия и возможности его развития

«Философия и история психологии»

1. Психологизм как первая методологическая программа гуманитарных наук

2.Механический, биологический и психологический детерминизм

3.Развитие рационалистических концепций психического

4.Обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания

5.Активность как основное свойство познавательных процессов в концепции Г. В Лейбница

 

«Историография»

1. Основные аспекты и методология современного историографического исследования

2. Дидактическая тенденция: обучение на примерах и «уроки истории»

3. Синтез прагматической и парадигматической истории: история как исследование особого типа и как школа жизни

4. Успехи филологической критики текстов (Ф.-А. Вольф, братья Гримм). Б.-Г. Нибур: новый этап в совершенствовании критики источников

5. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития

 

«Философия и история социологии»

1.Развитие социально-научного знания на почве этических и государственно-правовых теорий

2.Законы реальности и «предписывающие» социальные законы

3.Концепция естественного состояния как решающий шаг на пути редукции исторического измерения социально­научного знания

4.Идея статистико-вероятностной социальной науки об обществе

5.О.Конт: теоретическая социология как род социальной философии

 

«Философия и история языкознания»

1.Проблема зависимости типа письменности от системы языка: лингвистический аспект

2.Неизменность записанного текста как культурная проблема. Необходимость комментирования ранее написанных текстов

3. Проблемамногоязычия и диалектной раздробленности. Сравнительное изучение языков мира

4.Зарождение типологического подхода к языкам мира

5.Язык как связующее звено между социумом («общественностью») и человеком, антиномия «языка в человеке» и «языка вне человека»

 

«История литературоведения»

1.Зависимость развития историко-литературного мышления отсоциокультурного развития эпохи

2.Критериипробуждения филологического интереса к произведениям национальной литературы

3.Рассмотрение произведений литературы вне связи с социально-историческими процессами, как господство случайности и личной воли

4.Философско-историческая оценка литературных событий. Общественное значение литературы

5. Онтологический взгляд на литературу как квинтэссенцию духовной жизни народа

 

«Культурология»

1. Формирование объективного единства мира культуры и осознание необходимости новой науки о культуре

2. Оппозиции «природа – культура», «культура – цивилизация». Представление об автономном существовании культуры

3. Философия культуры как специфический вид знания о культуре

4. Диалог как жанр литературы и способ мысли

5. Просвещение: поиск принципов систематизации культуры

 

«Философия естественных наук»

1. С чем связано возникновение математического метода в естествознании в Новое время?

2. Философско – методологический анализ математики Лобачевским и неевклидова геометрия.

3. Метатеория в математике

4. Инстуиционистская программа обоснования математики

5. Суть дискуссии о существовании объектов в аксиоматической и конструктивистской теориях

 

«Философия и история физики»

1. Принципы классического естествознания

2. Проблемы физической реальности. Кризис теоретической физики на рубеже XIX – XX вв.

3. Философские аспекты современной физики: квантовая механика и теория относительности в системе неклассической науки

4. Информация и динамика. Информация на микро – и макро – уровне

5. Принципы макроскопического подхода к сложным системам

 

«Философия и история наук о Земле (география)»

1.Исторические условия развития географии

2.Влияние философских воззрений Ф. Бэкона и Р. Декарта на развитие естествознания

3.Практическая потребность в дифференциации географии

4.Онтологические проблемы взаимодействия человека и природы в науке XVIII в.

5.Эволюционная (палеогеографическая) концепция в географии

«Философия и история наук о живой природе (биология)»

1. Сущность философско – методологических проблем в биологии. Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения

2. Проблема «биологической реальности» как предмета биологического познания

3. Познавательные модели в истории биологии: организменная, семиотическая, организационная, эволюционная, системная, самоорганизационная, диатропическая, коэволюционная и т.д.

4. Основные этапы формирования проблемы происхождения жизни: естественнонаучное содержание и философские основания

5. Случайность и необходимость в объяснении происхождения живого

«Философия науки и техники»

1. Место научно – технического знания в системе воспроизводства человеческой культуры

2. Роль религиозных практик в становлении и развитии научно – технического знания

3. Эпистемологическое преодоление дихотомии «естественное» - «искусственное» в Новое время

4. Методологическая специфика научно – технических теорий

5. Гуманитарное и инженерное направления в философской методологии становления научно – технического знании

 

«Философия и история технических наук»

1. Историческое значение перехода от «политехники» к «монотехнике»

2. Роль техники в научно – исследовательском проекте Р. Бойля

3. Философско – методологическая специфика технической теории

4. Эволюция технического знания в XX вв.: от классических к неклассическим дисциплинам

5. Проект философии техники П.К. Экнгельмейера

 

 

Приложение 3



2016-01-02 350 Обсуждений (0)
Перечень вопросов для зачета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перечень вопросов для зачета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)