Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Судебная власть в Российской Федерации



2016-01-05 452 Обсуждений (0)
Судебная власть в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содер­жание и применение законов, деятельность законо­дательной и исполнительной власти, местного са­моуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов. Судебная впасть в РФ согласно принципу раз­деления властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти - от­правление правосудия.

Отправление правосудия – установленная за­коном процессуальная деятельность судов, направ­ленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судо­производства.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах. Непосредственно отравление правосудия осуществ­ляют судьи, которые в своей деятельности независи­мы, подчиняются только Конституции РФ и федераль­ным законам и обладают особым статусом судьи. Судьи в РФ осуществляют деятельность в соот­ветствии с принципами: 1) правосудие осуществ­ляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принци­пы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопро­изводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желаю­щие лица, если слушаемое дело не затрагивает лич­ную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственно­го рассмотрения судом дел означает недопусти­мость про ведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие за­интересованных в качестве санкции за их винов­ное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон озна­чает, что стороны в своих правах на защиту и обя­занностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привле­каемых к уголовной ответственности, на рассмот­рение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основа­нии ходатайства подсудимого.

Суды РФ в соответствии с главой 7 Конституции РФ и нормами Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[19] образуют судебную систему РФ, кото­рая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, феде­ральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: 1) Конституционные (Устав­ные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и не­зависимо осуществляющий судебную власть по­средством конституционного судопроизводства (ст. 1Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[20]. Конституционный Суд РФ состоит из 19 су­дей, один из которых является председательствую­щим и один - его заместителем. Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Со­ветом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего воз­раста, обладающий безупречной репутацией, имею­щий высшее юридическое образование и стаж ра­боты по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалифи­кацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ вклю­чает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рам­ках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда: 1) независимость судей Конституционного Суда РФ; 2) коллегиальность рассмотрения дел; 3) гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ); 4) состязательность и равноправие сторон (этот принцип для конституционного судопроизводства условный, так как решения выносятся на основании документов и сторон нет).

Конституционный Суд РФвправе: 1) разре­шать дела о соответствии Конституции РФ феде­ральных законов, Указов Президента РФ, актов Пра­вительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъек­тов РФ; договоров между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государ­ственной власти субъектов РФ; не вступивших в за­конную силу международных договоров РФ; 2) раз­решать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государ­ственной власти субъектов РФ; между высшими го­сударственными органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) выступать с законодательной ини­циативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президен­та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституцион­ность закона, примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществ­лять иные полномочия, предоставляемые ему Кон­ституцией РФ, Федеративным договором и фе­деральными конституционными законами.

Конституционное судопроизводство – процес­суальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.

Конституционное судопроизводство начинается с запроса уполномоченных лиц в Конституционный Суд РФ. Правом на обращение в Конституцион­ный Суд РФ обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации ФС РФ; 3) Государственная Дума ФС РФ: 4) члены Совета Федерации или депутаты Государ­ственной Думы ФС РФ в количестве 15 от общего числа членов соответствующей палаты Федерально­го Собрания: 5) Правительство РФ; 6) Верховный Суд РФ; 7) Высший Арбитражный Суд РФ; 8) орга­ны законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Конституционное судопроизводство осуществля­ется в рамках пленарных заседаний и заседа­ний палат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседа­ниях, правомочны только в присутствии не менее чем от общего числа судей Конституционного Су­да РФ. Конституционный Суд РФ осуществляет свои пол­номочия в рамках пленарных заседаний и заседа­ний палат Конституционного Суда.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Консти­туции РФ основных законов субъектов РФ; 2) дает толкование Конституции РФ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной изме­не или совершении иного тяжкого преступления; 4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения: 5) реша­ет иные вопросы 1\0 регламентированию деятельно­сти Конституционного Суда РФ. На заседаниях палат Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президен­та РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов и иных нормативных ак­тов субъектов РФ, изданных по вопросам, относя­щимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной вла­сти ее субъектов; договоров между органами госу­дарственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между орга­нами государственной власти субъектов РФ; не всту­пивших в силу международных договоров РФ; 2) раз­решает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государ­ственной власти ее субъектов; между высшими госу­дарственными органами субъектов РФ; 3) по жало­бам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституци­онность закона, примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле.

