ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXgF.lfA
Кельзен не пытается связать действительность нормы непосредственно с волей государства, как это делали этатисты. Ведь это означало бы выведение должного из сущего. Для Кельзена приемлем лишь один вариант: выведение должного из должного же. Поэтому основная норма — это лишь норма долженствования, из которой следует действительность других норм. Она не есть акт воли Она—постулат юридического мышления (1, 37). Пользуясь кан-товской терминологией, Кельзен называет основную норму «трансцендентально-логическим постулатом». Следует отметить, что Кельзен различалстатичные и динамичные нормативные системы. Статичная система — это такая система норм, основание и содержание действительности которых выводится из единой нормы, постулируемой в качестве основной. Так, например, из нормы, предписывающей сохранять гармонию с мирозданием, можно вывести все другие моральные нормы: необходимость помощи ближнему, необходимость исполнять обещания, запрет на ложь и т. д. Динамический принцип характеризуется тем, что в содержание постулируемой основной нормы входит лишь определение некоторого нормотворческого фактора, уполномочивание нормоустанавли-вающей инстанции или (что тоже самое) правило, определяющее, как должны создаваться общие и частные нормы порядка, конституируемого этой основной нормой. Кельзен приводит следующий пример: «Отец приказывает ребенку идти в школу. На вопрос ребенка, почему он должен идти в школу, можно ответить: "Потому что так приказал отец, а ребенок должен выполнять приказания отца". Если же далее ребенок спросит: "А почему я должен выполнять приказания отца?", ему должно ответить, что Бог приказал слушаться родителей, а приказания Бога должно выполнять. Если же ребенок спросит, почему должно выполнять приказания Бога, т. е. поставит под вопрос действительность этой нормы, то в ответ можно лишь сказать, что эта норма не может ставиться под вопрос, т. е. что невозможно искать основание ее действительности, что эту норму можно лишь постулировать. Но содержание нормы, послужившей в нашем примере исходным пунктом ("Ребенок должен идти в школу"), невозможно вывести из этой основной нормы» (1, 72). Из того обстоятельства, что право рассматривалось Кельзеном как динамическая система, вытекала необходимость его постоянного движения, развития, совершенствования.Процесс динамики права идет у Кельзена отобщих норм киндивидуальным, создаваемых судами и администрацией. ^ _______________________ПРАВОВОЙ НОРМАТИВИЗМ: Г. КЕЛЬЗЕН Действенность нормы. Кельзен различалдействительность (Geltung) идейственность (Wirksamkeit) правовой нормы. Действительность нормы означает, что нечто должно или не должно совершаться. «Поскольку действительность нормы есть долженствование, а не бытие, следует отличать действительность нормы от ее действенности... т. е. от того факта, что норма на самом деле применяется и соблюдается и что люди на самом деле действуют в соответствии с этой нормой. То, что норма действительна, не равнозначно тому, что она фактически применяется и соблюдается» (1, 72). Самое интересное заключается в том, что Кельзен считал такую связь между действительностью нормы и ее действенностью, т. е. между долженствованием нормы и ее бытием, необходимой. «Правовая норма, — утверждает Кельзен, — считается объективно действительной лишь в том случае, если поведение, которое она регулирует, хотя бы в некоторой степени фактически соответствует ей. Норма, которая никем и никогда не применяется и не соблюдается, т. е., как принято говорить, не действенна ни в какой, даже самой малой степени, не считается действительной правовой нормой... Правовая норма перестает считаться действительной, если в течение продолжительного времени она оставалась бездейственной. Действенность есть условие действительности в том смысле, что действенность должна наступить вслед за установлением правовой нормы, чтобы она не утратила своей действительности» (1, 21-22). Такая позиция Кельзена не вполне согласуется с самим нормативизмом. Ведь в этом случае норма должного зависит не только от Другого должного, но и от сущего (поведенческих актов). «Чистая теория» оказывается связанной с социологией и на поверку является не такой уж и «чистой». Норма и ценность. Кельзен не отрицал связи правовых норм с Ценностями. Более того, он считал, что все правовые нормы отражают определенные ценности. Но в норме, следуя логике ученого, сле-Дует различатьобъективные и субъективные ценности. Если нормы, лежащие в основе оценочных суждений, установлены актами человеческой, а не надчеловеческой воли, то выразившиеся в этих нормах Ценности произвольны. Другими актами могут быть созданы другие нормы, противоречащие первым и конституирующие другие ценно-^и, противоположные первым. Поэтому нормы, установленные Раздел V ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXBglf^ людьми, а не надчеловеческой властью, Кельзен относил к относительным и субъективным ценностям (1, 30). Но правовые нормы обладают иобъективной ценностью, так как определяют должное поведениевсех людей, чье поведение в качестве должного определяется объективно действительной нормой. В отличие от субъективной ценности объективные ценности правовой нормы не знают ценностной градации, так как поведение может либо соответствовать, либо не соответствовать норме, но не может соответствовать или не соответствовать в большей или меньшей степени. Таким образом, признавая ценность правовой нормы, Кельзен видел ее в самой норме как объективном правиле должного, распространяющемся на всех, а не в каком-либо ее конкретном содержании. Можно сказать и то, что ученый признавалформальную ценностьправовой нормы. Основная норма международного права. Кельзен уделял большое внимание проблемам международного права, что также отличало его от ученых-этатистов, вынужденных международное право вообще игнорировать, поскольку оно плохо вписывалось в теорию права как приказов государства. В отличие от этатистов ученый признавал, что основанием действительности отдельного государственного правопорядка может быть «позитивная норма международного права в ее применении к государственной конституции» (2, 95). При этом он полагал, что основанием действительности международного правопорядка может быть лишь основная норма международного права, которая тем самым служит опосредованным основанием действительности государственного правопорядка. Как и всякая подлинная основная норма, подчеркивает мыслитель, это не установленная, нопостулируемая норма. Она представляет собой предпосылку, позволяющую рассматривать так называемое общее международное право, т. е. «в общем и целом действенные нормы, регулирующие поведение всех государств по отношению дрУ1' к другу», как правовые нормы, обязывающие государства. Эти нормы создаютсяобычаем, который конституируетсяфактическим поведением государств, т. е. поведением людей, действующих согласно государственным правопорядкам в качестве правительств. Если они истолковываются как обязательные для государств правовые нормы, то это происходит потому, подчеркивает Кельзен, что постулируется
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |