Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трофоневротическая теория Е.Е. Платонова



2016-01-02 1625 Обсуждений (0)
Трофоневротическая теория Е.Е. Платонова 0.00 из 5.00 0 оценок




Автор этой теории рассматривал кариес зубов как трофоневротический процесс, который, по его мнению, развивается только тогда, когда нарушается питание твердых тканей зуба.

Основным патогенетическим фактором Е.Е. Платонов считал нарушение нервной регуляции трофики зубных тканей. Однако сегодня известно, что зубы с удаленной пульпой в сроки до 17 лет продолжают нормально функционировать. Удаление пульпы как один из методов лечения осложненных форм кариеса не приводит к структурным и функциональным изменениям в эмали зуба, последний продолжает функционировать как полноценный орган. Постоянное динамическое взаимодействие с ротовой жидкостью обеспечивает твердым тканям депульпированного зуба высокую минерализованность, которой соответствует большая кислотоустойчйвость, микротвердость и структурная однородность.

 

Современная концепция этиологии кариеса

Общепризнанным механизмом возникновения кариеса является прогрессирующая деминерализация твёрдых тканей зубов, вызванная действием органических кислот, которые образуются в результате жизнедеятельности микроорганизмов.

Рассмотрим кариесогенные факторы, которые играют важную роль в возникновении кариеса. Их можно разделить на местные и общие факторы.

Местные факторы:

  1. Зубная бляшка с большим количеством микроорганизмов;
  2. Изменение состава и количества ротовой жидкости;
  3. Углеводистые липкие остатки в полости рта;
  4. Отклонения в химическом составе твёрдых тканей зубов и неполноценная структура тканей;
  5. Нарушения в зубных рядах, наличие ретенционных пунктов, скученность зубов и др.

Общие факторы:

  1. Неполноценная диета и питьевая вода;
  2. Соматические и наследственные заболевания;
  3. Экстремальные воздействия на организм;
  4. Неблагоприятный генетический код.

 

Кариесогенные факторы могут быть различной интенсивности и характера, но ведущим фактором в возникновении кариеса зубов является микрофлора полости рта.

 

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

 

Практичекая работа

Название практической работы:

-осмотр, опрос и сбор анамнеза,

- заполнение карты обследования.

Цель работы:

-научится обследовать пациента

- научится заполнять медицинскую карту стоматологического больного

 

Методика выполнения:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Основные направления профилактики кариеса

2.Понятие проницаемости эмали, деминерализация эмали зубов.

3.Структура и свойства эмали после прорезывания зубов.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Причины возникновения кариесогенной ситуации в полости рта.

2. Общие и местные факторы развития кариеса.

3. Теории происхождения кариеса.

4. Методы оценки кариесогенности зубного налета.

5. Показания к применению и состав противокариозных диет.

8.Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9.Самостоятельная работа студентов:

1. Перечислить основные теории возникновения кариеса:

2. Перечислить факторы развития кариеса:

3. Выписать противокариозные диеты, указав их состав.

4. Описать схему построения кривой Стефана.

5. Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г

3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

 

ЗАНЯТИЕ № 12

1.Тема занятия:

«Структура и свойства эмали после прорезывания зубов. «Зоны риска». Зависимость устойчивости зубов от свойств смешанной слюны (количества, вязкости, рН, буферной емкости). Пути повышения кариесрезистентности эмали. Эндогенные и экзогенные, безлекарственные и лекарственные факторы повышения кислотоустойчивости эмали».

 

2.Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Источники минеральных компонентов после прорезывания зубов.

2. Состав смешанной слюны.

3. Что такое «зоны риска»?

4. Эндогенные и экзогенные факторы повышения кислотоустойчивости эмали

5. Безлекарственные и лекарственные факторы повышения кислотоустойчивости эмали.

Студент должен уметь:

1. Провести опрос пациента.

2. Провести осмотр полости рта пациента.

3. Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.

Студент должен ознакомиться:

- со структурой и свойствами эмали после прорезывания зубов,

- с понятием «зоны риска»,

- с составом и свойствами смешанной слюны,

- с зависимостью устойчивости зубов от свойств смешанной слюны,

- с путями повышения кариесрезистентности эмали,

- с эндогенными и экзогенными, безлекарственными и лекарственными факторами повышения кислотоустойчивости эмали.

3.Содержание обучения:

Эмаль зуба - высокоминерализованная ткань живого организма: содержание минеральных солей в ней составляет 95 %, органических веществ - всего 1,2 %, воды - 3,8 %.
Морфологическая структура и минеральный состав эмали не постоянны и могут изменяться под действием различных факторов: возраста, особенностей минерального обмена в организме, состава и свойств слюны, характера питания и т. п.
В минерализации эмали выделяют две фазы: первичная минерализация, происходящая во внутричелюстной период развития зуба, и вторичная минерализация, или "созревание" эмали, продолжающаяся в течение 3-5 лет после прорезывания зубов.
Под "созреванием" подразумевается увеличение содержания кальция, фтора, фосфора и других минеральных компонентов и совершенствование структуры эмали. Особенно интенсивно процессы "созревания" эмали происходят в первые 12 мес после прорезывания зуба в полости рта.
Формирующаяся эмаль до прорезывания зуба пребывает в тесном контакте с сывороткой крови и тканевой жидкостью и минерализуется веществами, содержащимися в них. Эмалевая матрица непрорезавшегося зуба по своей структуре сходна со зрелой. Однако она отличается от зрелой большим содержанием органических веществ и воды и меньшим количеством минеральных компонентов - около 25 - 30 %.
Совокупность названных образований формирует микропористость эмали. Общий объем пор во вновь прорезавшейся эмали составляет от 3 до 6 %. Особенности химического состава и строения незрелой эмали в сочетании с микропористостью определяют ее низкую кариесрезистентность, высокую растворимость и проницаемость.
Многочисленные клинические наблюдения свидетельствуют о том, что кариес наиболее интенсивно развивается в первые годы после прорезывания зуба, что совпадает с периодом незрелой эмали.
Полная минерализация эмалипосле прорезывания зуба происходит за счет поступления минеральных веществ из слюны.
Минеральные компоненты могут вводиться в эмаль целенаправленно в виде реминерализующих растворов, фторсодержащих гелей, лаков и других средств местной профилактики. Обеспечивается минерализация высокой степенью проницаемости эмали незрелых зубов, имеющей в этот период важное физиологическое значение.
По мере созревания эмали повышается однородность ее структуры, происходит сглаживание рельефа поверхности, уменьшается объем микропространств до 0,1-0,2 %, что приводит к увеличению плотности эмали. Уменьшается количество воды в эмали. Благодаря поступлению иона фтора в эмаль повышается ее сопротивляемость кариесу.
В созревании эмали важная роль принадлежит фтору, количество которого после прорезывания зуба постепенно увеличивается. Доказано его включение из слюны в эмаль. Фтор регулирует процесс поглощения кальция твердыми тканями зуба. Скорость минерализации значительно возрастает в присутствии фтора. Даже при такой низкой концентрации фтора как 1:1000 скорость минерализации возрастает в 3-5 раз.
Наиболее выраженное противокариозное действие фтор имеет при поступлении его в период минерализации и созревания эмали. Дополнительное введение фтора снижает растворимость эмали и повышает ее микротвердость.
Таким образом, сведения о структуре и физиологических свойствах эмали незрелых зубов позволяют сформулировать задачу местной профилактики кариеса зубов - это обеспечение физиологического процесса созревания твердых тканей зуба и стимуляция его при необходимости в целях формирования кариесрезистентной эмали.

Смешанная слюна представляет собой вязкую, слегка опалесцирующую мутноватую жидкость с относительной плотностью 1,001 — 1,007; вязкость ее 1,10—1,32 пуаза. рН смешанной слюны 5,8— 7,4; рН слюны околоушных желез ниже (5,81), чем подчелюстных (6,39). С увеличением скорости секреции рН слюны повышается до 7,8. Состав слюны сложен и меняется в зависимости от свойств принимаемой пищи, вида стимулятора слюновыделения, скорости ее секреции. Вязкость слюны, обусловленная муцином, важна для склеивания пищевых частиц в пищевой комок, который, будучи ослизненным, легче проглатывается. Этому способствует также пенообразование. На употребляемые пищевые вещества выделяется много муцина, на отвергаемые — мало. Слизь слюны выполняет и защитную функцию, обвалакивая нежную слизистую оболочку рта и пищевода.

На состав и свойства роговой жидкости влияют различные факторы: общее состояние организма, функциональная пол­ноценность слюнных желез, скорость секреции слюны, нали­чие пищевых остатков, гигиеническое состояние полости рта.

В норме в сутки секретируется около 500 мл слюны, из них примерно 200 мл - во время еды, а остальная часть - в состо­янии покоя. С возрастом секреция слюны понижается, и это оказывает неблагоприятное воздействие на ткани полости рта.

При снижении секреции слюны в полости рта наблюда­ются многочисленные неблагоприятные проявления: ощу­щение сухости, затруднения при проглатывании твердой пищи и при разговоре, увеличение интенсивности кариеса.

Слюна содержит около 0,58% неорганических и органи­ческих веществ. Среди неорганических веществ значи­тельную роль играют минеральные компоненты (кальций, фосфаты, фторид и другие микроэлементы), с помощью которых поддерживается динамическое равновесие между эмалью и слюной.

После прорезывания зуба ротовая жидкость обеспечивает "созревание" структуры эмали и изменение ее состава. Слюна способствует образованию пелликулы на поверхности эмали, которая в определенной степени препятствует воздействию кислот. За счет постоянного насыщения компонентами слю­ны с возрастом растворимость эмали понижается, что обес­печивает более высокую резистентность к кариесу.

В физиологических условиях существует равновесие меж­ду тканями зуба и окружающей средой. В норме смешан­ная слюна перенасыщена по отношению почти ко всем формам фосфата кальция, что создает оптимальные усло­вия для их поступления в эмаль. В результате снижения рН до 4-4,5 в полости рта после каждого приема углеводов слюна становится недонасыщенной кальцием, что способствует его выходу из эмали. Нейтрализация кислот и щелочей возмож­на благодаря буферным системам слюны (бикарбонатной, фосфатной и белковой), которая служит защитным механиз­мом против воздействия кислых продуктов.

Важными компонентами ротовой жидкости являются ор­ганические соединения: белки, углеводы, свободные аминокис­лоты, ферменты, витамины, некоторые органические кислоты. Из белков слюны большое значение имеет муцин, который может в больших количествах связывать свободный кальций: 1 молекула белка связывает до 130 атомов кальция. Муцин спо­собен адсорбироваться на поверхности зуба, образуя нераство­римую органическую пленку, что, с одной стороны, защищает зубы и слизистую полости рта от повреждений, а с другой -ингибирует диффузию ионов из слюны в твердые ткани.

Бактерицидные свойства слюны обусловлены выделени­ем лейкина, лизоцима, опсонинов, бактериолизина.

Важными являются и другие свойства ротовой жидкос­ти: плазмосвертывающая и фибринолитическая способность, создание гуморального барьера и поддержание иммуните­та, механическое, химическое и биологическое очищение полости рта.

Благодаря многообразию свойств, ротовая жидкость имеет огромное значение в поддержании постоянства среды по­лости рта.

 

 

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

 

Практичекая работа

Название практической работы:

-осмотр, опрос и сбор анамнеза,

- заполнение карты обследования.

Цель работы:

-научится обследовать пациента

- научится заполнять медицинскую карту стоматологического больного

 

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Гистологическое строение твердых тканей зубов.

2. Факторы риска развития кариеса.

3. Анатомо-физиологическое строение слюнных желез.

4. Что такое слюна?

 

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Структура и свойства эмали после прорезывания зубов.

2. Понятие «зоны риска».

3. Состав и свойства смешанной слюны.

4. Зависимость устойчивости зубов от свойств смешанной слюны.

5. Пути повышения кариесрезистентности эмали.

6. Эндогенные и экзогенные, безлекарственные и лекарственные факторы повышения кислотоустойчивости эмали.

 

8.Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

 

9.Самостоятельная работа студентов:

1. Схематически изобразить механизм поступления минеральных веществ в твердые ткани зуба после прорезывания.

2. Перечислить источники минеральных компонентов для твердых тканей зубов.

3. Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г

3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

 

 

ЗАНЯТИЕ № 13

1.Тема занятия:

«Определение устойчивости эмали к развитию кариеса. КОСРЭ-тест, ТЭР-тест. Реминерализующая терапия. Средства реминерализующей терапии. Реминерализующие растворы, состав, показания к применению. Основные методики применения препаратов в виде аппликаций, полосканий, гелей, лаков».

 

2.Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Способы повышения кариесрезистентности эмали.

2. КОСРЭ – тест.

3. ТЭР- тест.

4. Средства реминерализующей терапии, состав, методики применения.

Студент должен уметь:

1.Провести опрос пациента

2.Провести осмотр полости рта

3.Оценить характер поражения твердых тканей

4.Провести реминерализующую терапию

Студент должен ознакомиться:

- с определением устойчивости эмали к развитию кариеса при помощи КОСРЭ-теста,

- с определением устойчивости эмали к развитию кариеса при помощи ТЭР-теста,

- с основами реминерализующей терапии,

- со средствами реминерализующей терапии,

- с основными методиками применения препаратов в виде аппликаций, полосканий, гелей, лаков.

3.Содержание обучения:

Устойчивость эмали к кислотам, как известно, определяется структурой и химическим составом поверхностных слоев эмали. Как показали экспериментальные и клинические данные Л.И. Косаревой (1982), кариесрезистентность зубов детей и молодых людей определяется не только и не столько кислотоустойчивостью, определяемой структурой и химическим составом эмали, сколько ее функциональными свойствами, зависящими от функционального состояния регуляторного центра зуба — пульпы, ее способности мобилизовать ток зубной лимфы. Это так называемая функциональная кислотоустойчивость эмали (В.Р. Окушко, 1980).

Для проведения методики определения ТЭР необходимы: раствор соляной кислоты в концентрации 0,2 м, 1-процентный водный раствор метиленового синего, секундомер, стеклянные палочки или пипетки, набор эталонов синего цвета разной интенсивности окрашивания.

Проведение пробы. Определение ТЭР осуществляется в условиях естественного дневного освещения. Тест резистентности эмали проводят на центральных верхних резцах. Вестибулярную поверхность зуба тщательно очищают от налета, высушивают и изолируют от слюны. С помощью стеклянной палочки или пипетки по центральной оси зуба на середине расстояния между режущим краем и краем десны наносят на эмаль каплю 1 н нормального раствора соляной кислоты диаметром 1—2 мм. Через минуту каплю снимают, зуб промывают и высушивают ватным тампоном. На месте протравки образуется точка, отличающаяся от остальной поверхности зуба матовым оттенком. Вестибулярную поверхность зуба окрашивают 1-процентным водным раствором метиленового синего. Затем краску смывают в течение 2 сек. струей воды комнатной температуры, направленной из пустера или шприца несколько выше места протравки. Краситель полностью смывается с неповрежденной поверхности эмали, оставляя окрашенным участок протравки. Интенсивность окраски соответствует глубине травления (шероховатости эмали). Для оценки интенсивности окрашивания используется стандартная типографская десятипольная шкала синего цвета.

Оценка результатов пробы. Если интенсивность окрашивания места протравки равна из набора эталонов разной интенсивности окрашивания эталону № 3 или меньше, то диагностируют высокую структурно-функциональную резистентность эмали. Если интенсивность окрашивания соответствует эталонам № 4 или № 5, диагностируют среднюю структурно-функциональную резистентность эмали. Если интенсивность окрашивания соответствует эталонам № 6 или № 7, диагностируют пониженную структурно-функциональную резистентность эмали. Если интенсивность окрашивания больше эталона № 7, диагностируют крайне низкую резистентность эмали.

Этот показатель характеризуется высокой прогностической надежностью и рекомендуется авторами к разделению пациентов на различные диспансерные группы, предусматривающие сроки осмотра.

Известно, что при кариесе зубов изменяется не только растворимость эмали зубов, но и снижается реминерализующая способность слюны. Т.Л. Рединова, В.К. Леонтьев и Г.Д. Овруцкий (1982) разработали способ оценки устойчивости зубов к кариесу, основанный на оценке растворимости эмали зубов и реминерализующих свойств слюны. Предлагаемый способ, названный авторами КОСРЭ-тестом (клиническое определение скорости реминерализации эмали), предназначен для использования при проведении массовых мероприятий по профилактике и лечению кариеса зубов.

Оценку устойчивости зубов к кариесу проводят следующим образом. Предварительно заготавливают кислотный буфер с pH 0,49 и 2,0% раствор метиленового синего.

Поверхность эмали исследуемого зуба тщательно очищают от налета, используя при этом перекись водорода, а затем просушивают струей воздуха. После этого на поверхность эмали зуба стеклянной палочкой наносят каплю солянокислого буфера с pH 0,49. По истечении 60 с деминерализующий раствор удаляют ватным тампоном. Последующее промывание водой не требуется. На протравленный участок эмали зуба на 60 с наносят ватный шарик, пропитанный 2,0% раствором метиленового синего. Затем ватный шарик убирают и приступают к тщательному удалению излишков краски (используют только сухие ватные тампоны). При необходимости, если зубной налет был плохо снят, поверхность зуба очищают повторно. Проведение этих манипуляций важно, так как излишки краски и окрашенный зубной налет могут привести к неправильной интерпретации полученных данных.

Податливость эмали к действию кислоты (процесс деминерализации) оценивают по интенсивности окрашивания протравленного участка эмали зуба, о степени которого судят по десятипольной шкале синего цвета. Спустя сутки проводят повторное прокрашивание протравленного участка эмали зуба, не воздействуя предварительно деминерализующим раствором. Если протравленный участок эмали зуба окрашивается, то эту процедуру повторяют через сутки. Утрата способности протравленного участка эмали зуба прокрашиваться расценивают как полное его восстановление. Протравленный участок эмали зуба у разных людей восстанавливается в различные сроки. По тому, на какой день протравленный участок эмали зуба утрачивает способность прокрашиваться, и судят о реминерализующих свойствах слюны.

При использовании данного способа определения устойчивости зубов к кариесу степень податливости эмали зубов к действию кислоты (деминерализацию, или растворимость, эмали) выражают в процентах, а реминерализующую способность слюны — в сутках. Для устойчивых к кариесу людей характерны низкая податливость эмали зубов к действию кислоты (ниже 40%) и высокая реминерализующая способность слюны (от 24 ч до 3 сут), а для подверженных кариесу — высокая податливость эмали зубов к действию кислоты (выше или равная 40%) и низкая реминерализующая способность слюны (более 3 сут).

Определить устойчивость зубов к кариесу можно в любом возрасте, начиная с 6–7 лет. Данный способ оценки устойчивости зубов к кариесу предназначен для решения вопроса об объеме и содержании противокариозных мероприятий. В условиях организованных контингентов результаты этого теста служат основанием для решения вопроса о кратности посещения пациентом врача-стоматолога.

Кристаллические структуры зуба ослабевают под влиянием вредных факторов полости рта. Из-за этого эмаль зуба становится рыхлой, теряет прочность и хуже сопротивляется внешним воздействиям. В дальнейшем, именно в этих участках происходит развитие кариеса зубов.

Опасность возникновения деминерализации зубов увеличивается в подростковом возрасте, в период беременности, при проведении отбеливающих процедур. Чтобы восстановить минеральный баланс твердых тканей зуба проводится реминерализующая терапия.

Реминерализующая терапия - это современная лечебно-восстановительная методика, способствующая приведению в норму минерального состава зубной эмали. Микротрещины эмали устраняются, она становится менее хрупкой, успешнее сопротивляется воздействию агрессивных факторов полости рта. Пациенты отмечают восстановление природного цвета зубов, уменьшение повышенной чувствительности, увеличивается срок службы композитных реставраций, снижается риск возникновения кариеса зубов, стабилизируется эффект отбеливания.

Реминерализующая терапия показана при:

  • кариозном процессе зубов;
  • некариозных поражениях твердых тканей зуба различной этиологии (флюороз, гипоплазия эмали, эрозии эмали, клиновидный дефект, патологическая стираемость, и др.);
  • гиперчувствительности;
  • после проведении процедуры отбеливания зубов;
  • в процессе ортодонтического лечения и по его завершении.

С целью повышения устойчивости твердых тканей зубов к воздействию кислот используют смеси, содержащие элементы, необходимые для восстановления и укрепления состава эмали. Основными компонентами реминерализирующих смесей являются кальций, фосфаты и фториды в ионизированной форме, входящие в состав гидроксифторапатита эмали и способствующие ее восстановлению и укреплению. Концентрация ионов в реминерализирующих смесях не должна превышать 3-5%. Реминерализацию эмали проводят такими методами: аппликация, полоскание, нанесение геля или лака, ротовые ванночки, электрофорез, чистка зубов, флосинг.

Для проведения реминерализирующей терапии используют 10% раствор кальция глюконата и 0,2% раствор натрия фторида, которые, чередуя друг с другом , вводят как с помощью аппликаций, так и электрофореза.

Весьма эффективным средством профилактики и лечения начальных стадий кариеса является ремодент. Ремодент - препарат, полученный из костей животных, содержит комплекс макро - и микро - элементов, необходимых для реминерализации эмали. Примерный элементарный состав: кальция 4,35%, фосфора 1,35%, магния 0,15 %, калия 0,2%, натрия 16 %, хлора 30 %, органических веществ 44 %, микроэлементов до 10%. Белый порошок, растворим в воде. При контакте с эмалью зубов неорганические элементы ремодента интенсивно диффундируют в ее поверхностный слой, что ведет к благоприятному изменению его биофизических свойств -проницаемости и растворимости в кислотах. После завершения всей процедуры не рекомендуют принимать пищу в течение 2ч. Курс реминерализирущей терапии состоит из 15-20 аппликаций, которые проводят ежедневно или через день. После завершения курса реминерализирующей терапии поверхность зубов целесообразно покрыть фторлаком. Повторный курс лечения показан через 5-6 мес. Можно вводить 10% раствор кальция глюконата и 0,2% раствор натрия фторида в поверхностный слой эмали с помощью электрофореза. Детям рекомендуется использовать 5% раствор кальция глюконата, так как он приятен на вкус и не вызывает отрицательных реакций у ребенка.

Для реминерализующей аппликационной терапии по Леусу — Боровскому поверхность зубов очищают от зубного налета зубной щеткой или ватным тампоном, увлажненным перекисью водорода, а затем высушивают марлевой салфеткой или струей теплого воз­духа. Зубы изолируют от слюны ватными или лигниновыми там­понами. На кариозные пятна накладывают ватные тампоны, смо­ченные реминерализующей жидкостью или 10% раствором глюконата кальция. Длительность аппликации от 5 до 20 мин. После за­вершения процедуры на поверхность этих же зубов накладывают свежие ватные тампоны, смоченные 2—4% раствором фторида натрия. Длительность аппликации раствора—1—2 мин. Пациенту рекомендуют не пить и не есть в течение 30—35 мин.

Курс лечения проводится под контролем окрашивания пятен 2% раствором метиленового синего или под контролем электро­метрического устройства [Чекмезова И. В., 1983], основанного на различной проводимости электрического тока тканями зуба, нахо­дящимися в состоянии очаговой деминерализации.

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

-осмотр, опрос и сбор анамнеза пациента

- заполнение медицинской карты стоматологического больного

 

Практичекая работа

Название практической работы:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

 

Цель работы:

-научится обследовать пациента

- научится заполнять медицинскую карту стоматологического больного

Методика выполнения:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Кариесогенная ситуация в полости рта.

2.Общие факторы развития кариеса

3.Местные факторы развития кариеса

4. Формула гидроксиаппатита эмали.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Определение устойчивости эмали к развитию кариеса при помощи КОСРЭ-теста.

2. Определение устойчивости эмали к развитию кариеса при помощи ТЭР-теста.

3. Основы реминерализующей терапии.

4. Реминерализующие растворы, состав, показания к применению.

5. Средства реминерализующей терапии.

6. Основные методики применения препаратов в виде аппликаций, полосканий, гелей, лаков.

8.Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

 

9.Самостоятельная работа студентов:

1.Дайте определение понятию «резистентности» эмали

2.Перечислить меры устранения кариесогенной ситуации:

3.Перечислить способы повышения резистентности эмали:

4.Кратко опишите методы определения кислотоустойчивости и скорости реминерализации эмали:

5. Перечислить средства реминерализующей терапии, указав состав.

 

10. Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г

3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

 

ЗАНЯТИЕ № 14

1.Тема занятия:

 

«Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний. Антимикробные воздействия. Способы сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта. Борьба с зубным налетом. Галитоз: причины возникновения, профилактика, пути устранения».

 

2.Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Понятие «этиотропной профилактики стоматологических заболеваний».

2. Основные направления профилактики стоматологических заболеваний.

3. Что такое галитоз? Причины возникновения и способы устранения.

4. В чем заключается суть антимикробного воздействия?

 

Студент должен уметь:

1. Провести осмотр стоматологического больного.

2. Проводить профессиональную гигиену полости рта.

3. Принципы заполнение карты для оценки стоматологического статуса.

Студент должен ознакомиться:

- с понятием об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний,

- с методами антимикробного воздействия,

- со способами сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта,

- с причинами возникновения, профилактикой и путями устранения галитоза.

3.Содержание обучения:

Проведение первичной профилактики связано со знанием этиоло­гии и патогенеза основных стоматологических заболеваний. Наличие фундаментальных знаний о причинах и развитии заболеваний является необходимой предпосылкой для разработки эффективных методов их предупреждения.

На сегодняшний день имеются три основные направления в про­филактике стоматологических заболеваний:

А — воздействие на макроорганизм с целью его оздоровления и повышения уровня здоровья;

Б — усиление резистентности органов и тканей полости рта к дей­ствию патогенных факторов (патогенетическая профилактика);

В — устранение или снижение действия патогенных факторов (этиотропная профилактика).

Основными патогенными факторами полости рта являются:

1) микрофлора (без нее не возникают ни кариес, ни заболеванияпародонта);

2) мягкий зубной налет с продуктами жизнедеятельности микро­флоры, осадок слюны со сложными метаболическими процессами изубной камень — т.е. приобретенные структуры;

3) остатки углеводов в полости рта.

 

Этиотропная профилактика как раз и направлена своим воздействи­ем на эти основные факторы и включает в себя следующие разделы:

1. Регуляция микрофлоры полости рта, направленная на благопри­ятное изменение и качественного и количественного состава.

2. Устранение продуктов жизнедеятельности микрофлоры — мяг­кого зубного налета.

3. Профессиональная гигиена полости рта.

4. Улучшение самоочищения полости рта.

В настоящее время для воздействия на патогенную микрофлору полости рта и образование мягкого зубного налета применяется не­сколько подходов:

1.Применение веществ, обладающих антимикробным и бактери­цидным механизмом действия, которые препятствуют развитию и раз­множению микрофлоры полости рта, в случаях доказанного и выра­женного ее неблагоприятного влияния.

2. Применение биологически активных веществ, в основном фер­ментов, препятствующих образованию зубного налета и способствую­щих его растворению.

 

3. Применение веществ, способствующих удалению зубного налета с поверхности зубов и препятствующих его оседанию на эмали.



2016-01-02 1625 Обсуждений (0)
Трофоневротическая теория Е.Е. Платонова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трофоневротическая теория Е.Е. Платонова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1625)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)