Изучение детского коллектива
Коллектив оказывает существенное влияние на психологию и поведение личности. При этом он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на каждого члена детской группы. В связи с этим перед педагогом стоит сложная задача: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка. Также педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Для более эффективного выполнения этих задач воспитания необходимо изучать не только личность, но и особенности развития коллектива. В качестве критериев диагностики уровня развития коллектива можно использовать такие главные характеристики: · Направленность, т.е. содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяются большинство его членов. · Готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними; готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»). · Организованность – способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров - организаторов - на все необходимые управленческие ступени, умение подчиняться требованиям своих товарищей – лидеров. · Согласованность во мнениях (особенно при принятии важных решений, оценке людей, событий) и действиях. · Готовность каждого школьника проявить в каком-либо деле инициативу и взять на себя повышенную ответственность. · Наличие большого числа способных лидеров – организаторов, которых с «избытком хватает для организации любого дела» (А.С. Макаренко). · Правильная ориентировка каждого ученика в жизнедеятельности класса, что «значит, – ощущать в каком месте коллектива ты находишься, и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают» (А.И.Донцов). · Психологический климат коллектива - преобладание определенного психологического настроя («мажорный», приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие). · Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются коллективом; или разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению. Программа изучения детского и подросткового коллектива включает в себя ряд этапов: I.Составление плана изучения школьного класса как коллектива. Оперативный план составляется на основе общего плана изучения коллектива. Здесь же дается общее описание коллектива: время существования коллектива, опыт деятельности, характер достижений. II.Выбор методов и техники сбора данных. III.Проведение процедуры изучения коллектива в соответствии с планом и определенной методикой. IV.Обработка эмпирических данный, проведение количественного и качественного анализа, формулировка выводов. V.Разработка практических рекомендаций, программы работы с коллективом, других мероприятий в соответствии с выявленными тенденциями. Предлагаем ориентировочную схему составления психолого-педагогической характеристики класса. Она может быть взята за основу, дополнена и изменена с учетом особенностей микрорайона, школы, класса. 1. Общие сведения о классе. История его формирования, состав по возрасту и полу учащихся. Социальная характеристика семей учащихся. Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, характеристика общественных поручений учащихся класса. 2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, цели, потребности преобладают в жизни и делах класса. Место и роль класса в жизни школы. Особенности общественной активности класса в целом и отдельных его членов: отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности. 3. Организационная структура классной группы. Анализ результатов социометрического исследования структуры взаимоотношений в группе. Характеристика выбранного актива класса, органов самоуправления. Авторитет актива, его умение организовать класс на решение учебных и общественных задач. Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса. Психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс, но не входящих в выборный актив класса. 4. Характеристика учебной и трудовой деятельности класса. Отношение учащихся к учебе в целом и к отдельным предметам. Результативность, опыт совместного участия класса в общественно-полезном труде. Есть ли заинтересованность в успехе совместной деятельности. Профессионально- трудовая направленность учащихся класса. 5. Особенности межличностных отношений внутри класса. Товарищество и дружба в классе. Дружба мальчиков и девочек в классе. Краткая характеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции. 6. Общий психологический климат в классе. Какие настроения, переживания и эмоции преобладают в классе, каков характер отношений учащихся друг к другу и к учителям. Удовлетворенность учащихся общением в классе. Кому и в чем подражают в классе. Каково самочувствие каждого учащегося в классе. 7. Состояние общественного мнения. Имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам. Насколько развиты критика и самокритика. Насколько класс быстро находит общий язык при решении общегрупповых задач. Какова общая интеллектуальная атмосфера в классе. 8. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса. Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы. Дезорганизаторы, «трудные» учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие трудности в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2288)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |