Обобщая основные профессионально важные качества личности педагога-исследователя, правомерно представить их в следующем виде
1. Общие психолого-педагогические качества: · профессиональная психолого-педагогическая направленность; · социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и доброжелательность к людям, общительность, требовательность к себе и людям. 2. Профессиональные психолого-педагогические качества: · психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и практическая подготовленность; · развитые психолого-педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструктивные, дидактические, организаторские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креативные). 3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические качества: · психолого-педагогическая направленность психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых; · эмоциональная отзывчивость (эмпатия); · развитость воли; · рефлексия. Педагогическое мастерство исследователя проявляется в высоком уровне развития его профессиональных способностей: интеллектуальных(развитость научного психолого-педагогического мышления), которые определяют умения: · анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественного; · проводить психологический и педагогический эксперименты; · осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты — модель — гипотеза — следствия — проверка»; · строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, находить связи между количественными и качественными сторонами исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; · рассматривать процессы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противоречия; · абстрагироваться, анализировать и обобщать исследовательский материал; · сюда же относится интуиция, дар предвидения, обширность знаний; перцептивных, которые лежат в основе умения проникать во внутренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т. п.; коммуникативных, позволяющих устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса исследования; конструктивных, дающих возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса; суггестивных, нацеленных на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, авторитета; эмоционально-волевых, которые позволяют управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением; дидактических, проявляющихся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументированно; организаторских, позволяющих организовать познавательную деятельность обучающихся, а также свою собственную работу педагога-исследователя: высокая самоорганизация, большая работоспособность; научно-познавательных, которые дают возможность оперативно овладевать новой информацией; творческих (креативных), позволяющих творчески решать психолого-педагогические и исследовательские задачи: · уклонение от шаблона, · оригинальность, · инициативность, · удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, · непреодолимое стремление к творческой деятельности. Многое зависит от уровня развития нравственных качеств исследователя, определяющих его культуру: · его уважительного отношения к тому, что уже сделано по проблеме другими, · скромности, · объективности в оценке личного вклада в коллективную работу и др. Глубокое изучение работы предшественников – не только дань уважения, признания их вклада в разработку той или иной проблемы – от него зависит качество разработки проблемы самим исследователем. Экспериментальная работа требует исключительной добросовестности. Принципиальность исследователя проявляется многообразно. Это отстаивание своей концепции, методики исследования, стремление к объективности результатов, аргументация выводов, воспринимаемых с сомнением. Однако, существует граница между принципиальностью и доброжелательностью. Так, при рецензировании, научной оценке работы можно перечислить замеченные недостатки, увидеть слабые места, зафиксировать их и довести до сведения автора. Но гораздо более этично, принципиально помочь коллеге устранить замеченные недостатки, подсказать конкретные пути, средства преодоления трудностей, погрешностей. В процессе научной работы педагог-исследователь вступает в непростые отношения с испытуемыми, коллегами по работе, с учеными, работающими в той же предметной области. И общий итог, эффективность, плодотворность научного исследования в значительной степени зависит от его умения этически правильно построить взаимоотношения с окружающими. Успех деятельности педагога-исследователя во многом зависит от стиля профессионального общения, то есть индивидуально-типологических особенностей его взаимодействия с респондентами, и определяется коммуникативными возможностями, его творческой индивидуальностью, уровнем развития качеств личности, обеспечивающих контакт с людьми, позволяющих раскрыть их, получить объективные данные при исследовании субъективных явлений. Для получения объективных научных данных в психолого-педагогическом исследовании сам педагог-исследователь должен владеть общением как искусством. Причем это искусство должно быть самого высокого уровня, когда человек понимает людей, чувствует их при ограниченном вербальном контакте, умеет раскрывать души и сердца участников исследования в кратчайшие сроки. Способствует этому психолого-педагогический такт исследователя, т. е. его способность разумно и умело использовать арсенал средств воздействия на личность и взаимодействовать с ней.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |