Форма древнерусского государства. 3 страница
Суды Божии. А) Жребий. Б) Рота (крестное целование). ПСГ признает присягу окончательным способом решения дел, возникающих из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином (41-42,51), между мастером и учеником (102) и в исках между родственниками совладельцами. Самостоятельное значение присяги должно быть признано и во всех тех случаях, где присяга являлась альтернативой поля (17,92,101,20,55). При судебных поединках рота предшествует полю, составляя как бы его необходимую первую часть (36). В эпоху судных грамот присягали не обе стороны вместе и не жребий решал выбор между ними, а одно общее правило: ответчику предоставлялось либо самому принести присягу, или предоставить присягу истцу. (92,101,20) В) Ордалии. Г) Поле. Существенное условие судебного поединка- равенство сторон, преимущественно в смысле физического равенства. Отсюда следующие положения: Мужчина против мужчины, женщина против женщины (119). Старые, дети, монахи не могли выходить против здоровых и сильных. Слабейшая сторона получала право иметь наймитов. Послух не мог иметь наймита (21). Равенство оружия. Время и место. При поединке должны были присутствовать чиновники суда. Сфера применения поединка совпадает с применением ордалии, иски, возникающие из преступлений (27). Поле имело место в исках о поземельной собственности, в которых право обоих сторон утверждалось равносильными письменными актами (10). Поле применялось в исках не требующих формального заключения сделки (92,101). Во всех других случаях поле запрещено (28). 3.Акты. Обязательственное и наследственное право по ПСГ Общая характеристика обязательств. Основанное на обмене и частной инициативе обязательственное право Пскова было весьма развитым. Из 120 статей ПСГ можно отнести к обязательствам около 40, т.е. 1 треть. Законодатель отдает явное предпочтение: 1) имущественной ответственности должников, 2) письменным формам заключения сделок, 3) равенству положения сторон в договорах без учета сословного положения. Свободные граждане не имели различий в гражданско-правовых отношениях и вступали в договоры на основе свободного волеизъявления и частной инициативы. В задачу государственных органов входила такая регламентация договора, которая обеспечивала бы ответственность сторон. Есть основания полагать, что при заключении договоров женщины выступали на равных основаниях с мужчинами. Трудно определить в какой степени могли совершать сделки холопы. Ничего не говорит ПСГ о возрасте лиц, вступающих в обязательства. Устное заключение сделок требовало обязательного присутствия свидетелей. При заключении письменных договоров (запись) копия могла передаваться администрации, сделки на сумму свыше 1 рубля требовали, как правило, письменного договора. Имелся и вариант записей на досках до 1 рубля как более упрощенная форма договора, не требующая передачи копии. Договор купли-продажи. Согласно ПСГ, проданные вещи должны быть доброкачественными. Например, при покупке больной коровы сделка расторгалась и покупателю возвращались деньги (ст.118). Вещи должны были принадлежать продавцу на законном основании. Но и после него во Псков присылаются наместники из Новгорода. В начале XIV ст. посадники становятся во Пскове выборными. В XIV в. псковичи стали брать себе князей из Литвы, что ставило их в некоторую зависимость от литовских вел. князей. Новгородцам пришлось идти на уступки; в 1348 г., по болотовскому договору, они отказались от всякой власти над Псковом, от права призывать псковичей на суд в Новгород и назначать во Псков посадника, и назвали Псков младшим братом Новгорода. В первой же половине XIV ст., во время борьбы Пскова за независимость, определились и основные черты П. общественного устройства. Замена новгородских наместников выборными князьями потребовала определения отношения их к Пскову и вызвала составление местной Правды псковской судной грамоты. Пограничное положение Пскова (он лежал не далее 50 вер. от границы) требовало постоянных забот о безопасности города, и потому псковичи были всегда недовольны, если князь не жил в Пскове сам, а управлял через наместника. Князей встречали очень торжественно и сажали на стол; затем князь приносил Пскову присягу
Форма государства Золотой Орды.
Золотая Орда — государство, возникновение которого связано с завоевательными походами монгольского хана Темучина, или Чингисхана (ок. 1155—1227), и его потомков. Внук Чингисхана Батый (1208—1255) образовал огромное государство, которое в восточных источниках называлось Синей Ордой, а в русских летописях — Золотой Ордой. Батый построил город Сарай, который сделал столицей своего государства. Основная масса кочевого населения в Золотой Орде состояла из кипчаков-половцев (тюрков). С течением времени монголы растворились в массе тюрков. Общепринятым языком стал тюркский. Наряду с тюркизацией монголов в Золотой Орде с конца XIII в. началась исламизация ее населения. Решающим в деле распространения ислама было царствование Узбек-хана (1312—1340). Огромная Золотоордынская империя подчинила себе раздробленную Русь. В 1243 г. русские князья поехали в Орду и признали власть хана Батыя над собой. Власть Золотой Орды признал и русский митрополит. Русские княжества стали вассальными государствами Золотой Орды. Они были обязаны нести золотоордынским ханам военную службу и платить дань — «выход». В русских землях находились представители ханской администрации — баскаки, которые нередко чинили произвол в отношении русского населения. Закономерным явлением стал процесс постепенного дробления и распада Золотой Орды. В середине XV в. из ее состава выделились Казанское и Крымское ханства, затем образовались Астраханское и Сибирское ханства. Государственный строй. Золотая Орда являлась феодальной монархией. Ее политическое устройство повторяло устройство великой империи Чингисхана. Верховная власть принадлежала хану. Хотя его власть носила деспотический характер, он был окружен феодальной верхушкой, которая направляла и контролировала его деятельность. Хан был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве (мог раздавать землю родичам и должностным лицам), возглавлял вооруженные силы, назначал и смещал всех высших должностных лиц, объявлял войну и заключал мир, являлся верховным судьей. Для решения основных политических вопросов в Золотой Орле созывались съезды наиболее крупных феодалов — курултаи. Членами курултаев были царевичи и нойоны, занимавшие высшие военные должности. На курултаях выбирали нового хана, решались вопросы войны и мира, пересматривались границы улусов, рассматривались споры между крупными феодалами. Воля хана, его решение на курултае были окончательными. Важным звеном центрального управления были диваны (канцелярии). В их ведении находились различные отрасли государственного управления. Диваны состояли из секретарей, называвшихся битакчи. Наиболее важным был диван, ведавший доходами и расходами. В этом диване находился особый документ с перечнем поступлений с отдельных областей и городов, называвшийся дедотаром. Высшим должностным лицом в Золотой Орде был визирь. В его ведении находилась ханская казна и общее управление делами государства, которое он осуществлял от имени и по поручению хана. Военное ведомство возглавлял бекляри-бек, который направлял деятельность эмиров, темников, тысячников. Он был старшим из эмиров, которых всего было четыре. Еще одно влиятельное должностное лицо — букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием войска, учетом и доставкой военной добычи. В центральном аппарате государства несли службу даруги и баскаки. Они занимались учетом населения, сбором податей, организацией военных походов. Главное назначение баскаков состояло в том, чтобы обеспечивать уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Войско в Золотой Орде строилось по десятичной системе. Оно делилось на десятки тысяч во главе с темниками и на тысячи, делившиеся на сотни и десятки. Высший командный состав — темники и тысячники — состоял из царевичей и знатных нойонов. Сословная иерархия. Характеризуя общественный строй Золотой Орды, следует сказать, что четкой сословной организации, в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. Господствующее положение в феодальном обществе Золотой Орды занимал аристократический род потомков Чингисхана — так называемые царевичи. Это был довольно многочисленный род, владевший всей землей в стране. Ему принадлежали огромные стада, дворцы. Подобно ханам, члены этого рода давали своим подвластным людям