Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности сетевого бизнеса в индустрии туризма



2016-01-02 2788 Обсуждений (0)
Особенности сетевого бизнеса в индустрии туризма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При рассмотрении такой формы организации и управления бизнесом в туризме, как сетевой бизнес следует прежде всего остановиться на понятиях, связанных с формированием сбытовой сети в индустрии туризма.

Все многообразие каналов реализации туруслуг делится на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые каналы сбыта обеспечивают непосредственную связь туристской организации — производителя услуг (гостиниц, транспортных компаний, предприятий питания и т.д.) с потребителем. С этой целью гостиницы, транспортные компании открывают собственные торговые точки, организуют сбыт по каталогам, телефону. В связи с развитием информационных технологий организации осуществляют продажу тур- услуг через Интернет и прочие системы бронирования.

Однако производители туруслуг не ограничиваются только прямыми каналами сбыта, так как создание и функционирование собственной сбытовой сети требует больших финансовых вложений. Поэтому задействуются косвенные каналы сбыта, т. е. происходит сбыт через посредника.

Роль посредника между организациями —- производителями туруслуг и потребителем осуществляет туроператор, в функции которого входит закупка в больших объемах туруслуг у производителей (гостиниц, транспортных компаний и т.д.), формирование на их основе турпродуктов и их реализация либо самостоятельно, либо через посредников.

В настоящее время крупные турфирмы при осуществлении сбытовой политики используют следующие каналы сбыта своей продукции:

· открытие собственных представительств, агентств в разных районах города или в других городах страны, а также за рубежом;

· заключение франчайзингового соглашения с независимым турагентством (ему предлагается торговая марка, каталоги, прайс-листы и т.д.);

· заключение агентского соглашения, при котором стороны берут на себя определенные обязательства-ограничения;

· заключение между турфирмами агентского соглашения, не имеющего ограничений.

У туроператора могут быть представительства, филиалы, салоны по продажам и т.д., расположенные в одном городе, или в нескольких городах России, или за рубежом. Их количество зависит от материальных возможностей туроператора и объема операций, выполняемых им на туристском рынке.

С экономической точки зрения активная сбытовая политика крупных туроператоров через собственные каналы сбыта, не всегда оправданна. Продажа своих туров через агентскую сеть позволяет туроператорам экономить огромные средства на рекламе, заработной плате персонала, аренде помещений и вкладывать эти средства в развитие сво­ей агентской сети, а также за счет освободившихся ресурсов повышать качество подготовки турпродукта (в Германии, Испании, Швейцарии туроператорам законодательно запрещено продавать свои туры).

За рубежом для расширения каналов сбыта турпродуктов и услуг туроператорами широко используются не только собственные каналы сбыта, но и сбытовая сеть турагентов-посредников. Туроператор, особенно если это крупный западный туроператор, тщательно выбирает потенциального партнера, изучает его надежность и деловую активность, заключает с ним агентское соглашение, обучает его методам работы или инст-руктирует, снабжает документацией и рекламно-информационным материалом. Иногда западные туроператоры прибегают к конкурсу при выборе агента на российской территории. Агента подбирают исходя из задач реализации и особенностей турпродукта: по предметному направлению туров (отдых, бизнес, охота и т.д.); объему прав и обязанностей; определенной территории, группе предприятий; социально-экономическим и иным критериям групп потенциальных туристов; разновидности технологии и методов продаж; виду взаиморасчетов; эрудиции, знанию языка, личного обаяния и деловой хватке, опыту работы и имиджу в сфере туризма, честности и порядочности; наличию лицензии на данный вид деятельности.

Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам.

Туроператор, использующий разветвленную турагентскую сеть, получает следующие преимущества:

· увеличение объемов продаж туруслуг;

· проведение информационной, консультационной работы с клиентами;

· сокращение расходов на содержание собственного аппарата, аренду помещения, его оснащение и т.д.;

· выход на новые туристские рынки.

Преимущества сотрудничества для турагента состоят в следующем:

· освобождение от деятельности по планированию и разработке условий тура, их согласованию с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, транспорта и объектами культурно-зрелищной программы), получение иностранных виз и др.;

· уменьшение доли ответственности перед клиентом;

· расширение сферы деятельности благодаря сотрудничеству с несколькими туроператорами, специализирующимися на разных по содержанию икачеству тур- продуктах;

· обеспечение коммерческой выгоды в результате использование имиджа фирмы-туроператора.

Условно агентская сеть туроператора может иметь следующий вид ( см. рис. 1.).

 

 


Рис. 1. Формирование сбытовой сети в туриндустрии[4]

 

Туроператортурагентство — турист.Турагент — специализированная организация сферы туризма, занимающаяся непосредственной продажей туров различных туроператоров, а также отдельных услуг туристам (транспортные услуги, услуги оформления выездных документов, предоставление дисконтных карт, продажа туристской литературы и др.).

Эту схему используют малые и средние туроператорские фирмы. Крупные туроператоры привлекают для сбытовой деятельности множество посредников, что требует создания разветвленной дилерской сети. В большинстве случаев работу по созданию такой сети крупный туроператор сам не выполняет, а поручает ее турагентству-оптовику.

Туроператор — турагентство-оптовик — турагентстватурист.Оптовик специализируется на деятельности в определенном регионе, централизованно закупая туры у нескольких отечественных и (или) зарубежных туроператоров. Турагентство-оптовик создает собственные сети мелких дилеров, которые доводят информацию о существующем турпродукте до потребителя.

Однако в настоящее время за рубежом значительная часть продаж совершается не в турагентствах, а агентами вне офисов. Потенциальные туристы в силу психологических особенностей склонны больше верить друзьям, знакомым, близким и людям, побывавшим в турпоездке, чем рекламе. Поэтому возникает необходимость еще одного звена в агент-ской схеме агента, работающего непосредственно с клиентами.

Туроператор—турагентство-оптовик—турагентстваагенттурист.Агент работает по методу прямой продажи и находит клиента из круга своих знакомых и родственников, по рекомендации, на службе, в общественных учреждениях и т.д. Агент работает или в пределах определенной территории, или по социальным группам населения, или по видам предприятий и пр. Важнейшими качествами для агента счита-ются отсутствие нерешительности, боязни получить отказ при обращении к незнакомому человеку, изобретательность, общительность и коммуникабельность, личное обаяние и привлекательный образ, умение расположить к себе собеседника и вести беседы доверительного характера, надежность и честность. В японской системе подготовки агентов существует уникальный контрольный тест: кандидат в агенты должен выйти на оживленную городскую улицу и публично спеть песню независимо от того есть у него голосовые данные и слух или нет. В большинстве случаев агентская работа не является основной, работник совмещает ее с иными видами деятельности.

Сотрудничество турфирм оформляется либо франчайзинговым соглашением, либо агентским договором. В настоящее время в России наиболее часто используется договор, который имеет форму агентского соглашения.

Обычно в агентском соглашении два участника: принципал и агент. Агентское соглашение близко к договору поручения. Принципал—лицо, поручающее выполнить определенные услуги, а агент—лицо, принимающее поручение принципала выполнить эти услуги на определенных условиях за агентское вознаграждение. Принципал — юридическое лицо. Агентом может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Если принципал способен полностью обеспечить агента своим турпродуктом, то он ограничивает права агента на работу с другими принципалами. Если турпродукт недостаточно разнообразен, то агенту не запрещено работать с другими принципалами. Принципал оговаривает с агентом его обязанности: плановый объем продаж турпродукции по согласованным ценам, а также необходимость всемерной поддержки имиджа фирмы-производителя продукции и использование только рекламных материалов фирменного происхождения. Агент должен принять обязательства не брать взятки, не извлекать прямой или скрытой личной выгоды из сделок, помимо установленного соглашением комиссионного вознаграждения, соблюдать установленный уровень цен или ценовую политику, разумно применять разрешенные скидки. Не менее важное условие совместной работы — соблюдение агентом конфиденциальности информации, передаваемой ему принципалом. Агент обязан своевременно отчитываться перед принципалом в установленной форме и оговоренные сроки, а также немедленно сообщать о возникших трудностях, претензиях и рекламациях клиентов. Поощряются рациональные предложения агента, направленные на улучшение работы, качества продукции, расши-рение сферы обслуживания и т.п.

Принципал также принимает в агентских соглашениях ряд обязательств. Он обязан обучить агента, определить территорию, на которой агент имеет исключительные права (если такое оговаривается в соглашении), порядок предоставления информации, рекламных материалов и продукции, а также другие действия, составляющие существо работы агента.

Центральными статьями соглашения являются условия выплаты комиссионных агенту. Устанавливается порядок, размер, валюта, а также сроки выплат комиссии. Комиссия может выплачиваться агенту несколькими способами:

· плата в установленный срок после перечисления средств клиента на счет принципала;

· вычет из стоимости продукции агентом непосредственно при отправке денег принципалу;

· взаимозачет, накопительные схемы, компенсационные методы расчетов сторон.

Нередко предусматривается поощрение агента за получение платы за продукт наличными. Кроме прямого комиссионного вознаграждения агенту может в виде поощрения предоставляться бесплатное место в зарубежной поездке либо место турлидера, если данный индивидуум способен выполнять функции такового.

Агент непременно несет расходы при осуществлении продаж, поэтому в агентском соглашении должно быть четко зафиксировано, какие расходы агента покрывает принципал, а какие — сам агент.

Важным аспектом взаимоотношений между турфирмами является величина комиссионного вознаграждения. Размер комиссии обычно дифференцируется от 2 до 12% стоимости тура или услуг и зависит от интенсивности сезона, абсолютной стоимости тура, географии путешествия, рынка, на котором работает агент и т.д. Дифференциация комиссии возникает также в связи с уровнем ответственности за реализацию турпродукта:

■ комиссия будет выше, если агент сам оплачивает путевку, как бы покупая ее у турфирмы-оптовика, а последующую ее продажу клиенту оставляет на свой страх и риск;

■ комиссия будет ниже, если агент не несет ответственности за реализацию, а получает свою долю по мере реальной продажи путевок.

Разрабатываются сложные накопительные схемы агентских вознаграждений: за каждого туриста, дополнительно за группу из 10, 20, 50, 100 и 500 туристов за сезон, что в общей сложности может довести агентский процент до 15% и выше. Также устанавливаются комиссионные за продажу дополнительных услуг, например страховки. В некоторых вариантах соглашений детально рассматриваются вопросы премирования агента за продажу услуг клиентам даже после увольнения агента или выплат его наследникам в случае его смерти.

Другой важной стороной взаимоотношений между турфирмами является вопрос разделения ответственности перед клиентами. Возможны три варианта отношений.

I. Агент продает турпродукт от имени и по поручению принципала (названный принципал). Реально это более всего походит на магазин путевок: агент предлагает туристу на выбор множество туров разных туроператоров, продает фирменные ваучеры туроператоров, руководствуясь генеральным каталогом и пользуясь средствами оперативной связи для подтверждения продажи тура. Вся документация заполняется от имени принципала, однако указывается агент. Клиент (турист) платит деньги агенту. Возможен вариант, когда турист самостоятельно через банк переводит деньги принципалу, который далее выплачивает комиссионные агенту. Вся ответственность за турпродукт лежит на принципале, и формально агент перед туристом никакой ответственности не несет.

2. Агент продает турпродукт по поручению принципала, но от своего имени (неназванный принципал) и с упоминанием принципала и даже указанием всех его исходных данных и турпродукта. Агент самостоятельно заключает с туристом договор и выдает именной ваучер на своем фирменном бланке, где точно указываются данные поездки и ее организатора. Агент проводит все расчеты с туристом и даже предоставляет ему определенные услуги. Агент в зависимости от условий соглашения может перечислить полностью средства, полученные от туриста, затем получить от принципала комиссионные или, если таковое обусловлено соглашением, вычесть свои комиссионные при отправке денег за тур принципалу. Однако это должно быть точно указано в платежных документах. Поскольку принципал не имеет документально закрепленных договором отношений с туристом, все претензии по турпродукту, если таковые возникнут, турист будет предъявлять агенту, который далее по регрессному иску передаст эти требования виновному по принадлежности (в одном из вариантов — принципалу).

3. Агент (например, в другом регионе) может взять на себя часть туроператорских функций и продавать собственный турпродукт, поглощающий продукт принципала. При этом принципал может не быть назван (нераскрытый принципал). Таким образом, присовокупляя собственный турпродукт, включающий услуги по оформлению документов, перевозке туристов к месту отправления в зарубежный тур, например из Кемерово в Москву, предоставляя гостиничные, дополнительные экскурсионные и иные услуги, агент продает сложный многозвенный тур, в котором зарубежная турпоездка выступает одним из звеньев большой цепи. Принципалов как соисполнителей может быть несколько. Ваучер выпускается на фирменном бланке агента, и вся ответственность перед туристом за совокупный тур лежит именно на нем.

Нарушение условий контракта с клиентом, как правило, возникает на стадии обслуживания. На практике работа агентств в России — это работа вслепую, поскольку туроператор не всегда считает нужным поставить в известность агента об условиях чартерных договоров или выкупа номеров в гостиницах, солидности принимающей фирмы и др.

Особые отношения возникают между агентом и принципалом при отказе туриста от забронированных услуг.

1. Если отказ туриста объективно мотивирован неудовлетворенностью условиями тура, то ущерб несет виновная сторона, которая неправильно информировала туриста о содержательной стороне турпоездки и ее условиях. В каждом конкретном случае должны быть изучены обстоятельства и принято правильное решение об отнесении ущерба.

2. Если отказ происходит по инициативе туриста и на него налагаются штрафные санкции, влекущие за собой невозврат депозита или стоимости тура, внесенных туристом ранее, то правомерен вопрос, какова доля заработка агента из этих штрафных санкций, поскольку основная доля работ пришлась именно на агента и именно он выполнил свою работу полностью или практически полностью.

3. Возможны трения между агентом и принципалом по жалобам клиента на несоответствие купленного турпродукта фактически предоставленным услугам из-за отсутствия требуемого качества услуг и т.д.

В этом случае каждая сторона несет ответственность за свой участок работы, однако границы наступления ответственности должны быть четко определены.

Установление агентских отношений между турфирмами требует взаимного доверия и уверенности в надежности друг друга, поэтому до подписания агентского соглашения каждый участник должен внимательно изучить партнера. Бывают случаи, когда туроператор, собрав деньги со своих турагентов, исчезает, оставляя агента разбираться с клиентами. И наоборот, турагент пользуясь торговой маркой и имиджем туроператора, получив деньги с клиентов, исчезает. Поэтому для защиты турфирм от риска неплатежей, срывов или ответственности по платежам с серьезными экономическими санкциями необходимо заключение агентских соглашений между турфирмами.

 

 

Новые организационные формы управления туристскими фирмами.

Для современной туристской индустрии характерно наличие двух тенденций в конкурентной борьбе фирм:

1) переход от агрессивной ценовой конкуренции к конкуренции в области качества и оптимального соотношения качества и цены;

2) сближение функций туроператора и турагента путем расширения туроператором собственной сбытовой сети или использования сбытовой сети других туристских фирм.

Специалисты предлагают разные варианты решения проблемы для повышения качества туристского продукта и услуг и формирования каналов его сбыта, причем основное внимание уделяется глобальным объединениям и стратегическим союзам. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.14]

Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 1980-х гг. [33,с.14]

Термин «глобальный» означает, что фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные границы и национальные различия между потребителями. Основная идея глобализации заключается в определении общих характеристик рынков и целевых групп потребителей, не зависящих от особенностей стран. [Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С «Управление индустрией туризма», Москва: КНОРУС, 2004,с.111]

Глобальные объединения образуются путем слияний, приобретений и поглощений фирм. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.14-15]

В качестве примера можно привести германский концерн TUI (Tounstik Union International), объединивший 6 фирм. Это позволило концерну, ставшему одним из крупнейших туроператоров, диктовать свои условия сбыта большому количеству туристских фирм, которым запрещалось продавать турпродукт фирм, конкурирующих с TUI. Для того, чтобы противостоять политике TUI, ряд крупных немецких туроператоров также вынуждены были объединиться. Таким образом, на рынке Германии произошло разделение сфер влияния между тремя туроператорами ITS, TUI и NUR, которые контролируют около 45% объема рынка организованного туризма страны. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.15]

Отметим, что для процессов глобализации в индустрии туризма характерны следующие тенденции:

Ø Проникновение предприятий транспорта в сферу деятельности туристских фирм. Так, авиакомпания «Air France» основала туристскую фирму «SOTAR», бельгийская авиакомпания «Sabena» организовала туристское предприятие «Transair inernational», а швейцарская «Swissair» создала туроператорскую фирму «Kuoni». В России авиакомпания «Аэрофлот» создала туристскую фирму «Мир аэрофлота»;

Ø Создание многопрофильных отраслевых концернов предоставляет возможность перекрестного субсидирования, т.е. деятельность одних предприятии, входящих в концерн, финансируется из прибыли предприятий других отраслей этого же концерна. В туризм устремляют капиталы нефтяных компаний (например, «AGIP»); торговых фирм, являющихся владельцами сетей крупнейших универмагов и рассылочной торговли;

Ø Приобретение туристскими предприятиями собственных средств размещения. Так, французская туркомпания «Club Mediterranee» («Club Med») имеет 172 туристских комплекса (туристские деревни), расположенные в 35 странах мира;

Ø Участие в туристской индустрии финансовых структур. В Нидерландах «RABO bank» занимается туристскими операциями, в России страховая компания «Спасские ворота» основала туристскую компанию «Спасские ворота-Тур» [Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С «Управление индустрией туризма», Москва: КНОРУС, 2004,с.115-116].

В настоящее время экспансия глобальных компаний на отечественный рынок является очевидным фактом, реагировать на который производители могут по-разному. В современных условиях, когда конкуренция с иностранными туристскими организациями переместилась на российский рынок, российские туристские организации должны развивать различные формы международного сотрудничества, позволяющие осваивать правила глобального бизнеса, адаптироваться к требованиям международных рынков и повышать как конкурентоспособность туристской продукции и услуг, так и самой организации в целом. [Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С «Управление индустрией туризма», Москва: КНОРУС, 2004,с.116]

Специалисты считают, что создание и управление глобальным объединением – это сложный процесс, требующий немало времени и ресурсов, поэтому многие компании за рубежом обращаются к другой форме организации международного сотрудничества – к стратегическим союзам. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.16]

В стратегические союзы фирмы входят с целью согласования и координации усилий для решения отдельных задач: проведения маркетинговых исследований, разработки и сбыта услуг. Объединение туристских фирм позволяет эффективно использовать возможности крупного туроператора и сохранять способность гибко реагировать на изменение спроса, присущую небольшим турфирмам. Например, это относится к сотрудничеству «NUR» и «ADAK – Reisen» в области авиатуров и морских круизов.

К видам межфирменного обмена в стратегических союзах, активно используемым в туристском бизнесе, в частности, относятся [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.16]:

ü Соглашение о франчайзинге;

ü Управленческие контракты;

ü Контракты на маркетинг;

ü Совместные предприятия.

Выбор того или иного вида межфирменного обмена обусловлен рядом факторов: желаемая степень гибкости во взаимоотношениях партнеров, размеры расходов и рисков, связанных с организацией сотрудничества, необходимость получения быстрых результатов, стратегические цели партнеров и т.д. На практике редко применяется какой-то один вид международного обмена, как правило, виды межфирменного обмена существуют в разных сочетаниях.

Суть соглашений о франчайзинге состоит в том, что головная компания заключает договор с фирмами о предоставлении им исключительного права на реализацию их услуг под торговой маркой головной компании. То есть небольшие и малоизвестные туристские фирмы включаются в сбытовую сеть известной туристской корпорации, что расширяет возможности последней контролировать рынки с минимальными затратами. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.16]

Управленческие контракты предполагают передачу оперативного контроля над туристской фирмой или над какой-то фазой ее деятельности специалистам другой фирмы за определенную плату. Такие соглашения могут касаться, например, управления производством туристских услуг или кадрами. Услуги оплачиваются в форме процентов от объема продаж или прибыли, разовых вознаграждениях.

Контракты на маркетинг похожи на соглашения о предоставлении управленческих услуг: начинающая фирма делегирует туристскому концерну за определенную плату ответственность за все виды деятельности, связанные со сбытом всего или части ее туристского продукта.

Таким образом, стратегические союзы имеют ряд преимуществ по сравнению с глобальными объединениями: их деятельность не требует значительных капиталовложений; для них существует возможность преодолеть барьеры антимонопольного законодательства; координация международной деятельности осуществляется менее сложно управляемыми организационными структурами. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.17]

Однако, в целом теоретические аспекты развития стратегических союзов еще недостаточно разработаны. Одной из основных причин этого является невозможность посмотреть на это явление как бы со стороны из-за малого времени их существования и неясности результатов большинства союзов. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.117]

Российские туристские фирмы пока не уделяют должного внимания созданию продукции для конкретного потребителя, в результате чего возникают проблемы сбыта того или иного турпродукта. Это объясняется новизной решаемых задач и отсутствием практического опыта. Для расширения рынков сбыта российским туристским фирмам нужно объединять усилия и капиталы с предприятиями (близкими по технологической цепочке), финансовыми компаниями и банками, а также использовать возможность вхождения в стратегические союзы, что позволит российским турорганизациям удачно бороться с конкурентами на рынках сбыта. [Чудновский А.Д., М.А. Жукова «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве», Москва: КНОРУС, 2005,с.20]

 

К основным проблемам развития туризма можно отнести следующие (табл. 1.)

Основные проблемы туристского рынка России[5]

 

Проблема Содержание проблемы Рейтинг проблемы (от 100% опрошенных), %
Низкий профессионализм Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристских компаний
Низкое качество российского продукта Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не дозволяющее эффективно продавать российский турпродукт
Недобросовестность иностранных партнеров Недобросовестное отношение к российским турооператорам со стороны иностранных партнеров
Отсутствие информации и ситуации в регионах России Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей а регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей.
Низкий уровень культуры корпоративных отношений Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность)
Необъективность СМИ Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристских изданий отдельными операторами. Необъективная и недостоверная информация.
Не прослеживается четкое позиционирова-ние турфирм Постоянная переориентация деятельности туроператоров на различные клиентские сегменты. На рынке нет четко обозначенной позиционной структуры предложения, когда известно, что данная фирма работает только в этом сегменте.
Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы Отсутствие адекватной законодательной базы на федеральном уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке туруслуг.

 



2016-01-02 2788 Обсуждений (0)
Особенности сетевого бизнеса в индустрии туризма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности сетевого бизнеса в индустрии туризма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)