Методы изучения группы
Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методы: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы. Наблюдение всегда помогает составить мнение о каждом ученике и его участии в жизни коллектива без вмешательства со стороны взрослых. Наблюдение также позволит понять суть конфликтных ситуаций и сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках. Опросники – прекрасный инструмент для изучения мотивации действий, имеющихся интересов группы детей или всего. Опросник поможет определить уровень тревожности учащихся, определить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям. Чтобы понять, как дети относятся к миру вообще и самому себе в частности используют проективные тесты. С их помощью также можно определить профессиональные предпочтения подростков и ощущение ими своей социальной роли. Используя анкеты, педагог может получить картину, демонстрирующую позицию отдельного ребенка в коллективе и степень его значимости в этой общности. Если нужно составить представление об уровне интеллектуального развития личности ребенка, его личностных качествах, отношении к окружающему миру, используют такой вид диагностики, как сочинение. Графические и рисуночные темыдают изучить отношение ученика к коллективу, к педагогам и родителям. Первоначальное представление о классе можно получить, изучив школьную документацию: классный журнал, медицинские карты и личные дела учащихся. Классный журнал – показатель школьной успешности учащихся, медицинские карточки – здоровья. Личное дело расскажет об особенностях семейного развития ребенка степени его обучаемости на протяжении нескольких школьных лет. Методика «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, необходимо обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу. Методика «Урок физкультуры». Предложите ученикам построить класс на урок физкультуры. Главное требование – не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса. Методика «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам. Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения. 1. Самый близкий мне человек в классе, это... 2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от 3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это... 4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это... 5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это... 6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это... 7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по 8. Ребята, интересы которых мне чужды, это... 9. Ребята, которые мне неприятны, это... 10. Ребята, которых я избегаю, это...
Карты-схемы. Используя данные карты-схемы как программы наблюдения, можно проводить систематическое изучение класса методом наблюдения, можно использовать эти схемы в качестве опросника, привлекая к опросу преподавателей, работающих в данном классе, актив класса.
Карта-схема оценки направленности деятельности класса
Карта схема оценки организованности класса
Карта-схема оценки психологического климата в классе
В зависимости от наличия и степени выраженности социально–психологических признаков коллектива, встроенные в вышеописанные схемы, можно с некоторой приближенностью определить этап или уровень развития данного класса или коллектива. Чтобы выполнить поставленную задачу, необходимо сопоставить полученные с помощью карт-схем данные с примерной шкалой поэтапного движения класса по пути к своему высшему уровню развития – коллективу. Выделяются следующие примерные этапы развития класса как коллектива: 1. Диффузная группа. Для диффузной группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно психологическое единство на второстепенной, временной, а не деловой основе. Как правило, это разобщенные общности, состоящие из изолированных (а иногда и конкурирующих) группировок. Наряду с лидерами-организаторами действуют лидеры–дезорганизаторы. Многие вопросы организации решаются импульсивно. Самоуправление развито слабо, организационное ядро неавторитетно. Управлять такими группами трудно, поэтому они вялы, пассивны. При получении новых заданий оказывают большое сопротивление: не хотят нововведений, ссылаются на свою «немощь», пытаются «оттянуть» задание под видом любых, часто нелепых отговорок. Воздействия классного руководителя такие группы пытаются приспособить к своим узкогрупповым интересам. Личность в диффузных группах недостаточно включена в общую деятельность, психологически слабо защищена. 2. Группа-кооперация. Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность, прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют себя другим группам, строят с ними отношения на основе конкуренции, соперничества. Высокие цели вышестоящей организации такие группы умеют приспособить к своим групповым интересам. 3. Группа-коллектив. Они успешно выполняют учебную и общественно-политическую деятельность, ответственно относятся к поручениям, в разнообразных формах поведения проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту. Порученные задания решают не шаблонно, а ищут наилучшие варианты их выполнения. Группы психологически сплочены; важно, что сплоченность базируется на основе социально-ценных мотивов и целей. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различных сторон деятельности класса, в котором принимают участие все школьники. Между группировками и их лидерами сложились хорошие деловые и личные отношения. Распоряжения вышестоящих инстанций воспринимаются без сопротивления, оговорок и жалоб, но допускается разумная критика в их оценке. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу, личность в них защищена психологически, но вместе с тем в деловых отношениях преобладает высокая требовательность к каждому школьнику, а к нарушителям коллективных норм и ценностей - непримиримость. В настроении группы преобладает мажор, настроение мажора дополняется ощущением собственного достоинства, основанного на представлении о ценности своего коллектива и гордости за него. Каждый школьник в группе чувствует себя легко и свободно. В личности каждого ученика проявляются определенная способность, индивидуальные качества, украшающие коллектив. В группе-коллективе появляется много лидеров-организаторов, которые могут организовать любое дело. Управлять такими группами, с одной стороны, легко, так как они организованы и дееспособны, а с другой стороны трудно, в том смысле, что они требуют высоко уровня управления, не идут на компромиссы, не боятся риска. Теперь, сопоставляя социально-психологическую характеристику данного класса, полученную на основе данных «карт-схем», с вышеописанными уровнями развития группы, можно ориентировочно найти положение данного класса в интервале «диффузная группа–коллектив», т.е. примерно определить уровень его развития как коллектива. Это даст возможность определить наиболее адекватные методы руководства классным коллективом. Социометрия.Социометрия выявляет структуру межличностных отношений в малой группе, межличностные предпочтения. Она изучает картину реальных предпочтений. Социометрия выявляет внутреннюю структуру взаимоотношений, их динамику, структуру деловых и личных отношений; наличие микрогрупп; наличие неформальных лидеров; изучает положение каждого члена группы, его статус; выявляет неудовлетворенность отдельного члена и группы в целом. Выявляет степень принятия, привлекательности группы для каждого члена, его эмоциональную экспансивность и другие показатели. Социометрия исходит из положения: те, кто нам симпатичен – с теми желательно находиться пространственно ближе; здесь проявляется стремление к совместным занятиям, действиям, деятельности. Сущность социометрии состоит в выборе партнеров для совместной деятельности, действий, социальных контактов. Социометрия проводится в два этапа: 1) социометрический опрос; 2) обработка и представление результатов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |