СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА
Оливекрона признавал также, что с точки зрения психологии эффективными делает законы определенная форма. Поэтому форму ученый считал существенным элементом законодательства. Но какой она должна быть и насколько строго должна соблюдаться — зависит исключительно от социокультурных условий жизни общества. Ученый допускал возможность возникновения права и через правовой обычай. В таком случае будет иметь место включение новых «независимых императивов» в существующую систему, что всегда предполагает наличие «практического эффекта» от такого включения. В качестве примера ученый приводит английское общее право. «Независимые императивы» могут возникать и под влиянием работ по юриспруденции(доктрина как источник права). Все это должно подтвердить, по мысли шведского правоведа, ошибочность «этатистской» концепции права (р. 73-74). Идея субъективных прав. Оливекрона, как уже было отмечено, отрицал реальное, объективное существование норм, прав и обязанностей. «Обязанность не имеет места в мире действительности, — утверждал ученый, — она существует только в воображении людей. То, что реально существует, есть только определенное чувство долга, с которым связана идея воображаемой границы» (р. 75). При этом Оливекрона признавал, что обязанности, зафиксированные, например, в законе, являются эффективным средством влияния на поведение людей. Аналогичные выводы делались и по отношению к субъективным правам. По мысли правоведа, они не являются предметами внешнего мира и существуют только в качестве понятий в человеческих мыслях. Но как тогда субъективное право соотносится сфактами? Оливекрона видел два пути решения этой проблемы. Первый заключается в том, чтобы показать, что субъективное право существует только в воображении людей, т. е. что оно включено в мир времени и пространства в качествепредставлений, содержащихся в человеческих мыслях. Другой путь — доказать, что воображаемые права соответствуют фактам внешнего мира. Для шведского ученого последний вариант неприемлем. Оли-векрона убежден, что «...невозможно найти факты, соответствующие идее субъективного права. Субъективное право уклоняется от любой попытки сковать его и поместить среди явлений социальной жизни. Раздел V ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА Хотя и связанное с фактами, — например, в момент возникновения и нарушения, — субъективное право по своей сути представляет нечто отличное от всех фактов. То, что реально присутствует в судебной тяжбе, есть правовое название (титул), но не право. В нашем представлении субъективное право мыслится как нечто, создаваемое названием» (р. 88-89). По мысли Оливекроны, сущность представлений о субъективном праве заключается вовласти. Наличие правовой власти означает например, что собственник может делать с вещью все, что захочет кредитор может потребовать сумму долга от должника и т. д. Но и эта власть не существует в реальном мире. Это воображаемая власть. «Власть» — пустое слово, за которым ничего не стоит. Зато идея обладания властью способна вызвать воодушевление, т. е. чувство действенности и силы. «Это чувство придает видимость материальности идее и поэтому поддерживает иллюзию присутствия реальной власти» (р. 90). Между тем юридический закон направлен не на описание мира, а на определение поведения людей. Для этих целей нет необходимости в соответствии используемых представлений объективной реальности. Но идеяобразца (правила) поведения должна возникать в мыслях тех, к кому она обращена, она должнапобуждать их следовать ему. По мысли Оливекроны, этого легко достигнуть при помощипредставлений о праве. Итак, ученый утверждал, что власть, которую подразумевает субъективное право, в действительности не существует. Но, анализируя далее слово «власть», ученый пришел к выводу, что власть — это властьделать что-то. «Власть» соответствуетвоображаемому действию. «Если это действие ясно представляют, правило действительно устанавливается через провозглашение субъективного права. Образец поведения заключен в идее действия, или действий, которые носитель субъективного права озвучивает, для того чтобы реализовать свое право. Выражение "субъективное право", с другой стороны, выполняет здесь функцию императивного выражения. Его значение таково: лицо в данном случае может поступать так-то, в его действия нельзя вмешиваться, другие лица не могут производить те же действия с той же вещью без его согласия, его требованиям в том или ином отношении следует подчиняться и т. д.» (р. 96). При этом Оливекрона подчеркивает стимулирующую функцию субъективного права, т. е. то, что Л. И. Петражицкий в свое время выражал в понятии правого атрибутива. СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА Глава 6 Юридический язык, по учению представителей скандинавского правового реализма, построен напсихических механизмах воображения. В воображении (психическом мире человека) под влиянием установлений закона возникают представления о правах и обязанностях, которые будто бы абсолютным образом определены нормами права. Право, согласно такому подходу, налицо тогда, когда имеют место те или иные предусмотренные законом факты. Именно поэтому, поясняет Оливекрона, субъективные права как фиктивная власть с легкостьюприписываются детям и душевнобольным, которые абсолютно не способны пользоваться этой властью (правами). Точно так же права приписываются фиктивным образованиям, например, юридическим лицам. Оливекрона пишет: «Множественность теорий, возникающих в юриспруденции при попытках объяснить сущность этих "юридических лиц", поразительна. Все они вызваны верой в реальность прав и обязанностей. С момента осознания того, что права и обязанности — это воображаемая власть и воображаемые оковы, вся схоластика может быть отставлена в сторону. Если власть или оковы фиктивны, они, без сомнения, могут приписываться фиктивному лицу так же, как и реальному, именно это и происходит в юриспруденции» (р. 101). Юридическая техника, по мысли ученого, служит установлению через закон прав и обязанностей, направленных на создание воображаемых оков и власти в идеальном мире права. Это формальные установления, но они имеют и практическое значение, поскольку одновременно являются правилами поведения для частных лиц, судов и представителей исполнительной власти. Суть техники в том, что с ее помощью права и обязанности включаются между относящимися к делу фактами (например, дача займа) и действиями судьи. Иными словами, юридическая техника опосредует юридическую Деятельность. Право и сила. Оливекрона исходил изневозможности противопоставления силы и права. Если право представляет собой только психологическую связь независимых императивов с субъектом, а в Действительности нет никаких реальных прав и обязанностей, то все, ito люди называют правом, неизбежно должно быть организован-иои силой (р. 123). Право, применяемое в жизни, включает определенного рода силу. Она концентрируется в государстве. Законодательство имеет целью вызвать определенное поведение людей. Но Раздел V
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |