В образовательных учреждениях возможна организация следующих видов исследования
Коллективное исследование связано с разработкой группой участников работы общей темы, когда каждый из исследователей выполняет какую-то часть общей работы. Комплексное исследование – разновидность коллективного. Оно отличается многопредметностью и многоаспектностью, результаты его интегрируются и выражаются в виде педагогических или организационно-педагогических выводов, моделей и рекомендаций. Индивидуальное исследование проводится одним исследователем, и его организация представляет собой самоорганизацию деятельности. Этапы коллективного комплексного исследования 1. Первый этап –ориентировочный. Он предполагает объективный анализ и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе или районе, изучение социального заказа общества и государства образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных услуг. Этот этап осуществляет инициатор и потенциальный руководитель коллективного поиска с группой своих помощников-активистов, среди которых очень желательно иметь представителей основных направлений планируемого комплексного исследования. 2. Второй этап – диагностический. Изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических процессов и явлений, исторический и современный опыт решения аналогичных (или близких) проблем. К исследованию на этом этапе привлекается более широкий круг специалистов, в основном используются уже известные (стандартные) методы и методики. 3. Третий этап – постановочный. Определяются исходные теоретические позиции, цели и задачи поиска, проектируется модель будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса, учреждения, системы. Происходит генерирование ведущих идей и замысла преобразования, намечаются способы введения нового и отслеживания эффективности нововведений. На этом этапе сочетаются индивидуальная творческая деятельность инициаторов поиска, ответственных за его отдельные направления, и коллективная мыследеятельность (дискуссии, защиты проектов, мозговой штурм, обсуждения). Составляются концепции и своего рода сценарный проект (программа, исследовательский проект) поиска. На этом этапе следует позаботиться о кадровом, материально-техническом, финансовом, управленческом, психологическом и педагогическом обеспечении поиска, иная задача этого этапа – оптимизация условий для творческого поиска. 4. Четвертый, преобразующий, основной по времени и объему работы этап исследования. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реализация авторских программ и проектов, введение новых технологий, моделей управления и т. д.). Особое значение приобретают обучение кадров методике исследовательской работы, осуществление научного и научно–методического сопровождения. Должны активно работать кафедры, секции, исследовательские проблемные лаборатории, творческие группы, интенсивно идти обмен опытом работы, совместный поиск лучших решений (совещания, консилиумы, советы специалистов и т.д.). 5. Пятый, заключительныйэтап включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т.д.). Материалы готовят исполнители, руководители направлений, а обобщает и представляет руководитель исследовательской работы. Заранее продуманная логика исследования отражается, фиксируется в основных документах, определяющих содержание, направленность и методику поиска. Пакет документов представляется сначала на экспертизу, а затем на утверждение в районные, городские или областные органы власти или управления. В пакет документов обычно входят: · концепция; · исследовательский проект (программа); · устав учреждений нового типа, примерные положения об их подразделениях и службах; · учебные планы и программы (прежде всего оригинальные, авторские); · штатное расписание, положение об оплате труда, о порядке комплектования штатов; · смета необходимых расходов, проекты нового строительства и другие документы, обосновывающие запрашиваемые финансовые средства. Успех исследований в значительной степени предопределяют условия, т.е. те внешние и внутренние обстоятельства, в которых поиск совершается. Поэтому перед началом опытно–экспериментальной работы необходимо проанализировать условия и постараться их оптимизировать. Конечно, не все зависит от самих экспериментаторов, но многие условия можно скорректировать, усилить позитивное и снизить негативное влияние условий на процесс и результаты работы. Если их совокупность явно неблагоприятна или отсутствуют определяющие (обязательные) условия, следует воздержаться от развертывания опытно–экспериментальной работы и поработать над созданием благоприятных или хотя бы приемлемых условий. Некоторые из условий достаточно осознать и учесть, другие можно изменить и скорректировать. Условия широкого социально–политического плана. Они в целом достаточно благоприятны. Однако, реальные социально–экономические условия педагогического творчества обеспечены еще очень неполно. Обществом и государством не осознана решающая роль образования для судеб страны. Не преодолен узковедомственный подход к проблемам образования, семьи, безработицы, реабилитации. Совершенно недостаточны государственные ассигнования на развитие образования и социальной сферы. Следует, однако, заметить, что именно учреждения, стремящиеся к новому, гораздо быстрее находят поддержку общественности, получают государственные дотации и спонсорские средства. В организационно-методических условиях исследования можно выделить обязательные условия: · наличие «лидера» (индивидуального или коллективного — группы руководителей и педагогов), вооруженного идеями преобразования и способного их генерировать; · осмысление реальных трудностей, противоречий, перспектив развития; адекватная оценка ситуации, собственных достижений, проблем и возможностей; · наличие квалифицированных кадров, владеющих ведущими видами деятельности (учителей-мастеров, квалифицированных воспитателей и психологов); · достаточно высокий общекультурный уровень педагогического коллектива. Только общая культура специалиста может быть основой его творческой деятельности, а общая культура коллектива – залогом успеха коллективного и тем более комплексного исследования; желательные условия: · достаточно высокий престиж учреждения, доверие к нему со стороны родителей, учащихся, общественности, клиентов; благоприятный психологический климат в коллективе; · не очень большое число учащихся (до 500–700) или воспитанников (до 100–150); · занятия в школе в одну (первую) смену, что дает возможность планировать работу с учащимися на полный день; · наличие материальных условий (помещение, оборудование, литература и т.д.) и средств; · резерв свободного времени у участников эксперимента; · весьма желательны контакты с научными коллективами (кафедрами вузов, подразделениями НИИ и др.). Вопросы и задания для контроля 1. Каковы критерии и показатели эффективности воспитательного процесса? 2. Разработайте программу личности воспитанника, обратив внимание на методы изучения личности. 3. Какие методы изучения детского коллектива кажутся вам наиболее применимыми? 4. Каковы особенности организации опытно-поисковой работы в учреждениях образования?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |