Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные подходы к определению менеджмента



2016-01-02 3337 Обсуждений (0)
Основные подходы к определению менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Зайцева Н.А.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕНЕДЖМЕНТ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА»

для слушателей, обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент индустрии туризма и гостеприимства»

 

 

Кафедра: «Менеджмент на предприятиях туризма

и гостиничного хозяйства»

Москва


 

Содержание:

1. Особенности менеджмента туризма и гостеприимства. 4

1.1. Основные подходы к определению менеджмента. 4

3.3. Цели и задачи управления предприятиями в сфере туризма. 63

Тесты по теме 3: 74

2. Эволюция менеджмента. 79

2.1. Формирование и развитие менеджмента. 79

1.2. Научная школа (школа научного управления) 84

1.3. Классическая (административная) школа управления. 92

1.4. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. 97

1.5 Количественная школа. 102

1.6. Развитие теории управления в России. 105

1.7. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте. 115

3. Функции менеджмента. 118

4. Стратегия и тактика в менеджменте. 122

6. Организационные структуры управления в турфирмах и гостиницах. 201

4. Организационные структуры управления в сфере туризма. 204

4.1. Виды организационных структур управления. 204

4.2. Организационные структуры управления в индустрии туризма. 218

4.2.1. Организационные структуры управления в турфирмах. 218

4.2.2. Организационные структуры управления в гостиничных комплексах. 232

4.2.3. Организационные структуры управления в санаторно-курортных комплексах 291

4.2.4. Организационные структуры управления на предприятиях общественного питания 295

4.2.6. Организационные структуры управления предприятий сектора досуга 343

Тесты по теме 4: 355

6. Мотивация как функция менеджмента и ее особенности в сфере туризма. 362

7. Контроль как функция менеджмента и ее особенности в сфере туризма. 384

7. Методы и стили управления. 385

8. Власть, влияние, лидерство. 386

9. Самоменеджмент. 387

Основные функции и роли менеджера. 387

10. Эффективность менеджмента. 405

10. Риск-менеджмент и его особенности в сфере туризма. 432

Контрольные вопросы.. 447


1. Особенности менеджмента туризма и гостеприимства

Основные подходы к определению менеджмента

 

Краткое содержание темы: Особенности управления как вида деятельности. Управление в условиях сервисной экономики. Основные подходы к определению менеджмента. Особенности менеджмента туризма и гостеприимства. Формы организации и управления туристскими и гостиничными предприятиями: франчайзинг, контракты на управление, гостиничные цепи, сетевые агентства, стратегические альянсы

 

Возникнув в конце XIX в., менеджмент приобрел особую популяр­ность в 30-е гг. нашего столетия. Уже тогда деятельность по управле­нию выделилась в особую профессию, а область знаний – в самостоя­тельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента социальный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную об­щественную силу.

Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США, но в настоящее время практически стал известен каждому образован­ному человеку во всем мире. В общедоступном понимании менедж­мент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, поэтому часто под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности, индустрии гостеприимства и т. д.) и в лю­бой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как ко­нечного результата.

Английский термин «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель». Термин «менеджмент» происходит от корня латинского слова «ру­ка». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало — искусство управлять лошадьми. Позже это слово пе­ренесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать об­ласть науки и практики управления людьми и организациями.

Однако подчеркнем, что менеджмент — это обя­зательно управление социально-экономическими системами. Есть и другие от­личия. На Западе, говоря о менеджменте, под менеджером подразу­мевают человека, который занимается управлением в определенной организации. В более широком смысле употребляется обезличенная форма — «администрация», «администрирование».

Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональ­ной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уров­ня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственно­го процесса и оказывает влияние на эффективность производства. По­этому труд менеджера является производительным трудом. Менедж­мент объединяет под своим началом труд многих специалистов: эко­номистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалте­ров и др.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «менедж­мент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «ди­ректор», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что ме­неджмент - это управление в условиях рыночной экономики, в кото­рых субъект хозяйствования должен:

- использовать экономические методы управления;

- ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;

- производить те виды товаров, которые пользуются большим спро­сом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной при­были;

- постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;

- постоянно ориентировать производственные программы на по­требности рынка.

В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяй­ствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и опти­мальные решения, а это вызывает необходимость проведения много­вариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.

Впервые определение «научный менеджмент» стало использоваться в начале ХХ в. и связано с публикацией книги Тейлора «Принципы научного управления» в 1911 г. Дальнейшие работы А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Канта позволили обобщить обширный практический опыт и создать направления школы научного управления.

