Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма древнерусского государства. 10 страница



2016-01-05 1141 Обсуждений (0)
Форма древнерусского государства. 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905–1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал).

В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР.

Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего.

В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.

 

Советское право в годы Великой Отечественной войны.

 

Развитие права в данный период было подчинено требованиям обстановки военного времени.

В гражданском праве оправдывается принцип единства государственной собственности, позволявший государству оперативно и быстро распоряжаться своей собственностью в целях налаживания военной экономики, мобилизации всех существующих ресурсов на борьбу с фашизмом.

Сокращаются договорные отношения, возрастает роль административных актов и плановых заданий. Вводится квартальное, месячное и декадное планирование.

В особом порядке защищаются права военнослужащих и членов их семей.

Были расширены права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности, в круг наследников были включены трудоспособные родители, братья и сестры.

В семейном праве закреплялся институт официального брака, усложнялся процесс развода, поощрялись многодетные семьи, рождаемость, увеличивается государственная помощь беременным, многодетным и одиноким матерям.

Трудовое право было призвано решать задачи трудовой мобилизации военного времени с применением чрезвычайных мер.

Указ Президиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. ввел мобилизацию трудоспособного населения, не занятого в учреждениях и на предприятиях. Мужчины от 16 до 55 лет, а женщины с 16 до 50 лет обязаны были трудиться на производстве и строительстве.

Для выполнения оборонных работ, заготовки топлива, охраны важных объектов на срок до 2 месяцев допускалась трудовая повинность.

Вводились обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, право на отпуск имели лишь подростки до 16 лет, остальные работники получали денежную компенсацию за отпуск, которая переводилась в сберегательные кассы. Устанавливалась уголовная ответственность за нарушения в сфере труда (прогул, опоздание).

Вводилась система материального стимулирования за трудовые успехи, обычной нормой становится трудовой подвиг и энтузиазм.

В уголовном праве была повышена ответственность за ряд преступлений, общественная опасность которых усиливалась в условиях военного времени, вводились новые составы, характерные для военной обстановки.

Заключением на срок от 2 до 5 лет наказывается распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения.

Усиливается ответственность (лишение свободы до 10 лет) за разглашение государственной тайны, хищение государственной и общественной собственности.

 

Советское государство и право в послевоенные годы (1946 - начало 50х годов).

 

1. Перестройка госаппарата.

2.Изменения в праве

 

1. Перестройка госаппарата

четыре этапа: восстановительный период и "завершение сталинизма" (1945-1953 гг.); "реформы Хрущева" и "оттепель" (1953 - 1964 гг.); "период застоя" (1965 -1985 гг.); "перестройка" (1985 -1991 гг.).

В послевоенные годы началась новая волна массовых репрессий. Чем они были вызваны? Во-первых, восстановить ослабленный контроль за интеллектуальной жизнью страны. Во-вторых, с помощью репрессий Сталин стремился укрепить свою личную власть

Начало нового этапа массовых репрессий было положено принятием в 1946 г. ряда постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства: «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь»» и др. Журналы «Звезда» и «Ленинград» подверглись разгромному разносу за то, что они будто бы стали проводниками идеологии, чуждой партии.

(1948-1950 гг.), жертвами которого стали партийные и советские работники.

Серьезные трудности вызвало обострение международной обстановки, вызванной «холодной войной» меж двумя лагерями: капиталистическим, возглавляемым США, и социалистическим во главе с СССР. В 1951 г. был принят Закон о защите мира, по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением.

Перестройка государственного аппарата

Ликвидированы: ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования. Для управления восстановительными работами на несколько лет созданы специализированные министерства: Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, строительству топливных предприятий

В 1946 г. Красная Армия была переименована в Советскую. СНК преобразован в Совет Министров СССР.

В 1952 г. на XIX съезде ВКП(б) была переименована в КПСС.

Фактически руководство всеми сферами жизни общества сосредоточивалось в партийных инстанциях. Авторитет Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

 

2. Изменения в праве

В сфере гражданско-правовых отношений. два вида договоров: генеральных и локальных. Генеральные договоры предусматривались между хозяйственными системами и отраслями, локальные – между предприятиями.

Финансовое право: денежная реформа, проведенная в декабре 1947 г. Реформа была проведена путем замены прежних денежных знаков на новые с изменением их номинала. Один новый рубль обменивался на 10 старых. Семейное право Указ 1948 г. о запрещении брака с иностранцами. Официальная версия запрещения – забота о советском чел, ибо наши женщины, выйдя замуж за иностранцев и оказавшись за границей в непривычных условиях, чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации. В действительности же дело было в развивающемся сталинском изоляционизме. Подобные браки рассматривались как антипатриотичные.

Трудовое право. Был восстановлен 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации, отменялись сверхурочные работы.

Уголовное право . полностью освобождались от наказания осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет, остальным наказание сокращалось наполовину. Амнистия не распространялась на осужденных за тяжкие преступления. за хищение личной собственности граждан в наиболее тяжких случаях (совмещенных с разбоем) была доведена до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. В 1950 г. восстанавливается отмененная в 1947 г. смертная казнь по отношению к изменникам Родины, шпионам и диверсантам.

 

Попытка реформирования государственного механизма в период либерализации общественных отношений (1953 - ок­тябрь 1964 гг.)

 

1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины» и указ ПВС СССР 26 июня 1940 года о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений. 83. Уголовное право в 30-е годы ХХ века деформируется, что находит выражение: · в чрезмерном смягчении наказаний после принятия Конституции победившего социализма · в отмене принципа объективного вменения · во введении уголовной ответственности за трудовые правонарушения · в наступлении уголовной ответственности лишь по достижению 18 лет. 84. С началом Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в государственном механизме появляются чрезвычайные органы, наделенные особыми полномочиями: · Совет рабочей и Крестьянской Обороны · государственный Комитет Обороны · Совет труда и обороны · Реввоенсовет Республики. 85. С образованием чрезвычайных органов в период Великой Отечественной войны конституционные органы власти и управления (Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Народных Комиссаров СССР): · были упразднены · продолжали действовать · продолжали действовать, но в значительной мере играли вспомогательную роль по отношению к чрезвычайным · значительно расширили свои полномочия. 86. В гражданском праве в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): · изменений не произошло · была четко выражена тенденция к сокращению гражданско-правовых отношений в пользу властных, административно-распорядительных · не допускались реквизиции · по указу ПВС СССР 8 июля 1944 года в связи с военными трудностями сокращалась государственная помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям. 87. В уголовном праве в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) появились новые составы преступлений: · измена Родине · побег или перелет заграницу военнослужащего · несдача трофейного оружия · введение уголовной ответственности за прогулы. 88. Укажите ошибочные утверждения о государственно-правовом развитии СССР в послевоенные годы (1946-начало 50х годов): · в 1946 Красная Армия была переименована в Советскую · был упразднен государственный Комитет Обороны · в трудовом праве отменялись трудовые мобилизации, сверхурочные работы · была принята новая Конституция СССР 89. После смерти Сталина 5 марта 1953 гола Секретариат ЦК КПСС возглавил: · Маленков Г. М. · Суслов М. А. · Брежнев Л. И. · Хрущев Н. С. 90. Попытка реформирования государственного механизма в период либерализации общественных отношений (1953 – октябрь 1964 гг.) выразилась: · в стремлении преодолеть негативные явления, которые были присущи органам управления в период культа личности (централизм, бюрократизм и т. д.) · в замене ранее существовавших совнархозов министерствами · в сокращении полномочий союзных республик · в упразднении Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. 91. После ХХ съезда КПСС была восстановлена государственная автономия ряда народов, репрессированных в годы Великой Отечественной войны: · чеченцев · поволжских немцев · крымских татар · башкир. 92. В период либерализации общественных отношений (1953–октябрь 1964 гг.) в РСФСР были приняты новые Кодексы: · Кодекс законов о труде · Кодекс об административных правонарушениях · Кодекс законов о семье и браке · Уголовный Кодекс 93. Среди форм собственности, которые юридически закреплялись в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года, приоритетное место отводилось: · личной · частной · государственной · собственности общественных организаций. 94. По основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года: · из перечня наказаний изымалось объявление осужденного врагом народа · максимальный срок лишения свободы был увеличен до 25 лет · отменялось

 

Начало новой кодификации советского законодательства в период либерализации общественных отношений (1953 - ок­тябрь 1964 г.)

 

Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономической и политической обстановке и отставали от развития государства и общества.

Ключевые моменты кодификации:

перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась вся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдельные правовые нормы;

своеобразность советского государства исключала возможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которого было марксистско-ленинское учение о государстве и праве;

длительная подготовка кодификации положительно отразилась на качестве вновь создаваемых правовых норм, которых отличала высокая юридическая техника, логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия;

демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы, обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа, развивалась юридическая наука.

За рассматриваемый период Верховным Советом были приняты:

Основы уголовного и гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик;

Основы уголовного и гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик;

Уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и гражданско-процессуальный кодексы.

Существенные изменения были внесены в действующее законодательство.

Особенностью советской кодификации было внедрение и отражение в праве основных принципов социалистического строя:

принцип распределения благ пропорционально затраченному труду;

принцип демократической системы управления государством, сущность которой состоит в привлечении народа к управлению государством;

принцип взаимосвязи методов убеждения и принуждения в зависимости от правовой культуры гражданина, т. к. построение коммунистического общества, предоставляя гражданам широкие права, требует от них и точного соблюдения действующих правовых норм и выполнения возлагаемых на них государством обязанностей.

Однако не все прогрессивные предложения, предлагаемые юристами, были восприняты и учтены советским руководством, еще не освободившимся от сталинских догм.

 

Застойные явления в жизни общества и государства. Особенности развития государственного механизма в условиях нарастания кризиса социализма (вторая пол. 60х - начало 80х годов).

 

Рассматриваемый период развития государства характеризуется сменой эпохи преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым, эпохой «застоя», замедления и консервации темпов общественного развития.

Во внешней политике продолжается противостояние системы капитализма и системы социализма. Условия «холодной войны» и гонки вооружений истощали экономику страны, отвлекали средства, необходимые для внутреннего развития.

Развитие формы государственного устройства определялось возвратом к централизации. В экономической сфере территориальный принцип руководства хозяйством был заменен отраслевым: совнархозы были ликвидированы, все ключевые отрасли (машиностроение, строительство) сосредоточивались в руках союзных министерств, остальные - составляли предмет совместного ведения Союза и республик.

Изменения в государственном аппарате характеризовались отказом от хрущевских нововведений и проведением контрреформ, в результате которых воссоздавалась несколько измененная структура, существовавшая 10 лет назад.

Центральной политической фигурой стал Л.И. Брежнев, совмещавший посты Первого (позднее Генерального) секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР.

Особенностью развития государственного механизма было сращивание государственного и партийного аппарата, принятие партией тех функций, которые свойственны только государству. Усиление роли КПСС в государстве и обществе привело к подмене государственных органов партийными.

Бюрократизировался и стал трудно управляемым состав государственно-партийных органов.

В системе Советов депутатов трудящихся ликвидируется их деление на промышленные и сельские, они вновь объединились и стали называться Советами народных депутатов.

Для работы по основным направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного развития при Верховном Совете СССР создаются постоянные комиссии, имеющие широкий круг административных и исполнительских полномочий.

Реорганизация правоохранительных органов имела цель восстановления централизованного управления. Было вновь создано Министерство охраны общественного порядка СССР (позднее МВД СССР), которому подчинялись аналогичные республиканские органы.

Органы народного контроля приобрели статус государственных и составляли систему контрольных органов, возглавляемую Комитетом народного контроля СССР.

 

Конституция СССР 1977 года (содержание и реаль­ность).

 

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977 года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И.Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи. Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет). Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.

Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.)

 

Кодификация советского права в условиях нарастания кризиса социализма (вторая пол. 60х — начало 80х годов).

 

Стабильность общественного и государственного строя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права, для которого несвойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовых актов требуется проведение систематизации и кодификации.

Особенностью работ, проводившихся в правовой сфере, было не изменение существовавших правовых институтов, а закрепление, обобщение и уточнение уже действующих.

Данные работы проводились по следующим направлениям:

1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работы по кодификации основных отраслей права.

Надо отметить двухуровневую систему кодификации:

на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного, лесного законодательства и др.);

на уровне союзных республик принимались кодексы и отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании).

2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с ней всей действующей системы правовых актов. В основном данная работа была завершена к 1985 г.

3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР был Свод законов СССР, а в РСФСР - Свод законов РСФСР.

4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественные отношения.

В самой системе права можно выделить три тенденции:

образование одной отрасли права в результате объединения различных актов, регулирующих сходные группы отношений (например, природно-ресурсное право, объединило в себе законодательство об охране окружающей среды и законодательство об использовании различных ресурсов - земли, воздуха, воды, сходное правовое положение колхозов и совхозов предопределило появление сельскохозяйственного права);

выделение из отрасли права самостоятельных подотраслей (жилищное право из гражданского);

появление новых отраслей права (здравоохранение, народное образование).

 

Советское государство и право в период перестройки (апрель 1985-декабрь 1991 гг.)

 

Период перестройки можно определить как попытку реформирования Советского государства, закончившуюся ликвидацией СССР.

Перестройка тесно связана с именем М.С. Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 г., который в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС объявил курс на реформирование экономики, политики, социально-культурной сферы, последовательное прохождение которого предполагало три этапа.

1. Этап ускорения социально-экономического развития должен был привести к полному изобилию материальных благ и достижению благосостояния и свободного развития всех членов общества. Средство достижения этого видели в переводе предприятий на систему полного хозяйственного расчета, предусматривавшую широкие полномочия по управлению хозяйственным процессом.

Была ликвидирована плановая система хозяйства, отменена государственная монополия внешней торговли, коммерциализировалась банковская система, создавалась широкая сеть кооперативов и совместных предприятий, шел процесс приватизации.

Следствием данного этапа реформы был быстрый и катастрофический спад производства, продовольственный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения.

2. Этап гласности был направлен на демократизацию общественной и политической жизни. Характеризовался идеологической перестройкой сознания, направленной на дискредитацию советского строя, отрицание его основ, идей, символов и атрибутов.

В политическом плане это выразилось в создании массовых политических организаций с антисоветским и антисоюзным настроем, требовавших реформы политической системы.

3. Этап перестройки был направлен на преобразование главных институтов государства. 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию, в результате которых был создан Съезд народный депутатов СССР как высший выборный орган государственной власти;

Съезд избирал Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и распорядительный орган; в марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР, он приобретал статус главы государства, наделялся широкими полномочиями, был призван согласовывать действия законодательной и исполнительной властей;

Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР при Президенте, были резко ограничены его исполнительные и распорядительные функции.

В период перестройки было осуществлено довольно много законодательных изменений. В области государственного строительства наиболее важным новшеством стал Закон (март 1990 г.) об учреждении поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию. Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным.

Президент представляет Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора. Председателя Верховного Суда, по согласованию с Правительством освобождает и назначает его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действует совещательный Президентский Совет. Президент на основе законов издаст указы.

В декабре I990 г. принимается Закон «О всенародном голосовании (референдуме) СССР. К предусматривающий новую для нашей страны форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права союзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в исчерпывающий перечень исключительных полномочий Союза, считались закрепленными за союзной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регламентирован Законом (апрель 1990 г.) «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Одновременно принимается Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения», в котором устанавливался порядок введения чрезвычайного положения, крут органов, имеющих на это право (Президент СССР, верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на период введения этого положения.

Демократизация общественной жизни отразилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил политические партии, массовые движения. профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

В законе о профсоюзах наряду с общими правами союзов перечислялись их имущественные права: «как юридические лица они владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельности, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать различные фонды.

Ряд шагов был предпринят в деле обеспечения реальных прав и свобод граждан. В связи с этим в 1988—1990 гг. был принят ряд законов и указов, начата подготовка других.

Среди наиболее важных были: Закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; Постановление о периодических переаттестациях специалистов; Закон о прессе и средствах массовой информации; Закон об общественных организациях; Закон о въезде и выезде из СССР. Был начат пересмотр уголовного законодательстве (в частности, отменена статья об «антисоветской пропаганде», законодательства в отношении религии т.п.).

Либерализация политического климата ускорила процессы развития и объединения различных общественных организаций. Многие из них объединились в союзы, ассоциации или народные фронты — прообразы политических партий.

III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы.

Однако основные изменения происходит в регулировании «переходной» экономики.

В 1986 г. был принят Закон СССР «О бригадном подряде», в 1987 г. — «О кооперации в СССР», в 1989 г. — Закон об аренде и арендных отношениях, новый Закон «О государственном предприятии (объединении)».



2016-01-05 1141 Обсуждений (0)
Форма древнерусского государства. 10 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма древнерусского государства. 10 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)