Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы в специальном образовании 1 страница



2016-01-02 1392 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




8 3


ими, не исчезают в связи с «завершением» периода детства. В ряде случаев они даже усиливаются после окончания специаль­ной школы. Следовательно, расширение объекта дефектологии (коррекционной педагогики) имеет место за счет увеличения воз­растного диапазона охватываемого контингента: не только дети, но и подростки, взрослые. Расширение предмета детерминиру­ется изменением условий их жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств коррекции по сравнению с обучением и воспитанием в стенах специальной школы-интер­ната.

I Предмет коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) — виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (на дефект). 1 Объект изучения коррекционной педагогики (как самосто­ятельной науки) — психические и физические нарушения, а не их носители, однако в реальной практической работе несомнен­но учитываются все индивидуальные и типологические особен­ности.

Коррекционная педагогика, которая выросла не из классичех ской дефектологии, а из современной социальной психологии и\ общей педагогики, в качестве предмета своего изучения рас- > сматривает «процесс дифференциации обучения, воспитания и ? развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в по- 1 ведении, определение наиболее результативных путей, способов ;. и средств, направленных на своевременное выявление, преду­преждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков» (Гонеев А. Д. и др., 1999). Объек-том коррекционной педагогики А. Д. Гонеев называет ребенка с \ 4-мя «Д»: наличие дефекта, перенесенная в детстве депривация, I наличие школьной дезадаптации и проявление девиации в пове- ( дении.

По определению, данному Г. Ф. Кумариной (2001), коррекци­онная педагогика —- это «область педагогического знания, пред­метом которой являются разработка и реализация в образова- \ тельной практике системы условий, предусматривающих свое­временную диагностику, профилактику и коррекцию педагоги­ческими средствами нарушений социально-психологической ; адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении со­ответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. При этом объектом выступают ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, кото-


■ ч...hi.ruiюти» no взаимодействии индивида со средой и не
ионлниы факторами, связанными с Органической этиологи-
. н пения социально-психологической, школьной дезадапта-
цнп*. ••

И. П. Подласый в «Курсе лекций по коррекционной педаго­гике» (2002) еще больше увеличивает разрыв между коррекци­онной педагогикой и дефектологией в понимании и определении предмета и объекта изучения.

\У Специальную педагогику (альтернативное название дефекто­логии, коррекционной педагогики) Н. М. Назарова и др. (2000) определяют как теорию и практику специального (особого) об­разования лиц с отклонениями в физическом и психическом раз­витии, для которых образование в обычных педагогических ус­ловиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогичееких методов и средств, затруднительно или не­возможно. Даже в обновленном варианте предмет и объект спе­циальной педагогики наиболее близок дефектологии. \/До возникновения педагогики специальной школы воспита­ние и обучение аномальных детей было предметом лечебной пе­дагогики. Основные положения ее строились на теории И прак­тике психической ортопедии и сенсомоторной культуры. Термин «лечебная Педагогика» широко употреблялся в немецкой лите­ратуре XIX века, в начале XX века был распространен среди рус­ских, а затем советских психиатров.

Существует несколько ойределений этого направления. Так, «Психолого-педагогический словарь» характеризует лечебную педагогику как отрасль педагогической "науки, разрабатываю­щую теорию и практику сочетания лечебных и педагогических средств воспитания и подготовки к жизни детей с отклонения­ми в развитии {автор-составитель В. А. Мижерйков, 1998). Здесь же указывается, что основная идея лечебной педагогики заклю­чается в том, что при разумном сочетаний физиотерапии, психо­терапии, специального режима с обучением доступным знаниям и привитием навъжов труда, культуры поведения и т. д. возмож­но развитие таких детей. В настоящее время название «лечебная педагогика» считается устаревпшм, не отражающим сущности изучаемой предметной области в педагогической науке и мало­употребительным.

«Педагогика лечебная» иногда используется как синоним ва-леологии и обозначает интегрированную медико-педагогическую науку, которая занимается проблемой разработки щадящих пе-


дагогических технологий, системы здоровьесохраняющего обу­
чения. ......

Состояние здоровья, функциональные возможности и качест­во жизни — три понятия, которые в последнее время чащевсего объединяются термином «здоровье». Определение границ здоро­вья (отрицательных в момент смерти, положительных в момент счастья, деятельного состояния) зависит от того, кто оценивает его: пациент, лечащий врач или посторонний наблюдатель. В современной зарубежной литературе подчеркивается влияние здоровья как физического, психологического, социального и материального благополучия на качество жизни. В понятие «здо­ровье» включается размер доходов, позволяющий поддерживать определенный уровень жизни; свобода перемещения, которая зависит от состояния здоровья, и качество окружающей среды, которая может губительно или благотворно влиять на него.

Понятие «качество жизни*, по данным разны;х авторов, включает: удовлетворенность человека своим физическим, психическим и социальным благополучием; способность инди­видуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни во всех ее ас­пектах; оно определяется тем, насколько болезнь не позволяет пациенту жить, так, как он хотел бы. Болезнь, по меткому опре­делению Карла Маркса,— это стесненная в своей свободе жизнь. Из этого следует, что для того, чтобы выздороветь, надо жизнь выпустить на свободу. В.таком случае значительную .роль игра­ет эрготерапия.

Эрготерапия, или оккупационная терапия.(названия про­исходят от цонятий «работа», «занятость», «деятельность»), за­нимается развитием психофизических функций человека (как инвалидов, так и здоровых людей) посредством вовлечения в активную, деятельность с целью восстановления и максимально­го использования его способностей и возможностей. Сущность эрготерапии — специфическое выполнение отобранных видов деятельности и соответствующих чрехник для того, чтобы анали­зировать и .лечить последствия болезни и недееспособности. Так же как и дефектрлог, эрготерапевт имеет дело только со вторичт ньгми и третичными нарушениями, а не с первичным дефектом; с последствиями болезни, а не с ней самой.

В международной педагогической теории и практике обще­принятыми являются понятия «специальная педагогика» и «спе­циальное образование» (Special Education). Эти названия, как


 




iit!.iil...............

 


... i II, IV). Ilmmpoita и др., сообразуются с современными гу-.... ш'имчсими ориентирами мировой системы образования: i ..|.|" ктнооть, отсутствие унижающего личность ярлыка. Они иодипркишпот личностную ориентированность этой области пе­ли i I >1'м ип, оо способность решать сложные образовательные про-tuiiMvii.i конкретного индивидуума. Специальная педагогика (в международном аспекте) охватывает весь жизненный цикл че­ловека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвест­ным и широко употребляемым среди зарубежных специалистов, однако и термин «специальный» у нас больше привязан к спе­циальности, чем английскому значению — «особый», «индиви­дуальный». По-нашему мнению, обозначения «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика» на тер­ритории бывшего Советского Союза будут параллельно сущест­вовать еще относительно долго, и в ближайшее время их не удаст­ся окончательно развести, хотя предпосылки для этого созрели. Родственные науки используют одни и те же термины и по­нятия, порой вкладывая в них различный смысл. Так, например, «дефект» с латинского языка переводится как недостаток, нару­шение, т. е. все эти три слова выступают по отношению друг к другу как синонимы, и замена одного другим означает лишь из­менение формы, но не содержания. Однако даже в разъяснении этих понятий обнаруживаются различия с отечественной и меж­дународной точек зрения, представленной в документах Органи­зации Объединенных Наций.

Дефект -—■' физический или психический недостаток, вызы­вающий нарушение нормального развития ребенка (Дефектоло­гия: Словарь-справочник, 1996). По определению Всемирной организации здравоохранения, «дефект — постоянная или вре­менная утрата психической, физиологической или анатомиче­ской структуры или функции, или отклонение от нее». В доку­ментах-'ООН.нарушение относится к любой потере или аномалии психической, "физиологической или анатомической функции, структуры (Права человека и инвалиды. ООН. Нью-Йорк, 1993). Недостаток определяется как неблагоприятное состояние, вы­званное инвалидностью, что рассматривается в учебно-воспита­тельном процессе как переменная величина трудности педагоги­ческого воздействия, а не как неотъемлемая личностная харак­теристика такого человека. Под инвалидностью в мире понима­ется любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта)


способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии
с нормой, а нетрудоспособностью — ограничительные обстоя­
тельства или недостатки (.-проявляющиеся на уровне социальных
и экономических функций. .

Закономерно возникает вопрос, что представляет собой нор­ма? Как известно, норма (лат.) — это установленная, мера, сред­няя величина чего-либо. По И. П. Павлову, это — физиологиче­ская мера здоровья, при которой структура и функция соответ­ствуют усилиям существования организма. Содержание нормы зависит от культуры и изменяется со временем. В связи с этим существует проблема нормы и ее вариантов (норма реакций, со­циально-возрастная норма, эмоциональная норма и др.). Поня­тие нормы весьма относительно. Так, по данным ряда авторов, от 5 до 15 % детей без признаков умственной отсталости функ­ционально не готовы к школьному обучению вследствие несфор-мированности структур головного мозга. Переход на более ран­ний срок начала обучения может впоследствии привести к сни­жению уровня интеллекта и, следовательно, к хронической не­успеваемости. Это объясняется тем, что если в первых классах ребенок не способен в должной мере усваивать требуемый объем знаний в силу объективных причин (несформированность струк­тур головного мозга), то эти знания у него и не появятся, а будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться.

Наряду с первичными нарушениями, обуславливающими не­
достаточность той или иной деятельности и недоразвитие тех или
иных сторон, отмечается отягощенность современного ребенка
многочисленными неблагоприятными социальными влияниями,
соматическими заболеваниями, детерминирующими более позд­
ние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате
стирается Четкая грань между патологией и индивидуальными
отклонениями в пределах условной нормы развития ребенка. В
последние годы все большее беспокойство медиков вызывает
минимальная мозговая дисфункция, которая, по данным Респуб­
ликанского института охраны материнства и детства, достигает
80 %. "

Понятие патологии существенно отличается от понятия нор­мы. Патология — это прежде всего биологический процесс по­явления нового качества. Патологическое состояние детерми­нирует перестройку личности, ее социальные подструктуры, вплоть до полного распада, что имеет место при грубых формах слабоумия. При патологии нет как абсолютно локальных, так и


 


12 ■"



 


.......... „,,но общих процессов. Патология — это единство общего ;'

и цокАЛьного. Понятие это настолько сложное, что невозможно ограничиться одной законченной формулировкой.

Отклонения в развитии нельзя рассматривать изолированно, их следует оценивать как выражение различных отдельных симптомов, связатйах между собой. Нормальным развитием считается относительно гармоничное равновесие между многи­ми возможными разнообразными отклонениями и неправиль- : ным формированием, что свойственно любому развитию (Томас

Й. Вейс, 1992).

Согласно современному подходу, о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает не­соответствие возможностей человека (в том числе и ребенка) об­щепринятым социальным ожиданиям, школьно-образователь­ным нормативам успешности, установленным в обществе нормам \ поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социаль­ных возможностей.

В международной практике постепенно формируется убежде- ,
ние, что человек имеет право на индивидуальность, самобыт- i
ность, признание и учет обществом его особенностей, в том чис- I
ле и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общест- ,
во обязано предложить такому человеку медицинскую, социаль­
ную, психологическую и педагогическую помощь, а не коррек­
цию. '

Вопросы и задания

1. Составьте схему теоретико-практической области знаний, которая посвящена проблемам инвалидности и психофизических наруше­ний.

2. Проведите сравнительный анализ предмета и объекта коррекцион-ной педагогики и родственных наук.

3. Что представляет собой «нормальное развитие» и варианты откло­нений?.

4. Какие общие термины используют смежные науки и в чем особен­ности их применения?

Литературадля самообразования

Варенова Т. В. Коррекционно-реабилитационные возможности эрготе-рапии // Дэфекталопя. 2001. № 3.


Вейс Т. Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. М., 1992.

Танеев А. Д., Лшринцева Н,М., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. В. П. Пузанова. М., 1996.

Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной, М., 2001.

Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специаль­ная педагогика: Концептуальные основания дескрипторов // Поня­тийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. Вып. 3.

Права человека и инвалиды. Доклад Организации Объединенных На­ций. Нью-Йорк, 1993.

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

Современные подходы в специальном образовании

Быть современным - значит опережать свое время ровно настолько, чтобы оно могло с успехом тебя догнать.

, Л.Вильморен

Всеобщая декларация прав человека, статья 1,,. провозглаша­ет: «Все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах». Уровень цивилизации любого общества во многом оценивается по его отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями-в развитии. Главная забота го­сударства — обеспечение качества их жизни при помощи всех доступных научных и технических знаний. В истории оказания помощи таким людям можно выделить монастырский, медицин­ский и педагогический этапы. Долгое время действовал закон Аристотеля и Сенеки об уничтожении детей с дефектами в раз­витии. Проблема обстоятельно рассмотрена в исследованиях Н. Н. Малофеева, который характеризует пять периодов эволю­ции отношения населения и государства к лицам с физически­ми и психическими недостатками: от нетерпимости и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

В настоящее время основной целью всесторонней помощи


 


IM i ограниченными возможностями жизнедеятельности
........ iotwi недопущение инвалидизации личности вследствие на­
ми • i ни у человека дефекта, повышение уровня его функциониро-
1ШНИЯ. А. Д. Гонеев и др. (1999) определяют цель как выявление
и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь
ему в успешном усвоении картины мира и адекватной интегра->
ции в социум. В число важнейших задач они включают созда­
ние оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной
коррекции и компенсации нарушенных функций, социальной
реабилитации и интеграции в общество.

Сегодня понятие «специальное образование» несколько изме­нилось: это уже не только дифференцированная сеть специаль­ных учебно-воспитательных учреждений, а система комплексной коррекционной поддержки и помощи от рождения до глубокой старости. Специальное образование — это область, где необходим междисциплинарный подход, профилактика отклонений в раз-витни,.раннее вмешательство, широкий обмен информацией на международном уровне.

Необходимость междисциплинарного подхода определяется все расширяющимся разрывом между наукой и практикой, сла­бым взаимодействием специалистов разных областей и профи­лей. Так, в книге «Современные подходы к болезни Дауна» (1991) приводятся примеры: «Кто расскажет учителю, что у многих таких детей имеются нарушения слуха и зрения?», «Кто расска­жет врачам о том, «что совсем недавно и во сне не снилось», буд­то дети с болезнью Дауна способны обучаться?», «Кто сообщит социальным работникам, что многие из них способны трудиться и вести вполне самостоятельную жизнь»?

Вариантом Междисциплинарного подхода является сопровож­дение. Это — метод, обеспечиваемый единством усилий педаго­гической, психологической, социальной и-медицинской работы. Сопровождение включает диагностический, проблемный и субъ­ектный компоненты. Специалисты разных профилей совместно ищут возможные пути решения проблемы, конструирования плана действий и первичной помощи в его осуществлении, со­ставления образовательного маршрута ребенка. Позиция сопро­вождения рассматривается как позиция на стороне ребенка.

Оправдывают себя организация работы командами и создание общественных объединений и ассоциаций по отдельным заболе­ваниям (например, ООО инвалидов-колясочников, ассоциация больных гемофилией), где основное внимание уделяется лракти-


ческому использованию полученных научных данных для бла­гополучия лиц с особенностями психофизического развития, повышению и использованию потенциала их человеческих воз­можностей.

Суть профилактического подхода состоит в предотвраще­нии инвалидности у детей и в раннем вмешательстве специ­алистов. Поданным Всемирной организации здравоохранения, it настоящее время в мире насчитывается 630 млн инвалидов, что «оставляет 13 % населения планеты. 80 % инвалидов живет в странах «третьего мира». К осознанию этой проблемы обществом, к социальной ответственности и политической воле должна при­бавиться еще и профессиональная компетентность.

Изменения, приобретенные в течение перинатального перио­да (с 28 недель беременности до 7 дней жизни), нарушения мета­болизма представляют собой основные отклонения, которые се­годня можно обнаружить и предотвратить. 20 % изменений в развитии человека имеют генетическое происхождение (наслед­ственность играет известную роль лишь при нормальных откло­нениях от среднего уровня); хромосомные болезни — 3—5 %; отклонения, вызванные экологией—, 10 % , из них радиацией — 1 %, инфекцией (корь, сифилис, токсоплазмоз)— 2—3 %; нару­шения обмена веществ у матери (диабет) — 1—2 %; отравление лекарствами и химическими веществами — 2—3 %. Причина 60 % предродовых изменений неизвестна.

Применение накопленных в разных странах знаний могло бы более чем на 50 % сократить инвалидность, возникающую на Первых этапах послеродового развития вследствие врожденных или приобретенных нарушений. До 30 дней жизни (в перинаталь­ный и постнатальный периоды) диагностируется до 100 заболе­ваний, которые могли бы успешно лечиться.

Профилактические мероприятия включают в себя широкий круг действий: от статей конституции и специальных законов до генетического обследования, прививок в предшествующий опло­дотворению период и массового скрининга новорожденных, что имеет целью улучшение качества биологического субстрата. Что­бы предупреждать, надо знать, как. Многие не отдают себе отче­та в огромных преимуществах научно-технических исследований до тех пор, пока не столкнутся с постфактом, а инвалидности порой можно было бы избежать, сделав вовремя прививку про­тив полиомиелита или выяснив заранее свой резус-фактор.

Соблюдение правил дорожного движения и техники'безопас-

■ */£ . -,. С Ч -> 17


 



 


i п гиошбно привести к сокращению количества инвалидов
физическими недостатками. В качестве причин непредвиденно
Потери трудоспособности остались бы только .стихийные: бедстз?
пия, потому что прекращение военных действий находится -в*
власти людей. Bee усилия должны быть направлены на преду
преждение инвалидности. Это позволит не только существен^
сократить количество несчастных случаев, но и улучшить полей
жение тех,, с кем уже случилась беда. Первым правом всякогот
инвалида, человека с физическими и психическими недостатка
ми, является право не быть таковым. •

Необходимость международного подхода диктуется,наличш
ем общих проблем, но разным опытом их решения. Так,.где-«сД
больше добились успехов в реабилитации поздноослепших, где.;
то лучше научились развивать двигательные функции при Д1Щ
у кого-то накоплен положительный опыт формирования познаЯ
нательных навыков и пр. Уместно вспомнить, что первой облщГ
тью сотрудничества между США и СССР в годы разрядки стансу
вилось воспитание, обучение и развитие лиц с ограниченным^
возможностями. Многочисленные грани столь сложной проблё^
мы:(профилактика, образование, реабилитация, интеграция .1
т.д.) требуют последовательных действий в соответствии с при;'
оритетными критериями, установленными в зависимости.от зна1
чимости, срочности и относительной необратимости различный
случаев. ..„• .

Вопросы и задания -^ -• ■ -.>

1. Назовите основные этапы эволюции отношения общества и государ ства к людям с врожденными и приобретенными дефектами.

2. Какими особенностями и подходами характеризуется современно специальное образование?

3. Обоснуйте, используя примеры, необходимость междисциплинарно го и международного подходов в специальном образовании.

4. Какие преимущества дает целенаправленное осуществление профи лактики нарушений-и раннего вмешательства.

Литературадля самообразования

Малафеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. МЛ

1996. Малафеев Н. Н. Эволюция отношения общества и государства к лица!*

с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. №4


Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).
М., 1997. ...

Права человека и инвалиды: Доклад Организации Объединенных На­
ций. Нью-Йорк, 1993. -

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвали­дов. ООН, 1994.

13. Проблемы изадачи коррекционной

педагогики испециального образования

Большинство людей считают неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает.

С. Довлатов

Социологический анализ и определение перспектив разви­тия специального образования крайне необходимы для разра­ботки всех основополагающих документов. В прежние времена статистика в этой области либо не велась, либо она была сугубо накрытой. Современный этап характеризуется тщательным сбо­ром информации, формированием, пополнением и уточнением Пазы данных, которая используется для планирования построе­ния и развития разветвленной, дифференцированной сети меди­цинских, психолого-педагогических, социальных и других уч­реждений, а также подготовки специалистов, работающих в них.

Ранняя реабилитация детей с дизонтогенезом — одна из
наиболее важных проблем, от степени ее решения во многом бу­
дет зависеть состояние других проблем. Чем. больше будет вло-
ЗКено усилий и средств в раннюю коррекционную помощь ново­
рожденному ребенку, тем меньше придется тратиться в будущем
на его реабилитацию. Прежде раннее вмешательство (или ран­
няя интервенция), особенно в психолого-педагогическом смыс­
ле, практически не имело места в нашем обществе. Основная кор-
рекционная работа начиналась только тогда, когда ребенок
достигал школьного возраста, в лучшем случае в дошкольном
периоде. , _ = ,

Создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг. Специальное образование является


 




       
 
 
   

mini ШЯ!|;

 

 

I;i;i


99999999999999999999�

,:,, i i.ki системы общего (массового) образования, которая по, иопдойствием новых социально-политических и социально-эко НОМ ических причин претерпела за последние годы значительные* изменения — от безвариативности к широкому разнообразию как| по форме, так и по содержанию. В связи с этим по-особому вста^ ла проблема обоснования многоуровневой и дифференцирован ной системы специального обучения.

Поиск новых организационных форм обучения связан преж­де всего с введением интегрированного (совместного) обучения которое направлено не на сегрегацию (изоляцию) одной части] общества от другой, а на консолидацию, создание единого обще­ства людей с разными типами развития, особенностями и потреб ностями. В ряде стран этот процесс идет в рамках программы «Быть разными — это нормально».

Индивидуализация программ коррекционного воздействия (обучения, воспитания и развития). Решение этой проблемы осу ществляется под девизом «Каждому ребёнку — своя программа развития», и оно стало возможным только в условиях гуманиза ции системы образования. В прошлом индивидуальные програм мы также использовались, но они рассматривались скорее как исключение, а не как норма.

Разработка и внедрение новых информационных техноло гий — проблема, вызванная современным уровнем развития на уки и техники. Компьютерные технологии, современные средст-; ва связи, создание аппаратуры на цифровой основе и технологи digital не только активно входят в жизнь людей интеллектуаль ных профессий, но и эффективно работают в системе коррекции онно-реабилитационного процесса. Новые информационные тех^ нологии успешно могут компенсировать утраченное зрение, слух двигательные и другие функции.

Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки. Эта проблема может быть отнесена к разряду веч-. ных, так как она существовала во все времена, но никогда она не была такой острой, как сейчас, в условиях роста конкуренции и! появившейся безработицы. Тем не менее есть целый ряд пози тивных примеров ее решения, когда акцент делается на интел^ лектуализацию рабочих профессий, уход от подготовки кадров] для крупных предприятий и переориентацию на обучение ремес лам, народным промыслам, изучение рынка труда и сбыта.

Еоррекционное обучение детей со сложной структурой! дефекта хотя и имеет глубокие исторические корни, но прежд


Осуществлялось- только в единичных случаях. До недавнего вре­мени большинство детей с резко ограниченными возможностя­ми входило в так называемую «необучаемую» группу, включав­шую примерно 2/3 всех детей с нарушениями развития. Когда ire этой практики отказались, то увидели, что решение этой про­блемы фактически следует начинать чуть ли не с нуля: разраба­тывать содержание, формы, методы и приемы обучения и воспи­тания. В ряде случаев этот процесс ограничивается модифика­цией поведения с применением условно рефлекторного метода.



2016-01-02 1392 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы в специальном образовании 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)