До сегодняшнего дня нерешенным остается вопрос: менеджмент — наука или менеджмент — искусство. Некоторые теоретики в области менеджмента считают, что управление — это искусство, которым можно овладеть через опыт, практическую деятельность. Современный менеджмент включает две такие неотъемлемые части, как теорию руководства и практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Термин «искусство управления» встречается в трактатах древних мыслителей Китая, Рима, Греции. Содержание этих понятий имеет обширное толкование, вызванное спецификой общественного уклада различных стран. Так, например, в Римской империи искусство управления означало искусство властвовать, искусство государственного управления и подбора кадров.

В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:

¾ как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;

¾ как область научного исследования;

¾ как учебная дисциплина.

Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.

Задача менеджмента как дисциплины заключается в обобщении полученных знаний из различных областей и построение представление о системе их использования при управлении, т. е. практической деятельности. На практике же изучение менеджмента производится на первом или втором курсе, что при отсутствии практического опыта и необходимых знаний приводит к тому, что у слушателей не происходит усвоения необходимых управленческих знаний.

В англоязычных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но только применительно к хозяйственной де­ятельности. Содержание менеджмента можно рассматривать в различных направлениях: функция или вид профессиональной деятельности, , организация управления предприятием, процесс разработки и принятия управленческих решений, орган или аппарат управления, категория людей, наука и искусство управления (рис. .

 
 

 

 


Рис. 2. Основные подходы к определению понятия «менеджмент»

 

Рассмотрим эти подходы к определению понятия «менеджмент» более подробно:

1. Менеджмент – это функция или вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Сущность и содержание этого вида деятельности проявляется в его функциях. Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации и контроля. Поэтому менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации на достижение поставленных целей организации.

2. Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием, т. е. установление постоянных и времен­ных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определе­ние порядка и условий его функционирования. Для достижения ко­нечных результатов каждая организация в своей деятельности преоб­разует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, тех­нологий, информации, живого труда. Для их преобразования необ­ходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции.

Функции закрепляются за конкретными подразделениями предпри­ятия, которые их осуществляют (отделы, службы, бюро, отделения). Подразделения представляют собой организованные группы людей. Их деятельность осознанно направляется для достижения общей цели предприятия, т. е. управляется. В этом случае можно говорить об управ­лении внутри предприятия или о менеджменте, обеспечивающем про­изводство, о менеджменте как организационной деятельности.

Организация может рассматриваться и как орган управления, его субъект, т. е. тот, кто управляет. И эта же организация может рассмат­риваться и как объект управления, поскольку ею управляет вышесто­ящая организация. Во всех этих случаях может применяться термин «менеджмент».

Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей в целях удовлетворения потребностей работников, при которой их способ­ности могли бы раскрыться наилучшим образом, что способствовало бы повышению эффективности производства.

3. Менеджмент рассматривается также как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые тре­буют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации воз­никают на всех уровнях управления. Они затрагивают как внутрен­нюю, так и главным образом внешнюю среду управляемого объекта, которой являются рыночные отношения. Предприятие (фирма, ак­ционерное общество) приспосабливаются к внешней среде на основе обратной связи. Получая информацию о рыночных отношениях, ме­неджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды.

На основе принятого решения ставится задача каждому исполни­телю. За исполнением устанавливается контроль. Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менед­жер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его подходить к принятию решения творче­ски, анализировать варианты решения с точки зрения их выполне­ния в сложившейся ситуации.

Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений пред­ставляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а, следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

4. Менеджмент – это орган или аппарат управления.Действительно, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием «менеджмент». Без аппарата управления организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно. Аппарат управления имеет свою иерархию, которая находит конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием.

5. Менеджмент – это категория людей. Управление фирма­ми в организационном отношении осуществляется по трем уровням, к которым также применяется термин «менеджмент»: top management — высшее руководство, middle management — среднее звено управления, sole management — низовое звено управления. Менеджеры – это особая категория людей, разрабатывающая и реализующая управленческие решения. Профессиональные менеджеры – это специалисты, знающие теоретические основы науки управления, и имеющие практические навыки управления тем или иным объектом управления.

6. Менеджмент – это наука и искусство управленияМенеджмент — это область науки, человеческих знаний, позво­ляющих осуществлять функцию управления. Он составляет теорети­ческую базу практики управления, обеспечивает практическую дея­тельность управления научными рекомендациями. Наука предложи­ла методологию управления путем анализа содержания работы и опре­деления ее основных компонентов. В методологию научного управ­ления входят также необходимость систематического стимулирова­ния работников с целью повышения их заинтересованности в увели­чении производительности труда. В целом, в настоящее время можно рассматривать менеджмент как быстро развивающуюся науку.

Вместе с тем, широко распространено и обосновано мнение о том, что менеджмент – это искусство. Управление различными видами ресурсов – трудовыми, материальными, финансовыми, информационными и т.п. требует личных способностей и таланта. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, вынесено им из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся управленческой деятельностью. Следовательно, определение менеджмента как области деятельности, которая сочетает искусство и науку, вполне обосновано.

Подводя итог всему сказанному, можно дать следующее определе­ние менеджмента. Во-первых,менеджмент —это профессионально осуществляе­мое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в ры­ночных условиях, направленное на повышение эффективности деятельности путем рациональ­ного использования ресурсов. Во-вторых, менеджмент– это особый тип системы управления, возможный только в условиях рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики появляется свобода предпринимательской деятельности, которая позволяет менеджерам использующим современные методы и принципы управления, передовой зарубежный опыт добиваться конкурентоспособности продукции и услуг фирмы и эффективности ее деятельности.

Профессиональный менеджмент является самостоятельным видом деятельности, для которой требуется наличие субъекта — профессио­нала-менеджера, работа которого направлена на объект — хозяйствен­ную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (про­изводство, сбыт, финансы и др.). Взаимосвязь между объектом и субъектом управления осуществляется посредством управляющих воздействий и организации обратной связи (рис. )

 

 


Рис. Взаимосвязь основных элементов процесса управления

 

Субъект менеджмента — представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Отличительной особенностью субъекта менеджмента является то, что им могут выступать только люди (одушевленные предметы), что качественно отличает субъект менеджмента от объекта. Формулировка целей, задач, перспектив развития и их практическая реализация являются управленческим воздействием. Под данное определение субъекта как интегрированного показателя попадают практически все люди, так как на протяжении всей жизни нам приходится выступать в качестве субъекта управления.

Относительно субъекта менеджмента естественным является ограничитель, основанный на том, что не всякий субъект управления являться субъектом менеджмента. Так как полем профессиональной деятельности менеджера является организация, в ее рамках он осуществляет свои управленческие действия. Только в рамках организации человек или группа людей может являться субъектом менеджмента. Зачастую деятельность менеджера выходит за рамки организации, но даже в этом случае его считают субъектом, так как она направлена на реализацию целей и задач, т. е. представление организации во внешней среде.

Субъектом менеджмента может являться не только отдельно взятый человек, менеджер, но и группа людей. При реализации управленческих действий, носящих единоличный характер, сама сущность субъекта не изменяется. В случае, когда группой людей принято решение о реализации какого-либо управленческого действия, она носит характеристики единоличности. Эту группу людей принято считать одним субъектом менеджмента.

Объект менеджмента — все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Главным критерием выступает принадлежность управленческих действий к организации или же реализации ее целей и задач.

В отличие от субъекта объект ограничен не только людьми, к нему можно отнести множество факторов, ситуаций, имеющихся в организации и оказывающих влияние на ее. Не все объекты подвергаются воздействию субъектами менеджмента, что связано со множественностью объектов управления. Невозможно управлять всеми объектами менеджментами, так как их количество в рамках организации и за ее пределами слишком велико.

Из всего многообразия объектов менеджмента можно выделить следующие:

¾ человеческие ресурсы организации, представителями которых выступает персонал, подчиненные;

¾ поставщики ресурсов для организации;

¾ конкуренты;

¾ информационное обеспечение, примером которого могут служить организация и налаживание локальных сетей, поддержание программного обеспечения в работоспособном состоянии и т. д.;

¾ финансы организации, т. е. непосредственно финансово-денежные потоки и управление ими.

Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предприниматель­ского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Основными задачами менеджмента являются следующие:

Ø организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

Ø переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

Ø стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

Ø определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

Ø разработка стратегии развития организации и реализация;

Ø определение целей развития организации;

Ø выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

Ø осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприя­тия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресур­сами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менедж­мента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование техно­логического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.

 



2016-01-02 3337 Обсуждений (0)
Основные подходы к определению менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные подходы к определению менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)