Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологическая культура исследователя



2016-01-02 4278 Обсуждений (0)
Методологическая культура исследователя 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из актуальных направлений развития педагогического образования является формирование методологической культуры педагога-исследователя, что определяется современной социокультурной ситуацией. Овладение методологической культурой позволяет осуществлять эффективное освоение новых областей теории и практики, когда педагог способен самостоятельно получать новые знания благодаря постановке и решению творческих задач в данной области.

Несмотря на общеупотребительность понятия "методологическая культура", его содержание, объем и место в системе других понятий, как в философии, так и в педагогике остается неопределенным. К анализу самого понятия "методологическая культура" обратились лишь недавно.

Существует лишь несколько работ, где специально анализируется методологическая культура. В разделе "Методологическая культура в контексте образования" монографии А.А.Касьяна "Контекст образования" методология рассматривается как способ взаимодействия философии и науки, а методологическая культура является показателем уровня развития методологии науки и характеристикой личности в сфере образования.

В диссертационных исследованиях В.С.Лукашова "Методологическая культура преподавателя" и Е.В.Бережновой "Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики" (1994), в материалах целевой исследовательской программы "Учитель", выполненной В.А. Сластениным и В.Э. Тамариным на базе педагогического факультета МГПИ в содружестве с большой группой пединститутов и университетов, методологическая культура выступает как рефлексия исследовательской деятельности педагога (эти ученые считают, что кроме знаний и умений, к методологической культуре относятся установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии; критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания; доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания; понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии). В рамках этого направления ведется разработка проблем методологической культуры представителями методологической школы В.В.Краевского. В.В.Краевский в содержание методологической культуры педагога включает методологическую рефлексию (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

Г.Х. Валеев в своем исследовании, направленном на разработку модели формирования методологической культуры будущего учителя-исследователя, рассматривает ее в контексте гуманитарной культуры и дает следующее определение: методологическая культура учителя-исследователя – это культура мышления, основанная на методологических знаниях, умениях, навыках, способности к рефлексии, научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования.

Содержание методологической культуры педагога раскрывается в ряде статей в научных педагогических журналах. В.К. Кириллов в статье "Методологическая культура учителя, ее формирование в учебном процессе педвуза" делает акцент на дидактическом аспекте методологической культуры. Ю.В. Сенько в статье «Методологическая культура педагога» ядром методологической культуры педагога называет стиль педагогического мышления, который выступает и как система методологических принципов и характеристик, которыми в данное время руководствуется педагогическое сообщество в своем подходе к образованию.

Таким образом, можно заключить, что методологическая культура педагога – это компонент профессионально-педагогической культуры, профессионально значимое свойство, выражающее готовность к осмыслению деятельности в свете научного знания, что возможно при развитом критическом мышлении, способности к научному обоснованию принимаемых решений, рефлексии.

Модель методологической культуры преподавателя-исследователя может быть представлена следующими компонентами [3].

 
 

 


Формирование методологической культуры будущего педагога опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть бытующие еще представления о методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования управления целостным педагогическим процессом.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня, в соответствии с которыми, по мнению многих авторов, формируются уровни методологической культуры: философский, общенаучный, педагогический (который можно разбить на конкретно-научный и технологический).

Педагогический уровень методологической культуры требует знания истории педагогики и современных педагогических теорий; основных принципов, используемых в качестве методологических установок в педагогике, например принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т.д. На этом уровне методологической культуры педагог способен создать передовой опыт практической работы, выдвинуть гипотезу и проверить ее с помощью устоявшихся в педагогике таких общенаучных методов, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т.д.

Общенаучный уровень методологической культуры предполагает использование в педагогике общенаучных принципов (редукционизма, эволюционизма, рационализма); умение применить приемы идеализации, универсализации, концептуализации; осуществлять в практике своей работы различные подходы (системный, вероятностный, структурно-функциональный и т.д.). На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.

На философском уровне методологической культуры необходимы знания альтернативных педагогических теорий, базирующихся на противоположных методологических принципах, детерминированных различными мировоззренческими установками. Педагог должен уметь определить границы и области наиболее эффективного применения каждой альтернативной теории, то есть ограничить притязание на всеобщность каждой методологической установки. На этом уровне проявляются навыки исторического и логического методов исследования, восхождения от абстрактного к конкретному, метафизического, диалектического и целостного системного рассмотрения явлений.

Философский уровень методологической культуры является высшим, потому что методологические установки этого уровня определяют методологию более низких уровней – общенаучного, конкретно-научного и технологического. Однако исследования этого уровня методологии не должны сводиться к иллюстрации действия законов, принципов и категорий диалектики в педагогике.

На современном этапе проблема взаимоотношения педагогики и философии приобретает новый смысл. Современный плюрализм философии требует формирования философской культуры. Методологическая культура без философской культуры становится технологией и может превратить образование из средства развития культуры в средство социального управления. Однако, достаточно часто основное внимание уделяется «технологическому», процессуальному аспекту методологической культуры – знаниям, умениям и т.д. Философская культура способствует сохранению личностных аспектов научно-познавательной деятельности, ее соотнесенности с гуманистическими ценностями и идеалами. В поиске метода воспитания и образования педагог отвечает на вопрос, каким образом, достигая цель, соблюсти меру человеческого в средствах деятельности, то есть каким образом остаться человеком. Соблюдение этой меры и есть культура человека, а ее соблюдение в выборе методов есть методологическая культура педагога.

На наш взгляд, продуктивным в отношении рассмотрения процесса формирования методологической культуры педагога, является представление Н.С. Рыбакова, который представляет процесс формирования методологической культуры в виде трех последовательных уровней:

1 уровень – формирование методологической грамотности.

2 уровень – становление методологической компетентности.

3 уровень – формирование методологического профессионализма.

В содержание первого уровня входят: формирование логики; методологическое знание (учение о методах: об их природе, возможностях и границах применения, классификации и генезисе; взаимосвязи методов друг с другом); методологическое умение (умение использовать методы предполагает понимание их внутренней природы, вытекающих из этого возможностей и границ применимости, за рамками которых использование тех или иных методов становится некорректным и ведет к деформации образов реальности); методологические навыки (формируются в ходе систематической и разнообразной методологической практики).

На втором уровне происходит становление методологической компетентности, которую Н.С. Рыбаков определяет, как наличие у специалиста способности использовать в процессе решения теоретических и практических задач адекватные методологические средства. Для этого педагогу необходимо отчетливо представлять и адекватно использовать категории, основные фундаментальные понятия науки. Показателем методологической компетентности служит умение педагога высказывать квалифицированное мнение о характере и глубине проблем, с которыми он встречается в теоретической или практической деятельности, вычленять основания и видеть последствия, вытекающие из того или иного подхода к решению обсуждаемых проблем.

Третий уровень, методологического профессионализма, предполагает трансформацию процесса повышения квалификации в непрерывное самосовершенствование. Это означает не только самоподдержание субъектом своей методологической культуры на достигнутом уровне, но и переход к проектированию и конструированию новых состояний собственного профессионального мастерства. Вероятно, именно на этом уровне решающее значение приобретает методологическая рефлексия как важный внутренний источник активности, стимулирующий самостоятельное творчество. На этом уровне необходимо говорить о: методологии проектировочной деятельности; о программно-целевом методе, о логике и технологиях программных исследований, о логическом анализе построения комплексов целей, о прогностике, об экспертном знании и др.

Сквозной важнейшей проблемой в процессе формирования методологической культуры Н.С. Рыбаков называет проблему мировоззренческой корректности при заимствовании категорий из разных мировоззренческих систем, где каждая категория несет специфическую ценностную нагрузку.

Формирование и совершенствование методологической культуры имеет несколько этапов. На первом этапе происходит накопление необходимых для научно-исследовательской работы методологических знаний, и делаются первые шаги по их практическому воплощению. Здесь происходит знакомство с методикой научно-исследовательской работы, формируются навыки сбора и классификации педагогических фактов.

На втором этапе студенты учатся выдвигать и доказывать гипотезы, используя отдельные методологические установки.

На следующем этапе формируются навыки использования в качестве методологических установок знания различных смежных дисциплин, неоднозначно детерминирующих научный поиск. Обязательным для этого этапа является изучение того круга научных знаний, которые касаются понимания человека. Эти знания выступают в качестве методологических для педагогики. При написании дипломных исследований студенты сами уже выступают творцами методологических установок. Они должны уметь оценивать их значимость, критерии научности.

Уровень целостного методологического анализа – это уровень специалистов-методологов. Результаты их работы необходимы тем, кто занят разработкой фундаментальных проблем педагогики.

Формирование методологической культуры педагога предполагает три этапа: теоретическую подготовку в вузе, практическую подготовку в вузе и практическую работу в учебно-воспитательных учреждениях.

Опираясь на выявленные в ходе теоретического анализа подходы к поэтапному формированию методологической культуры, можно сделать вывод о том, что ее формирование определяется гармоничным сочетанием общекультурной, общенаучной, профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов. Различные стороны такой подготовки реализуются во многих видах, методах и формах деятельности студента в вузе.

Теоретическая подготовка реализуется в таких учебных дисциплинах, как: «Педагогика», «Психология», «Философия», «История педагогики и образования», «Методология и методы психолого-педагогического исследования», «Профессиональная этика», «Культурология» и других.

Формирование исследовательской культуры происходит поэтапно: на младших курсах – в ходе выполнения реферативных работ, представляющих собой выявление и субъективную актуализацию педагогических проблем; на средних и старших – выполнение курсовых и дипломных исследований, в ходе которых осуществляется: изучение объекта исследования; сбор эмпирического материала, позволяющий определить предмет исследования и построить гипотетическую позицию относительно способов его изучения; определение и обоснование проблемы исследования; теоретическая разработка воспитательной системы; сбор и анализ научного материала в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, разработка методических рекомендаций. Научно-исследовательская работа также ведется студентами университета в ходе работы в СНО (студенческом научном обществе); при проведении психолого-педагогических микро-исследований в рамках учебных курсов.

Совершенствование методологической культуры будущего педагога происходит в ходе педагогической практики (в школе, летнем лагере, центрах «Семья» и др.), где студенты овладевают логикой организации и методами исследовательской деятельности, получают возможность применить теоретические положения в практической деятельности. Творчество студентов в период педагогической практики реализуется в процессе выполнения исследовательских заданий, результаты которых становятся основой курсовых и дипломных работ.

Таким образом, формирование методологической культуры будущего педагога должно стать приоритетным направлением в развитии системы профессионально-педагогической подготовки. При этом важным моментом остается понимание ценности человека ядром формирования методологической культуры.

Вопросы и задания для контроля

1. Какие качества личности отличают педагога-исследователя?

2. Как связаны между собой методологическая и педагогическая культура педагога-исследователя?

3. Каковы составляющие методологической культуры педагога-исследователя?

 



2016-01-02 4278 Обсуждений (0)
Методологическая культура исследователя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологическая культура исследователя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)