Конституционное судопроизводство всегда осуществ­ляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях. Допускается транслирование заседаний Конституционного Суда РФ по особо значимым вопросам. В результате судебного разбирательства Консти­туционный Суд выносит постановление. Постанов­ления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер и являются источником конституционного права, т.е. на них должны опираться все субъекты правоотношений при истолковании Конституции и за­конов РФ.

В целях осуществления конституционного контро­ля за соответствием Конституции РФ правовых ак­тов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановле­ния по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ является единственным источником официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нор­мы и иные нормативные акты органов государствен­ной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы они обладали перечисленными свойствами (обязатель­ными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т.е. решение Конституционного Суда РФсчитается принятым, если на заседании присутствовало не менее от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проголосовало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определе­ния на основании запросов, которые должны содер­жать информацию о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответ­ствии этого акта Конституции РФ. В этом случае Конституционный Суд РФ разреша­ет исключительно вопросы права, т.е. акты Консти­туционного Суда РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие норма­тивных актов, использованных в конкретном деле, нормам Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФмогут содержать 2 вида решения: 1) нормативный акт соответствует полностью или в части Конститу­ции РФ; 2) нормативный акт не соответствует пол­ностью или в части Конституции РФ.

В этих случаях правовые последствия для этих нормативных актов различны. В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается дей­ствующим полностью или в части, не противореча­щей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответ­ствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке под­вергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т.е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые послед­ствия обязательными для заинтересованных лиц. В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признаны Конститу­ционным Судом РФ не соответствующими Консти­туции РФ (неконституционными), то в соответст­вующей части (либо полностью) они утрачивают юридическую силу и не подлежат применению, а, соответственно, юридические последствия, по­рождаемые этими актоми должны быть отменены, восстановлено первоначальное положение заин­тересованных сторон.

Только Конституционный Суда РФ имеет право от­менять действие законов и подзаконных актов ор­ганов власти РФ и субъектов РФ по причине их несоответствия Конституции РФ и тем самым осу­ществлять конституционный контроль за исполне­нием законодательства и правомерностью вынесе­ния решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля.

1. Кто является носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации?

2. Кем осуществляется государственная власть в Российской Федерации?

3. Какой нормативный правовой акт имеет высшую юридическую силу?

4. Какие существуют конституционные права и обязанности граждан?

5. Каково федеративное устройство Российской Федерации?

6. Что находится в ведении Российской Федерации?

7. Что относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?

8. Каков порядок избрания Президента РФ?

9. Какими полномочиями обладает Президент РФ?

10. Каковы структура и роль Федерального Собрания?

11. Каков порядок формирования Правительства РФ?

12. Какова система судов в Российской Федерации?

13. Какие полномочия имеют органы местного самоуправления?

Нормативные правовые акты.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Фе­дерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычай­ном положении» //СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФК3 «Государ­ственном гимне Российской Федерации» // С3 РФ. 2000. N.1 52 (ч. 1). Ст. 5022.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФК3 «О Государ­ственном гербе Российской Федерации» // С3 РФ. 2000. № 52 (ч. 1). Ст. 5021.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФК3 «О Государ­ственном флаге Российской Федерации» // С3 РФ. 2000. N.1 52 (ч. 1). Ст. 5020.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФК3 «О Прави­тельстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Россий­ской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗРФ. 2002. № 51. Ст. 4982.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении ино­странных граждан Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2553.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федера­ции» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

Федеральный закон от 25 мая 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремист­ской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ре­бенка в Российской Федерации» // С3 РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-Ф3 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // С3 РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной служ­бы в Российской Федерации» // С3 РФ. 1998. № 2. Ст. 224.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религи­озных объединениях» // С3 РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Литература.

Авакьян С.А. Федеральное Собрание - Парламент России. М., 1999.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 2-е изд., изм. и доп. М., 1999.

Безуглов А.А. Конституционное право России: В 3 т. М., 2001.

Васецков В.А., Субботина и.Б. Конституционное право. Сборник схем и определений по курсу «Правоведение». М., 2003.

Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.

Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб., 2000.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. А.В. Иванченко. М., 1999.

Карапетян Л-М. Федерализм и права народов. Курс лекций. М., 2000. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999.

Мирошникова В.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2000.

Окуньков Л.Н., Рощин В.А. Вето Президента: Науч.-практ. пособие. М., 1999.

Основы конституционного права Российской Федерации: структурно-логические схемы / Под ред. В.П. Лозбякова. М., 1999.



2016-01-05 452 Обсуждений (0)
Судебная власть в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Судебная власть в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)