Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма древнерусского государства. 9 страница



2016-01-05 412 Обсуждений (0)
Форма древнерусского государства. 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




По Кодексу нуждавшийся и безработный супруг имел право получения содержания от др. супруга. Признавалось право на алименты за нуждавшимися несовершеннолетними братьями, сестрами, нетрудоспособными дедом и бабкой. Суду предоставлялось право при невыполнении родителями их обязанностей или неправомерном осуществлении родительских прав, а также в случаях жестокого обращения с детьми выносить решение об отобрании детей у родителей и передаче их органам опеки и попечительства, возобновлялось действие института усыновления. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновляемым и их потомству были приравнены в личных и имущественных правах к родственникам по происхождению. Если усыновление было совершено без согласия родителей, то решение об усыновлении по их заявлению могло быть отменено районным или городским исполкомом, если он признавал, что отмена соответствует интересам усыновленного. Отменить усыновление мог и суд по просьбе любого лица или учреждения, если признавал, что этого требуют интересы ребенка. Как и при вынесении решения об усыновлении, отмена его обусловливалась согласием усыновленного, если он достиг 10-летнего возраста.

 

В КЗоБСО подробно определялись права и обязанности опекунов и попечителей и порядок производства дел об опеке и попечительстве. Опека учреждалась над несовершеннолетними до 14 лет и над признанными в установленном порядке слабоумными и душевнобольными. Все дела по опеке и попечительству сосредоточивались в соответствующих отделах исполкомов. КЗоБСО действовал до введения в действие Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. (1.11.1969 г.) (см.: История государства и права: словарь-справочник. — М., 1997).

ФРУСТРАЦИЯ — переживание неудачи, блокирование целенаправленного поведения.

 

Кодификация советского уголовного права. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 г.

 

Уголовное право ликвидирует чрезвычайные карательные меры, характерные для периода Гражданской войны, множественность нормативных актов союзного и республиканского значения, получает четкое деление на Общую и Особенные части и завершается принятием в 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР.

Уголовный кодекс РСФСР дает общее понятие преступления, выделяя общественную опасность и противоправность, наличие умысла или неосторожности, однако признает преступлением всякое действие и бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядка. Таким образом узаконивается произвол в привлечении к уголовной ответственности без вины, которое стало возможным лишь на основании социальной опасности лица, наличие или отсутствие которой устанавливал суд.

Уголовный кодекс РСФСР объявляет законной аналогию и обратную силу уголовного закона, что на практике приводит к усилению судебного усмотрения в оценке правонарушения и назначения наказания.

Из числа преступных деяний была исключена спекуляция, что было обусловлено проведением нэпа.

Особенностью УК стало введение составов контрреволюционных преступлений как наиболее опасных.

Контрреволюционным признавалось всякое действие, нацеленное на уничтожение революционных достижений, свержение советской власти, оказание помощи международной буржуазии, целью которой было свержение советского строя путем интервенции, шпионажа, финансирования и др.

Понятие наказание становится частью мер социальной защиты, целью которых является общее предупреждение новых нарушений со стороны преступника или потенциального нарушителя.

В качестве высшей меры наказания предусматривается смертная казнь в виде расстрела, далее по тяжести следует изгнание из РСФСР на определенный срок или бессрочно, лишение свободы, принудительные работы, конфискация имущества и т. д.

Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. дополнили меры социальной защиты мерами медицинского и медико-педагогического характера, ввели новый вид наказания - объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнание за его пределы навсегда.

УК РСФСР 1926 г. по сути повторил УК РСФСР 1922 г.

В 1927 г. было принято Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления, которым вводилось 14 составов контрреволюционных преступлений (шпионаж, вредительство, антисоветская пропаганда).

 

Кодификация гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права РСФСР 1920 гг.

 

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был введен в действие с 1 сентября 1923 г., состоял из 5 частей, которые регламентировали:

положения о представительстве в суде, подсудности, судебных расходах, сроках;

исковое производство (порядок предъявления иска, судебное разбирательство, обеспечение доказательств);

особое производство;

пересмотр решений по гражданским делам;

исполнение судебных решений и определений.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР устанавливал исчерпывающий круг источников гражданского процесса, на основании которых суд принимает решения по делу:

действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти;

общие начала советского законодательства;

политика официального правительства.

Таким образом, из числа источников исключалось революционное правосознание, что способствовало усилению законности при принятии решений и упрочению принципов правосудия.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР закрепил сильное процессуальное положение прокурора в гражданском процессе: прокурор мог предъявлять иски, вступать вдело на любой стадии процесса, давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР вступил в действие с 1 июля 1922 г., однако в результате реформирования судебной системы 15 февраля 1923 г. был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

Нормы Уголовно-процессуального кодекса РСФСР были группированы в 5 разделов:

содержал общие нормы, касающиеся подсудности, состава суда, ведения протокола;

регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания;

содержал нормы о порядке производства в первой, апелляционной и надзорной инстанции, о производстве по вновь открывшимся обстоятельствам и особом производстве;

устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции;

регулировал исполнение приговоров.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, закрепил принцип гласности судебного разбирательства, полного и всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.

Однако некоторые демократические принципы, провозглашенные в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, на практике не действовали по причине существования параллельно с судебными органами органов ОГПУ.

 

Деформация политической системы и государственного аппарата (1929 – июнь 1941 гг.).

 

30-е годы – сложное время в истории советского государства. Реализуется курс на проведение форсированной индустриализации, административным путём осуществляется массовая коллективизация сельского хозяйства, свёртывается НЭП, из всех отраслей хозяйства решительно вытесняется частник. Происходит коренная ломка общественных отношений. Под влиянием сложившегося культа личности Сталина деформируется политическая система.

Одним из главных звеньев политической системы является государство. Напомним, что политическая система (в материальном смысле) представляет совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. Она включает государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие политические цели.

С точки зрения формально юридической, закреплённой в Конституции СССР 1936 года (которая являлась самым крупным документом рассматриваемого периода, на неё мы будем ссылаться при изучении всех основных вопросов темы), советское государство по форме правления являлось республикой Советов. Однако действительность резко расходилась с текстуальным содержанием Конституции. Фактически представительные органы в лице Советов не располагали реальными властными полномочиями. Они формировались партийным аппаратом и выполняли его волю. Это нашло законодательное закрепление в ст. 126 Конституции СССР 1936 года, где говорилось о ВКП(б) как «руководящем звене всех организаций трудящихся».

Немаловажные процессы происходят и в самой партии, которые стали следствием острой борьбы за власть среди партийных олигархов во второй половине 20-х – начале 30-х годов. Постепенно расправившись со внутрипартийной оппозицией («новая оппозиция», троцкистско-зиновьевский блок, правый уклон в ВКП(б), попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде), последовательно устранив с политической арены Каменева, Зиновьева, Троцкого, Бухарина, Рыкова и Томского, Сталин к середине 30-х годов сосредоточивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает диктаторскую форму правления.

Назовём признаки абсолютной власти Сталина:

1) Сталин единолично принимает все важнейшие партийные и государственные решения, которые затем лишь оформлялись в постановления Политбюро, Пленумов ЦК, Советских органов и в законодательные акты. Т.о. Сталин – первая инстанция, а последующие инстанции лишь штампуют его решения.

2) Сталин формирует преданный ему партийный аппарат. Партийные руководители всех рангов назначаются сверху вниз, хотя и создаётся видимость их выборности.

3) Занимая пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б), Сталин использует такой важный рычаг власти как право номенклатурного подбора кадров на все важнейшие государственные и хозяйственные посты. Он лично осуществляет формирование правительства и руководит его деятельностью. С 6 мая 1941 года он становится Председателем Совнаркома СССР. Происходит сращивание партийного аппарата с государственным. Становится нормой принятие совместных партийно-государственных постановлений, руководители партии одновременно занимают ответственные государственные посты.

4) В руках Сталина была сосредоточена и информационная (идеологическая) власть. Сталин был главным идеологом партии. Любое его выступление, а порой даже фрагментарная фраза немедленно подхватывались средствами массовой информации и тиражировались миллионными экземплярами.

5) Сталин осуществляет непосредственное руководство вооружёнными силами. В годы Великой Отечественной войны он становится Наркомом обороны СССР.

Важнейшей опорой диктатора становятся правоохранительные органы. В этих целях в начале 30-х годов проводится их реорганизация. В значительной мере они утрачивают правоохранительную природу, на первый план выдвигается карательная направленность в их деятельности. В 1932 году было образовано Главное управление милиции при ОГПУ. Тем самым органы общественного порядка были включены в систему органов государственной безопасности. С 1931 года по июнь 1941 года численность милиции увеличилась почти втрое, с 86,7 тыс. до 227,6 тыс. человек. В 1933 году создаётся самостоятельная Прокуратура СССР. Она выводится из подчинения Верховному Суду СССР. На неё были возложены надзорные функции, но в условиях тоталитаризма она не могла их осуществлять. Более того, сами органы Прокуратуры участвовали в массовых репрессиях.

В 1930 году был образован ГУЛАГ (Главное управление лагерей), который представлял систему исправительно-трудовых лагерей, находившихся в ведении ОГПУ, приспособленных к массовому использованию труда заключённых, приговорённых к лишению свободы на сроки свыше 3 лет. Завершено было формирование единого мощного репрессивного аппарата учреждением в 1934 году НКВД СССР, в ведении которого были сконцентрированы все силовые структуры (кроме армии).

Диктаторской форме правления был адекватен и политический режим. Существовавший в СССР авторитарный политический режим в период сталинизма приобретает крайнюю форму. Он становится тоталитарным, внешне прикрытым демократическими юридическими формами. Для тоталитарного режима характерно установление абсолютного (тотального) контроля государства над всеми сторонами жизни общества. Особенностью сталинского тоталитарного режима являлось управление страной посредством массового террора, который приобретает масштабные размеры. Сведения о размахе репрессий в современной историко-правовой и особенно публицистике весьма противоречивы. Достоверные данные дают авторы, использующие архивные источники. В этой связи студентам рекомендуется ознакомиться с работой Курицына В.М. История государства и права России. 1929-1940. М., 1998. С. 100-116.

 

Конституция СССР 1936 г.

 

За период с 1924 года по 1936 год в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения, отразить кото­рые должна была новая «Конституция победившего социализма». Она была принята 5 декабря 1936 года на VIII Чрезвычайном Съезде Советов. Конституция определяла, что «СССР есть социалистическое государство ра­бочих и крестьян», и вся «власть принадлежит трудящимся города и деревни». Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов бы­ли преобразованы в Советы депутатов трудящихся. Конституция устанавливала, что экономическую основу государства составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия производства. Социалистическая собственность выступала в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Первая (земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, воздушный транспорт, банки, средства связи, крупные сельхозпредприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах) являлась высшей формой собственности, всенародным достоянием. Субъек­тами колхозно-кооперативной собственности были отдельные колхозы, предприятия и т. п. Конституция 1936 года признавала и личную собственность, которая была призвана обеспечивать личные потребности граждан, но не могла использоваться для извлечения доходов. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности охранялось зако­ном. Допускалось мелкое частное хозяйство единоличников и кустарей, основанное на личном труде и исключающее применение наемного тру­да. Учитывая незначительный круг разрешенных объектов личной собст­венности, можно отметить, что Конституция носила скорее запретитель­ный, чем разрешительный характер. СССР объявлялся союзным государством, образованным на основе добровольного объединения союзных республик. Фактическая самостоятельность субъектов федерации была незначительна. В соответствии с новой Конституцией высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей и имел сессион­ный характер работы. Верховный Совет СССР избирал Президиум Вер­ховного Совета СССР и Правительство СССР - Совет Народных Комис­саров. Между сессиями вся полнота государственной власти принадлежа­ла Президиуму Верховного Совета СССР. Президиум был подотчетен Верховному Совету. Он созывал сессии Верховного Совета, теоретически мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы, издавал указы, которые имели силу закона. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом. СНК был подотчетен Верховному Совету и его Президиуму. Правительство организо­вывало и направляло работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов, издавало необходимые постановления и распоряжения. Аналогичная система органов власти формировалась в союзных республиках. Органами государственной власти в краях, областях, автоном­ных областях, округах, районах, городах, селах являлись Советы депута­тов трудящихся, избиравшиеся на 2 года. Местные Советы образовывали свои исполнительные органы - исполнительные комитеты. В этой Конституции впервые в советское время наметилось разделение ветвей власти путем более точного разграничения полномочий зако­нодательной и исполнительной властей. Одновременно провозглашалась независимость суда и прокуратуры, их подчинение исключительно зако­ну. Однако назначение судей и прокуроров имело временный характер (на 5-7 лет), поэтому реальной независимости они не имели. Конституция детально регламентировала избирательную систему. Определялось, что выборы депутатов во все Советы должны быть всеобщи­ми, равными и прямыми при тайном голосовании. Советы депутатов имели несколько ступеней: сельские, городские, районные, окружные, автономных республик, краевые, Верховные Советы союзных республик и Верховный Совет СССР. Выборы осуществлялись на основе представ­ления одной кандидатуры, назначаемой партийными структурами. Законом гарантировалась свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций. Провозглашалась неприкосновенность личности, неприкосновенность жилиша, тайна переписки. Устанавливалось, что никто не может быть подвергнут аресту не иначе как по постановлению суда или санкции прокурора. Вместе с тем лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституция, провозглашая победу социалистического строя, демагогически прикрывала царивший в стране произвол. Ее демократические принципы не находили воплощения на практике. Положения статей Конституции носили формальный характер. Реально общество управля­лось посредством партийных директив. Государственные чиновники всех уровней не могли не являться членами партии, а потому подчинялись жесткой партийной дисциплине.

 

Правовая основа сплошной коллективизации. Изменения в земельном праве. Формирование колхозного права (1929 – июнь 1941 гг.).

 

Коллективизация - производственное кооперирование крестьянских хозяйств. Ее проведение провозгласил XV съезд партии в 1927 г., правовой основой коллективизации являлся закон «Об общих началах землепользования и землеустройства» 1928 г., на основании которого колхозам предоставлялись налоговые и кредитные льготы, льготы по получению в пользование земель, кулаки, наоборот, ограничивались в правах аренды земли. Закон также определил, что право собственности на всю землю в составе Союза принадлежит СССР и создал правовую базу для учреждения общесоюзной централизованной системы управления сельским хозяйством.

Проведение коллективизации предполагалось на основе принципов добровольности и постепенности, однако кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. подтолкнул власти на проведение принудительной ускоренной коллективизации. Данное решение было принято Пленумом ЦК Коммунистической партии в ноябре 1929 г.

Для государственного управления процессом коллективизации и в целом сельскохозяйственным производством был создан Наркомзем СССР, в состав которого вошел Колхозцентр СССР.

Проведение коллективизации регламентировалось принятым 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР законом «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации по борьбе с кулачеством» и соответствующей Инструкцией ЦИК СССР от 4 января 1930 г.

Процесс коллективизации сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества и их переселением, задачами которого было создание материальной базы колхозов, освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства.

В задачи колхозного и земельного права входило укрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись «Примерный устав сельскохозяйственной артели» от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съезде колхозников.

Примерный устав устанавливал организационно-правовые основы существования и деятельности колхозов, определял, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит купле-продаже или сдаче в аренду. Устав определял перечень имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз, порядок распределения доходов колхоза, членство.

Фактически колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности.

 

Хозяйственное право в условиях проведения форсиро­ванной индустриализации в СССР (конец 20-х - 30 годы).

 

Курс на проведение индустриализации был провозглашен на XIV съезде партии в 1925г.

И означала форсированное, максимально быстрое промышленное развитие страны.

Основные черты и особенности индустриализации:

5-летние планы развития народного хозяйства;

использование только внутренних финансовых и трудовых ресурсов;

внедрение метода социалистического соревнования (стахановцы);

эмоциональный подъем, энтузиазм трудящихся, с одной стороны, с другой - усиление репрессий и снижение жизненного уровня населения.

Влияние индустриализации обусловило развитие обязательственного права в системе хозяйственного права. Между государственными предприятиями стали широко использоваться хозяйственные договоры, в основном подряд и поставка.

Проведение индустриализации требовало установления четкого и безоговорочного контроля государства над хозяйственными операциями, что в правовом плане означало всестороннее регулирование государством системы договоров.

Выполнение договора увязывалось с выполнением плана, а потому жестко регламентировалось и контролировалось.

Государство издавало специальные постановления, обязывающие оформлять госзаказы и поставки письменными договорами.

СНК СССР ежегодно издавало постановления, регламентирующие порядок заключения договоров на год.

Устанавливаются две формы договоров:

генеральные договоры - заключаются между центральными органами двух государственных систем, например, между министерством и торговым ведомством;

локальные договоры - заключаются между определенными поставщиками и покупателями на основе генеральных договоров.

Позднее, в связи с усложнением хозяйственных отношений, данный порядок заменяется системой прямых договоров, которые вначале заключались на основе протокольных соглашений ведомств, которые позднее были заменены основными условиями поставок, утверждаемыми СНК СССР.

Усиливается ответственность за неисполнение договора, постановления правительства предписывают устанавливать в договорах последствия их неисполнения: пеня, штраф, неустойка.

На решение проблемы качества продукции была направлена инструкция Госарбитража 1939 г., регулировавшая порядок предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего качества и установившая высокие штрафы.

Однако существовали и внедоговорные хозяйственные отношения по поставкам некоторых видов продукции, что подчеркивало приоритет административного регулирования над гражданско-правовым.

 

Ужесточение трудового законодательства (1930 - июнь 1941гг.)

 

Индустриализация требовала пополнения рядов трудящихся и ужесточения трудовой дисциплины.

Конституция 1936 г. закрепила право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, установила и обязанность трудиться.

Перед трудовым законодательством ставились задачи повышения эффективности производства, трудовой отдачи, сокращения нарушений трудовой дисциплины.

Правовым обоснованием данных задач являлись:

постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле»;

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Постановление СНК СССР от 20 декабря 1938 г. ввело единые трудовые книжки.

Сокращается число праздничных дней, устанавливается полный рабочий день для лиц с 16 лет.

С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращается выплата пособий по безработице.

Трудовое право закрепляло поощрение добросовестных работников и устанавливало санкции для нерадивых.

23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий рабочих-членов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Нормы страхового обеспечения по болезни устанавливались в зависимости от стажа работы на предприятии.

В декабре 1938 г. были утверждены Положения о присвоении высшего трудового отличия - звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть».

Отменяется действие трудовых норм, регулирующих выполнение трудового договора, в частности право работника на увольнение по собственному желанию, перевод на другое предприятие и в другую местность.

Усиливается, ответственность за прогул и опоздание. Прогулом признается отсутствие на работе без уважительных причин более 20 минут, уволенные за прогул выселялись с жилой площади, предоставленной предприятием, и лишались пособия по временной нетрудоспособности в течение 6 месяцев на новом предприятии. Устанавливается уголовная ответственность за прогул - исправительные работы до 6 месяцев плюс удержание 25% из зарплаты. За самовольный уход с работы следовало тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев.

 

Уголовное право и процесс(1930 - нюнь 1941 гг.)

 

Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной («контрреволюционные преступления»).

Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве. Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет. Развивается законодательство о государственных преступлениях:

увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений;

Особенная часть дополняется статьями об измене (Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются самые суровые меры наказания, чаще всего - расстрел;

в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией» повышается санкция за спекуляцию продуктами сельского хозяйства и предметами массового потребления - до 5 лет лишения свободы;

в связи с индустриализацией повышается уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной или (некомплектной продукции, данные преступления теперь считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет;

хищение социалистической собственности рассматривается теперь как государственное преступление;

постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах возможно было ее снижение до 10 лет лишения свободы, причем размер похищенного не имел значения для квалификации данного преступления.

Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм.

 

Реорганизация государственного аппарата в годы Вели­кой Отечественной войны. Форма государства.

 

Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942. 1944, 1945 гг.), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении», власть на территориях, объявленных на военном положении была в значительной степени передана военным органам управления.

23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования (позже – Ставка Верховного Главнокомандования) – высший стратегический военный орган ее позже возглавил Генеральный секретарь ЦК ВКП(б): председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин.

30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени.



2016-01-05 412 Обсуждений (0)
Форма древнерусского государства. 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма древнерусского государства. 9 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)