ярлыки. Царевичи имели преимущественное право занятия высших государственных постов. Они, по существу, определяли внутреннюю и внешнюю политику государства. На следующей ступени военно-феодальной иерархии Золотой Орды стояли нойоны, или беки. Они вели свое происхождение от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели огромные стада, множество слуг и зависимых людей. От своих владений они получали огромные доходы — до 100—200 тыс. динаров в год. Нойоны назначались на ответственные государственные и военные должности — темников, тысячников, баскаков. Им давались тарханные грамоты, освобождавшие от различных повинностей. Знаками их власти были ярлыки и найцзы (знак повеления, приказа, верительной грамоты в виде тонкой пластины). Дальше шли нукеры — дружинники крупных феодалов. Они занимали средние и низшие должности в военно-административном аппарате — сотников, десятников. Это позволяло им извлекать значительные доходы с населения тех территорий, на которых они были размещены. К средним феодалам относились и тарханы, получившие от хана тарханные грамоты, в которых им устанавливались привилегии. Они были свободны от податей и предавались суду после совершения девяти проступков. К привилегированной части общества относилось духовенство. наибольшими привилегиями обладало мусульманское духовенство. Его представители были не только богатейшими людьми, но и занимали важные должности в административном и судебном аппарате. Основная масса феодально-зависимого населения состояла из кочевников-скотоводов — карачу — «черная кость», а также из земледельцев и городского населения. Карачу вели хозяйство на землях, принадлежавших феодалам-землевладельцам. Занимаясь скотоводством, они несли повинности кобыльим молоком и другими продуктами скотоводства. Карачу служили в войске, обеспечивали его транспортом. Кроме кочевников, в земледельческих районах Золотой Орды жили феодально-зависимые крестьяне — сабанчи и уртакчи. Сабанчи жили сельскими общинами, несли натуральные и другие повинности на феодалов, а также обрабатывали выделенные им участки. Уртакчи (издольщики) — кабальные люди — обрабатывали землю феодалов за половину урожая, несли другие повинности. В городах жили ремесленники и торговцы, которые платили городским властям подати, несли другие повинности. В Золотой Орде существовало рабство. Основным источником рабства был плен. Груд рабов применялся во всех отраслях хозяйства. Однако рабы зачастую превращались в крепостных крестьян. Их сажали на землю, наделяли средствами производства и постепенно рабы становились сабанчи. Право. Основным источником права в Золотой Орде был составленный Чингисханом сборник правовых норм, получивший название Великой Ясы. Ее дошедшие до нас нормы в большей степени относятся к уголовному праву. Они свидетельствуют о крайней жестокости в отношении правонарушителей. Чаще всего упоминается смертная казнь и наказание палками. За измену Яса Чингисхана предусматривала смертную казнь. К имущественным преступлениям относилось присвоение бежавшего раба, убежавшего пленника. Это каралось смертной казнью. Кража лошадей предполагала возвращение не только украденной лошади, но добавление еще десяти лошадей. Если лошадей не было, виновный расплачивался своими детьми. Если детей не было, виновного могли «зарезать, как барана». Смертная казнь предусматривалась за супружескую неверность, скотоложство и некоторые другие преступления и производилась, как правило, публично путем улавливания на веревке, подвешенной на шее верблюда или лошади, а также волочения лошадьми. Наследование имущества происходило таким образом, что старший сын получал больше младших, меньший сын наследовал хозяйство отца. Суд в Золотой Орде до принятия мусульманства действовал на основе монгольского обычного права — ясы. После введения ислама суд основывался на шариате. Судьями были кады (кадии), которые судили по шариату, а также яргучи. выносившие решения на основе Великий Ясы Чингисхана.
Право Золотой Орды.
Государственный механизм и форма правления в период формирования Русского централизованного государства (XIV- нач. XVI вв.).
Найти!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Регулирование поземельных и иных имущественных отношений (по «Судебнику» 1497 года).
Судебник устанавливает общую и чёткую норму о наследовании. При наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей – дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников. Уголовное право. Понятие и виды преступлений. Цели и виды наказаний (по «Судебнику» 1497). На сайте Судебные органы н процесс (по «Судебнику» 1497 года). На сайте Государственный строй России в период сословие .представительной монархии (сер. XVI в. сер. XVII в.)
Правовое положение крестьян и посадского населения. Ликвидация «белых слобод» (по «Соборному уложению» 1649 года).
Крестьяне и утверждение крепостного права XI глава – «суд о крестьянах», в ней речь идет не о правовом статусе крестьян, а о судебных спорах феодалов о них. Крестьяне всех категорий занимали низшую ступень правовой лестницы. Помимо бессрочного сыска беглых крестьян, Соборное уложение определило условия возврата их прежнему владельцу со всей семьей и имуществом. Основанием крестьянской крепости признавались не только недавно составленные переписные книги 1646 г., но и документы писцового описания 1626 г. Крепостная зависимость объявлялась наследственной. В Уложении введением твердой цены на крестьянина и его имущество закрепился взгляд на него как на вещь. По переписи 1678 года владельческие крестьяне составляли 9/10 всего тяглого населения страны. Юридически черносошные крестьяне не считались собственниками земли, но владели и распоряжались ею (могли продавать, закладывать, передавать по наследству). Новые владельцы вместе с землей принимали на себя и тяглые обязательства по приобретенному участку. Черносошные крестьяне подобно посадским людям обязаны были бесплатно работать на различных государственных выборных должностях: таможенных голов и целовальников, ямских старост и др. После Соборного уложения основным направлением крепостнического законодательства стала борьба с побегами крестьян и организация их сыска. В целом на протяжении второй половины XVII века крепостное право ужесточалось, и крестьяне в своем бесправии приближались к холопскому состоянию. Посадские люди XIX глава – «о посадских людях». В главе получили законодательное определение ряд норм, которые непосредственно затрагивали отношения посада с классом феодалов. К ним относились статьи о ликвидации в городах белых слобод, о возвращении закладчиков, вывезенных в уезды, села и деревни, запрещении закладывать дворы не посадским людям. Все люди, проживавшие во владельческих слободах, приписывались в посадское тягло «безлетно и бесповоротно». Утверждались монополии посадских людей на городские торги и промыслы. Важнейшее изменение правового положения посадских людей определялось распространением крепостничества на город, прикрепление посадских людей к тяглу и бессрочному сыску их. В целом Соборное уложение законодательно оформило особое сословие посадских людей. Причем их хозяйственная сила укреплялась на сугубо феодальной основе монополий и привилегий.
Правовое регулирование собственности на землю Вотчины и поместья, (по «Соборному уложению» 1649 года).
Вотчинное землевладение в соответствии с главой XVII Соборного уложения делилось на родовое, купленное и жалованное. Вотчинники имели привилегированные права по распоряжению своими землями, чем помещики, так как имели право продать (с обязательной регистрацией в Поместном приказе), заложить или передать по наследству (хотя и с ограничениями). Уложение установило право родового выкупа (в случае продажи, заложения или мены) в течение 40 лет, причем точно определенными Уложением лицами. На купленные вотчины право родового выкупа не распространялось. Родовые и выслуженные вотчины не могли передаваться по завещанию посторонним лицам, если у завещателя были дети или боковые родственники. Запрещалось родовые и выслуженные вотчины дарить церкви. Купленные же у сторонних людей вотчины после передачи их по наследству становились родовыми. Глава XVI Соборного уложения обобщила все существующие изменения в правовом статусе поместного землевладения: * владельцам поместный могли быть как бояре так и дворяне; * поместье передавалось по наследству в установленном порядке (за службу наследника); * часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери ("на прожиток"); * разрешалось давать поместье в приданое; * разрешался обмен поместья на поместье или вотчину, в том числе большее на меньшее (ст.3). Помещики не имели права свободной продажи земли без царского указа или заложить ее. Уложение подтвердило указы начала XVII века о запрещении верстать на службу и наделять поместьями "поповых и мужичьих детей, холопей боярских и слуг монастырских". Это положение превратило дворянство в замкнутое сословие. Царское правительство предоставило помещикам менять поместье на поместье, но для этого было необходимо «бити челом государю, и челобитные о том подавати в Поместном приказе». Меновая сделка санкционировалась царём. Устанавливается принцип мены поместий – «четверть на четверть», «жилое на жилое», «пустое на пустое», «нежилое на пустое». Помещики, находившиеся в плену от 10 до 20 и более лет, по возвращению из плена имели право просить царя о возврате принадлежащих им поместий отцов, если таковые поступили уже в поместный указ для раздачи. Поместья, принадлежавшие «иноземцам», разрешалось перепродавать людям из других государств. Поместья, принадлежавшие русским землевладельцам, передавать иностранцам запрещалось. Вотчинники: В Уложении отводится ряд статей, посвящённых вопросу вотчинного земельного владения. Вотчина являлась также как и поместье, феодальным земельным владением, владелец которого был связан со службой царю, но в отличие от поместья вотчина передавалась по наследству, её можно было купить. «Порозжия земли» в Московском уезде продавались с разрешением царя в вотчину. Такие же вотчины можно было приобрести в Дмитрове, в Рузе, в Звенигороде за счёт пустопорожних земель. Лица, которые приобретали земли по договору купли продажи, имели право владеть купленными вотчинами по купчим, и не только сами, но и их жёны и дети. Купленные вотчины можно было продать, заложить и дать в приданное. Вотчинники могли были продать свои родовые, купленные и выслуженные вотчины, выдав новому владельцу купчую и записав её а Пометном приказе за приобретателем. Если вотчинник не записывал «воровством своим» проданной вотчины в Поместном приказе за новым владельцем, а потом оформляли продажу этой же вотчины вторично, но подвергался жестокому наказанию – «при многих людех у приказу бити кнутом нещадно». Владельцу вотчины предоставлялось право заложить выслуженною или купленную вотчину на определённый срок « и закладную кабалу на себя дать». Однако выкупать её он должен был только в срок; при предъявлении иска на выкуп вотчины по истечении срока в иске вотчиннику отказывали, а заложенные на выкуп ему не давали. Заложенные вотчины переходили во владение залогодержателя – «у кого они в закладе будут». Право наследования вотчины предоставлялось сыновьям умершего вотчинника. Но ни один сын без согласия братьев не мог ни продать, ни заложить вотчину, если же было необходимо сделать это, - то «всем же вопче». Жена имела право владеть родовыми или выслуженными вотчинами, если у неё не было сыновей, и то только до своей смерти. Продавать вотчины, заложить или «по душе отдать» она не могла. После её смерти вотчины переходили в род вотчинника.
Понятие преступления. Виды преступлений и наказаний, (по «Соборному уложению» 1649 года). сайт Судебные органы и процесс (по «Соборному уложению» 1649 года). сайт Государственные реформы Петра 1. Бюрократизация государственного аппарата.
Найти!!!!!!! Сословные реформы Петра 1. Правовой статус дворянства, духовенства, городского населения и крестьянства.
Найти!!!!!! Изменения в регулировании имущественных отношении, праве наследования в первой четверги XVIII в. Указ 23 марта 1714 года «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах».
Указ о единонаследии 1714 г. Общая характеристика. Значение. УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ - законодательный акт Петра I от 23 марта 1714 г., закрепивший дворянскую собственность на землю. Полное название - "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах". По указу отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына); при отсутствии детей - одному из своих родственников, но обязательно той же фамилии. Указ ликвидировал юридическую разницу между поместным и вотчинным землевладением. Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Основным мотивом издания указа было желание Петра I предотвратить дробление дворянских имений. В 1730 г. У. о е. отменен императрицей Анной Ивановной по требованию дворянства.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |