Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма древнерусского государства. 4 страница



2016-01-05 519 Обсуждений (0)
Форма древнерусского государства. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Нормы уголовного права в «Артикуле воинском».

 

В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уго ловно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского.
Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.
2. Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений.
3. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным.
4. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта; душевная болезнь; малолетство преступника; служебное рвение, в пылу которого совершено преступление; неведение и давность. Состояние опьянения, прежде бывшее смягчавшим вину обстоятельством, стало относиться к отягчающим обстоятельствам.
Законодатель вводил понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались.
5. Институт соучастия в преступлении был недостаточно разработан. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого.
6. Артикулы включали следующие виды преступлений:
• религиозные преступления: чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж;
• государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.;

• должностные преступления;. ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, казнокрадство, неплатежи налогов и др.;
• воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д.;
• преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;
• преступления против благочиния: укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей;
• преступления против личности: убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.;
•имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество;
• преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией.
7. Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников.
Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные наказания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права.
Наказания назначались в соответствии с классовой принадлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.

 

Судебные органы и процесс при Петре 1.

 

Во времена правления Петром 1 была организована масштабная реформа в системе судов. Данная реформа была проведена в конце 17 и начале 18 веков и основной задачей этой реформы являлось отделение судов от администрации. Так как с введением реформы появилось много судебных органов, судебные функции выполняли практически все имеющиеся в правительстве коллегии. Зачастую административные чиновники в лице воевод или губернаторов вмешивались в судебные дела. Бывало и наоборот: судьи вмешивались в административные дела. Все эта неразбериха в сферах влияния привела к тому что, что в 1722 году были созданы провинциальные суды в состав которых входили воеводы и заседатели (так называемые ассесоры), а еще позднее в 1727 году также убирают и надворные суды. Теперь как и было прежде их роль стал выполнять местный губернатор. Получается, что администрация и суд воссоединились в единый орган как было несколько лет назад. Дела политического характера, часто по политическому обвинению, решались Тайной канцелярией или Сенатом, иногда дела особой важности решал Император самостоятельно. Из всего вышесказанного следует что судебная реформа Петра 1 в конце 17 века и начале 18 века не была очень удачной. В его судебной реформе не было последовательности.

 

 

Основные судебные законы

При Петре 1 появилось 3 основных судебно-процессуальных закона. Первый из них это Указ от 21 февраля 1697 года. Суть этого указа заключалась в отмене очных ставок между свидетелями или с подсудимым. По сути этот закон не вводил ничего нового и использовал ранее использовавшиеся методы, а именно розыск. К закону вышедшему в феврале появилось дополнение того же года от 16 марта, где опять же говорилось о использовании розыска в определенных случаях.

 

 

Именной указ 1679 г. продолжил закон, который Петр 1 издал в июле 1715 года, одновременно с Артикулом воинским в одном томе с ним. Закон этот назывался "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб". В этом законе закреплялась систему судебных органов. Состав суда и порядок его формирования также закреплялся именно в этом законе. Так после введения этого закона показания свидетелей стали весомыми доказательства вины или невиновности обвиняемого. Но имелось различие между свидетелями, так если два свидетеля расходились в показаниях, то предпочтение отдавалось более знатному свидетелю, или женщина имела меньший "вес" голоса против мужчины. Если было два знатных свидетеля, которые сходились в показаниях, то это считалось полнейшим доказательством вины или невиновности подозреваемого. Ранее использовавшаяся в суде присяга потеряла свое значение. Весомым доказательством считались заверенные письменные доказательства: расписка, запись в купчей книге и другие. Важным видом доказательства стала судебно-медицинская экспертиза, официально введенная Петром 1. Теперь требовалось узнать причину смерти - естественная или насильственная. Была у розыскного процесса одна очень интересная особенность. Если не было достаточно доказательств о невиновности подсудимого его могли оставить в подозрении, после этого вердикта суда такой человек имел ряд ограничений, одно из них - невозможность быть свидетелем.

 

 

Определенное разногласие в судебную реформу Петра 1 посеял его закон 5 ноября 1723 года. Назывался этот закон "О форме суда". Этот закон признает суд единственной формой процесса и упраздняет розыск. Все уголовные дела заводятся в низших судах, например в уездном суде. Если дело мелкое, то его решают на месте, если же наказание будет более серьезное, например смертная казнь, то дело отправляют выше, например земский суд. В таких случаях получалось, что низшие суды выполняли роль органа по сбору доказательств.

 

Итоги судебной реформы Петра 1

Из всего вышесказанного следует что судебная реформа Петра 1 в конце 17 века и начале 18 века не была очень удачной. В его судебной реформе не было последовательности, она была противоречивой. В том числе большим шагом назад стало увеличение значимости розыска. Также необходимо отметить частое злоупотребление судьями из-за того, что дела рассматривались в единой форме розыска.

 

Законодательство Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам.

 

В 1785 году Екатерина II издала сразу две Жалованные грамоты, которые имели огромное значение для развития всей дальнейшей истории России.

Жалованная грамота дворянству

Первая Грамота касалась дворянства. В ней были четко расписаны все права, которыми наделялась данная категория населения. В частности, отныне дворянам становилась доступной промышленная и торговая деятельность, что существенно расширяло перспективы развития сословия.
Жалованная грамота представляла собой вводный манифест и 92 статьи, разделенные на четыре раздела. В них разъяснялись все принципы, по которым должно было быть организовано дворянское самоуправление, составлены родословные дворянские книги, указывались личные и имущественные права дворян.
В частности, за дворянами закреплялись следующие личные права:
1. На телесную неприкосновенность. К дворянам не могли применяться пытки или же телесные наказания.
2. На геральдику. Каждый дворянский род мог и должен был иметь свой герб.
3. Государственная служба признавалась необязательной.
4. Все то, что ранее служило наградой за государственную службу, теперь переходило в разряд дворянских привилегий.
Имущественные права:
1. Владеть населенными имениями могли только дворяне.
2. Все, что находилось на помещичьей земле, переходило в собственность землевладельца, в том числе и недра, которые ранее принадлежали государству.
3. Дворянство освобождалось от всех повинностей и податей.
4. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением розничной торговли.
5. Дворянство получило монополию на винокурение.
На уровне уездов и губерний дворяне получили право создавать дворянские собрания, которые должны были выбирать своих предводителей. Кроме того, они же назначали сословных судей и некоторое количество чиновников.
О Жалованной грамоте 1785 года можно сказать, что она стала своеобразным итогом, законодательно закрепившим сложившиеся на тот момент преимущества дворянства. Некоторые из них появились недавно и проистекали из освобождения дворян от обязательной службы. Другие же существовали издавна, однако теперь они становились привилегиями класса.

Жалованная грамота городам 1785 года

Жалованная грамота городам закрепила статусы городского населения. Она представляла собой манифест и 16 разделов (всего 178 статей).
Согласно Грамоте, население городов делилось на 6 категорий. Купеческое сословие делилось на гильдии, в основе разделения лежал лишь размер состояния. Капиталисты, банкиры и интеллигенция были объединены в категорию почетных граждан, при этом они имели практически все права дворян. Мещане делились на торговцев и ремесленников.
Также был определен орган управления городом – Дума, и его глава – городничий, или городской голова.
Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 года стали частью внутренней политики Екатерины 2 и еще сильнее укрепили позиции дворянства в русском обществе.

Преобразования в общественном и государственном строе России в первой половине XIX века.

 

К XIX в. Россия объединила огромное количество христианских, мусульманских, буддийских народов. Ущемлений по национальным признакам не существовало, хотя православное вероисповедание превалировало. Польша и Финляндия получили при Александре I конституции, признававшие своей главой русского царя, но там действовали собственные органы управления, законы, религии и т.д. Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. После всего воцарения Александр I начал проведение реформы систему государственного управления. Преобразования были связаны с деятельностью М.М.Сперанского.В начале XIX в. наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменилНепременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые Императором, был созданГосударственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).

Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (созданный после восстания в Польше 1830—1831 гг.). Он рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения; цель - приведение всей правовой системы к единообразию.

Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний, канцелярией руководил государственный секретарь.

В 20-х годах XIX в. законотворчеством стала заниматься Собственная Его Величества канцелярия, возглавившая систему центральных отраслевых органов государственного управления.

Состояла из шести отделений

Отделение Год учреждения   Функции
1826 г., контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.
1826 г., осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.
1826 г., руководило борьбой с государственными преступлениями, состояло из 8 отделов
1828 г занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
1836 г. готовило проект реформы по управлению государственными крестьянами.
1842 г. подготовка материалов относящихся к управлению территорией Кавказа.

С 20-х годов XIX в Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовали пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств", положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.

В 1802 г. образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

В задачи министерств входили: организация "сношений с местами", подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.

В 1811 г. издается “Общее учреждение министерств“, документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств назначались императором по представлению министра, низшие — назначались министром.

Аппарат министерств подразделялся на департаменты (присут­ствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось все делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами.

В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи министра и директора департаментов (министерская совещательная коллегия).

Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров. В 1812 г. они получают законодательное оформление в лице Комитета министров. В комитет входили по должности министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь. Остальные члены Кабинета назначались императором.

Комитет рассматривал законопроекты, отчеты министерств, различные вопросы, связанные с управлением страной и подбором кадров чиновников. Все решения кабинета должны были утверждаться императором.

Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал рядвременных комитетов (секретных органов). Они создавались императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов.

В результате работы комитетов по упорядочению управлений государственными крестьянами (1837—1838 гг.) в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ, в уездах — окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные управления.

После декабрьских событий 1825 г. правительство предпринимает ряд мер, направленных на усиление государственной иполитической безопасности. Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политических органов. Еще в 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 было создано Министерство внутренних дел, возглавившее систему полицейских органов. В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) вновь было включено в состав Министерств внутренних дел. В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величество канцелярии. В задачи Отделения входило руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка и размещение "подозрительных людей", управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято "Положение о корпусе жандармов". Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях).

В задачи жандармских команд входило: "усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения", "рассеяние законом запрещенных скопищ".

В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориаль­ные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространя­ется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.

В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Государственные преступники, содержались в политических тюрьмах. Совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы (Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь). Остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматри­вавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции. Вся судебная система строилась на сословных началах.



Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века. Полное собрание законов Российской импе­рии. Свод законов Российской империи 1832 года.

 

В первой половине ХIХ в. велась активная работа по кодификации русского права. Со времени создании Соборного уложения 1649 г. накопилось значительное количество правовых актов, находящихся в ряде случаев в противоречии друг с другом. С технико-юридической точки зрения они требовали систематизации.
Социально-экономической причиной являлось необходимость обновления законодательства в связи с развитием капитализма, но с сохранением устоев крепостничества. По существу это была не кодификация, а инкорпорация - т. е. систематизация уже изданных законов без изменений содержания и норм.
Политика кодификации под руководством М. М. Сперанского, начатая 1804г. , окончилась неудачей, т. к. реакционное дворянство не приняло уложения, усмотрев в них влияние французской революции (группу реакционеров, выступивших против проекта, был историограф Карамзин) .
С 1826г. по 1830г. было составлено полное собрание законов (ПЗС) России. Оно состояло из 40 томов (330920 актов) и 6 томов приложения. Этот хронологический сборник всех законов с Соборного уложения 1649г. до Манифеста 12 декабря 1825г. о вступлении на престол Николая I.
Велись работы по составлению Свода действующих законов. В 1832 г. Свод законов был опубликован, с 1835г. введен в действие.
В Свод вошли только действующие законы, часть из которых была сокращена; из противоречащих актов были выбраны позднейшие. Свод законов состоял из 8 главных разделов, собранных в 15 томах. Последующие законодательные акты издавались в виде ежегодных "Продолжений к Своду". В 1842 г. было второе издание, а в 1857году - третье издание Свода законов.
В социально-экономическом плане это был кодекс феодального права, вместе с тем учитывались в некоторой степени интересы развивающейся буржуазии.
С юридической точки зрения Свод явился шагом вперед в развитии права :

огромный законодательный материал был обобщен и систематизирован в одном Своде законов;

нормы содержащиеся в разных актах были обобщены в ясной форме;

оно привело к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и др. ;

в нем нашли отражение некоторые положения буржуазного права.

Вместе с тем в Своде содержалось много устаревших правовых норм. С 1836г. по 1845г. велась работа по созданию нового уголовного кодекса.

В 1845г. было утверждено "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

В Своде Законов законодательные акты были составлены в определенной последовательности по тематике.
В I том были включены "Основные законы Российской империи". Они закрепляли самодержавный строй и устанавливали права императора в области законодательства, управления, суда, командования армией, расходовании денежных средств, престолонаследования, законы о высших и центральных органах власти и управления.

 

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

 

Общая характеристика Уложения 1845 года

 

 

Следует сказать, что оценка Уложения о наказаниях 1845 года уже

дореволюционными исследователями была неоднозначной. С одной стороны, в

части учения о наказании и регламентации отдельных видов преступлений

говорилось об архаичности, казуистичности и ярко выраженном сословном

характере установлений. Полицейский характер крепостнического государства

наглядно подтверждался тем, что почти 2/3 статей Уложения содержал восьмой

раздел «О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и

благочиния»8, наиболее полный из всех двенадцати разделов. Нормы Уложения

были направлены на защиту феодальной государственности, классовых интересов

и сословных привилегий дворян-помещиков, интересов верхов нарождающейся

буржуазии, подчеркивали бесправие и приниженное положение простого народа9.

 

Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло из

2224 статей. Его структура такова: 12 разделов, распадающихся на главы,

некоторые главы – на отделения, отделения – на отделы. Достаточно четко

прослеживалось деление закона на общую и особенную части (впервые общие

понятия уголовного законодательства были выделены в самостоятельный раздел

в Своде законов Российской Империи). Первый раздел Уложения «О

преступлениях, проступках и наказаниях вообще» представлял собой общую

часть уголовного кодекса. Он состоял из 5 глав, первая из которых («О

существе преступлений и проступков и о степенях вины») включают институты,

относящиеся к учению о преступлении. Последующие три главы («О наказаниях»,

«О определении наказаний по преступлениям», «О смягчении и отмене

наказаний») содержали институты учения о наказании. Глава пятая («О

пространстве действия постановлений сего уложения») включала нормы о

действии уголовного закона в пространстве. «Из всех разделов Уложения

первый – юридически наиболее совершенный и современный для той эпохи

(многие его положения характерны для буржуазного уголовного права).

Исключение составляла система наказаний, типичная для феодального права, -

откровенно сословная, прямо закрепляющая правовое неравенство»10.

Даже по прошествии полутора столетий, с позиций сегодняшнего дня,

видно, что нормы и институты общей части уголовного кодекса, и особенно

учение о преступлении, разработаны на весьма высоком уровне. Некоторые же

положения по своей сущности являлись более либеральными и прогрессивными по

сравнению даже с действующим законодательством (конкретно это будет

специально оговорено далее).

 

См. ссылку

Правовые документы крестьянской реформы 1861 года.

 

19 февраля 1861 г. царь подписал манифест и серию законов об отмене крепостного права: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение о выкупе крестьянами, вышед­шими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содей­ствии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и др. Все эти документы нашли отражение в основных положениях крестьянской реформы 1861 г. Освобождение крестьян происходило поэтапно и растянулось на 20 с лишним лет. Прежде всего, крестьяне должны были перейти в состояние временнообязанных, однако и для этого отводилось 2 года, в течение которых должна быть составлена и подписана так называе­мая уставная грамота — своеобразный договор крестьян с помещиком об условиях освобождения. В уставной грамоте определялись земель­ные наделы, отводимые в пользование крестьян и причитающиеся за них повинности. Повинности были прежние, крепостнические — бар­щина или оброк, только несколько упорядоченные. За помещиками сохранялись некоторые права по надзору за поведением временнообя­занных крестьян. При освобождении крестьян от крепостной зависимости предусмат­ривалось наделение их землей в том случае, если они не являлись дворовыми. Приусадебные участки сохранялись за ними в прежних размерах, а полевые наделы выделялись в соответствии с нормами, предусмотренными местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой кре­стьянам. Применительно к деревням, селам (или нескольким деревням, селам, относившимся к имениям помещиков) эти положения конкре­тизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, сколько и какого качества земли получали крестьяне. В целях урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами назначались мировые посредники. Они назначались из числа дворян-помещиков сенатом по представлению губернаторов. Теоретически мыслилась их обязанность объективно и справедливо рассматривать и решать все спорные вопросы. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми по­средниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если гра­мота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечаниям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Идеальным случаем завершения работы над уставной грамотой считалось подписание ее крестьянами (всеми или лицами, ими на то уполномоченными), однако это не было обязательным. Гра­мота вступала в силу, после того как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соот­ветствующим требованиям закона. Таким образом, во многих местах крестьяне так и не подписали уставные грамоты. Они надеялись, что условия освобождения будут изменены на более благоприятные. Размеры крестьянских наделов в большинстве случаев значитель­но уменьшились по сравнению с дореформенными, а качество земли ухудшилось. Во всех губерниях у крестьян была отрезана пятая часть земли, а в черноземных районах еще больше. Землю, полученную временнообязанным крестьянином, он обязан был выкупить, после чего становился крестьянином-собственником. После заключении выкупной сделки он вносил сразу обычно 20% выкупной -суммы, а остальное за него платило помещикам царское правительство. Крестьяне обязывались образовавшийся долг выплачивать в рассрочку в течение 49 лет государству. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли, при этом с крестьян взимались еще и большие проценты по ссуде. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение. Царское правительство при проведении реформы исходило из того, что помещики несли большие потери — они лишались бесплатной ра­бочей силы. В связи с этим оно стремилось компенсировать помещикам подобную потерю за счет крестьян. Собственником земли и одновременно должником крестьянин ста­новился после заключения выкупной сделки, когда вносил первичную сумму и оформлял обязательства выплачивать в рассрочку долг госу­дарству. Некоторые крестьяне отказывались от заключения выкупных сделок, но не заявляли об отказе от земельных наделов. Они длитель­ное время оставались на положении временнообязанных. Это объяс­нялось главным образом тем, что суммы выкупа были очень большие, и крестьяне не имели возможности внести даже первичные суммы, необходимые для оформления выкупных сделок. К 1881 г. крестьян в состоянии временнообязанных оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном выкупе. В течение двух лет следовало заключить выкупные сделки, либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть — лишилась земли. Таким образом, при проведении крестьянской реформы некоторые крестьяне, имевшие ранее землю, лишились наделов. Остались без земли и дворовые крестьяне. Они были вынуждены оставаться у своих хозяев на условиях вольного найма либо искать работу в других местах. В 1863 и в 1866 гг. на тех же условиях были распространены ос­новные положения крестьянской реформы на удельных и государст­венных крестьян. Удельные крестьяне получили в полтора раза боль­ше земли, чем бывшие помещичьи крестьяне, а государственные кре­стьяне — в два раза больше. Они получили земли, которыми пользо­вались до реформы. У этих категорий крестьян землю не отрезали. Ограбив крестьян, реформа, тем не менее, дала им личную свобо­ду. С самого начала крестьяне получили гражданские права, хотя и с массой ограничений. В частности, они получили полные права в де­лах семейных, право вступать во всякого рода сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия и пр. Крестьянская реформа предусматривала организа­цию крестьянского самоуправления. Крестьянская община имела свой главный орган — сельский сход из крестьян-домохозяев (батраки не имели права голоса). Сход выбирал должностных лиц, решал вопро­сы распределения земли на основе уравнительного землепользования, ведал раскладкой и сбором податей, рекрутскими наборами, разрешал выход из общины. Он выносил решения об удалении из общины не­годных элементов, мог лишать недисциплинированных домохозяев пра­ва участия в сходах на срок не более чем на 3 года. Сход избирал сроком на 3 года исполнительный орган — сель­ского старосту, который исполнял решения схода, ведал дознанием и некоторыми вопросами охраны порядка. Староста следил главным об­разом за своевременным и точным выполнением крестьянами повин­ностей. Он наделялся административными правами — мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля. Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал ре­шения, которые касались всей волости. Он устанавливал рекрутскую повинность (определял разнарядку по селам), рассматривал также другие вопросы по мере необходимости. На волостном сходе выбирали исполнительный орган схода — во­лостного старшину, который выполнял решения схода и различные по­лицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры полицейского характера). Волостной сход избирал волостной суд, который рассматривал малозначительные уголовные и граждан­ские дела. Волостное правление — исполнительный орган, вышестоящий по отношению к сельской общине, — состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей. Оно иногда собиралось для ре­шения хозяйственных и других местных вопросов. Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. Несмотря на то, что крестьянская реформа проводилась таким об­разом, чтобы как можно меньше ущемлять интересы помещиков, все же в целом она способствовала дальнейшему развитию в России ка­питалистических отношений. Наиболее буржуазным элементом крестьянской реформы являлось личное освобождение крестьян от крепостной зависимости. Однако кре­стьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с су­щественными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения. Они платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, выполняли ряд государственных повинностей (дорожную и др.). До 1874 г. крестьяне подлежали рекрутской повинности. Со­хранение крестьянской общины также ограничивало права крестьян. Они не имели права уходить из общины и продавать свои земельные наделы без ее согласия. Крестьянская реформа оставила незыблемым помещичье земле­владение в России, что явилось важнейшим пережитком феодальных отношений. Крестьяне, не получив достаточной по количеству и каче­ству земли, попадали в кабалу к помещикам и вынуждены были на него работать. Отмена крепостного права и проведение после этого ряда других буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный, строй России. Развитие капитализма пошло ускоренными темпами. Правда, в сельском хозяйстве оно тормозилось многочисленными фео­дальными пережитками, прежде всего, сохранением помещичьего землевладения, использованием помещиками полуфеодальных форм экс­плуатации освобожденных крестьян. Однако система отработок в помещичьих хозяйствах не могла со­храняться долго, так как не всегда находилось достаточное количест­во желающих заключить кабальные договоры. Все большее развитие получает буржуазная система вольного найма, появляются сельскохо­зяйственные рабочие. Наряду с сохранением старого способа сельскохозяйстве<

2016-01-05 519 Обсуждений (0)
Форма древнерусского государства. 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма древнерусского государства. 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)