ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX BElfA
необходимым средством для достижения этой цели является создание норм о применении силы государственными служащими. Оливекрона приходит к выводу, что право в основном состоит из норм о силе, которые содержатобразцы поведения для применения силы. Организованная сила — действительное основание общества и права (на этом основании Оливекрона вынужден фактически отказывать в правовом качестве нормам международного права). Но непосредственный эффект применения силы состоит не только в том, что таким образом реализуются санкции правовых норм. Существование организованной силы, подчеркивает Оливекрона, оказывает постоянное давление на сознание членов общества. «Общее осознание того факта, что непреодолимая сила систематически и сознательно применяется в соответствии с законом, оказывает огромное воздействие на все наше поведение в жизни. Она формирует один из базовых элементов, на которых основано наше существование. Каждый отдельный индивид должен брать в расчет постоянное применение силы, которая совершенно не зависит от его собственных желаний, так же как он должен брать в расчет климатические условия страны или средства к существованию, которые она предлагает. Совершенно игнорировать закон — а закон был бы только пустыми словами, если бы сила не применялась в соответствии с его нормами, — было бы так же глупо, как одеваться в районе Стокгольма в стиле народностей островов Тихого океана» (р. 141-142). Это постоянное давление на миллионы и миллионы людей, держащее их поведение в определенных границах, Оливекрона считает бесконечно более важным для общества, чем непосредственный эффект от применения санкций. При этом ученый убежден, что именнострах перед возможным наказанием оказывает доминирующее воздействие на наше поведение, даже не будучи непосредственно ощущаемым субъектами. Человек, который бахвалится своим бесстрашием перед карательным законом, все равно, утверждал ученый, испытывает бессознательный страх перед возможным наказанием. В то же время Оливекрона признавал и воздействиеморали на восприятие права и его реализацию. «Независимые моральные императивы» и ценностные представления могут перевесить стремление не подчиниться закону. Для того чтобы право оказывало моральный эффект, необходимо, по мнению ученого, соблюдать ряд условии. «Первое требование заключается в том, чтобы нормы казались СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА Глава 6 обоснованными большинству людей, то есть имеющими цели, которые всеми осознаются как желаемые. Иначе нормы не будут оказывать морального воздействия или даже могут вызвать моральное неприятие. Необходимо также, чтобы применение санкций было систематическим и совершенно справедливым» (р. 156). Применение силы должно быть связано с пропагандой, подготавливающей мысли к восприятию императивов; должно существовать прямое внушение императивов родителями, учителями, начальниками и т. д. При этом Оливекрона убежден, что силовой механизм нужен не только для того, чтобы держать под контролем возможных правонарушителей, но и для того, чтобы формировать мораль обычного гражданина. «Даже если он сам этого не подозревает, даже если его оскорбляет такое предположение, — его нормы нравственности, которые он привык приписывать собственным превосходным качествам, в большей части определены тем обстоятельством, что санкции систематически применяются в обществе. Отбросьте эти санкции, уничтожьте силовой механизм, и его мораль претерпит глубокие изменения» (р.160). Ученый признавал и обратное влияние морали и идеи справедливости на формирование права, но призывал это влияние не переоценивать. Мыслитель убежден, что нормы права в большинстве своем определяются эгоизмом и инстинктом самосохранения. Итак, говоря о реальности права, Оливекрона имел в виду такое положение вещей, при котором действительно удается монополизировать использование силы. Применение силы относится к социальным фактам. Все остальное в праве, в частности, права и обязанности, относятся к метафизике и не должны восприниматься как некая объективная основа права. Право есть системанорм о силе,которую должны применять члены организации, в данном случае, государство, достигшее практической монополизации силы на определенной территории. Но такая власть зависит от психологической эффективности этих норм. Наибольшую же эффективность применение силы имеет, по учению Оливекроны, в сфере судебной деятельности. Правовые реалисты не смогли уйти от оценочных категорий в теории и от ценностной интерпретации права. Это, по-видимому, Указывает на то, что право представляет собой более сложное явление, че определяемое исключительно в категориях силы, принуждения, Страха. Право, действительно, реальное явление. В актуализации Раздел V ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXBFl^ аспектареальности права и увязывании его свзаимообусловленными действиями людей — заслуга этой школы. Реалистам удалось также показатьпсихическую составляющую права. Но попытка представить право как факт, понимаемый по аналогии сматериальными фактами, оказалась неубедительной. Если право отождествить с применением силы как неким материальным процессом, происходящим во времени и пространстве, то его смысл именно как права окажется утраченным. Такая сила не будет отличаться от силы грабителя. Если же право понимать как систему норм о силе, которую должны применять члены государственной организации (субъекты государственной власти), мы опять придем к понятию нормы права, которая в скандинавском правовом реализме не имеет реального существования. Между тем норму права совсем не обязательно сводить или к материальному, или к индивидуальному психическому явлению. Ее можно рассматривать как психосоциокультурный факт, объединяющий должное и сущее в праве, но не смешивающий их, как интерсубъективную, т. е. субъективно-объективную реальность. Как раз такая интерпретация права разрабатывалась в рамках феноменологии. ГЛАВА 7 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: А. РАИНАХ Феноменологический метод в его классическом варианте был обоснован немецким философомЭ. Гуссерлем (1859-1938). Феноменология оказала сильнейшее воздействие на все области человеческого знания, в том числе, на социально-гуманитарные науки. Идеи феноменологии в той или другой степени разделяли такие известные ученые-гуманитарии, как А. Раинах, М. Шелер, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр, Р. Ингарден, Г. Гурвич, А. Щюц, Г. Шлет, А. Лосев, И. Ильин, С. Франк, К. Коссио, П. Рикер, Э. Левинас, Ж. Дер-рида, Б. Вальденфельс и др. Гуссерлем была поставлена задача обретения абсолютного фундамента человеческого знания, что требовало вывести из игры, «заключить в скобки», элиминироватьестественную установку, чтобы
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |