Концепция христианского провиденциализма
Древнерусская дохристианская культура, как и любая мифологическая, не знала идеи истории, была аисторична. Именно христианство с его идеей начала, сотворения мира и его неизбежного конца принесло на Русь идею исторического измерения социального бытия. Уже в первом памятнике древнерусской письменной культуры — «Слове о законе и благодати» проявляется одна из главных особенностей Русской мысли — ееисториософский характер, выражающийся 4 Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона // Там же. •— 26-53. Раздел VI_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОМ-о в пристальном внимании к проблемам философии истории. Произведение киевского митрополита представляет собой первый опыт христианского осмысления национальной истории в контексте истории всеобщей. История человечества в изложении митрополита Илариона предстает в виде последовательности трех состояний, переживаемых народами. Первое —состояние язычества, когда человечество пребывало «во власти идольской тьмы» и погибало «в служении бесовском». На смену ему приходитэпоха закона, который через ветхозаветного пророка Моисея был дан Богом еврейскому народу. Подзаконное состояние сменяетэпоха истины и благодати, или эпоха христианства, предваряющая наступающее за пределами земной истории вечное Царство Божие. В последовательной смене трех состояний, переживаемых народами, Иларион видит действующий в историибожественный промысел, направляющий человека к познанию истинного Бога. Желая избавить человечество от пагубного идолослужения, Бог сначала «законом оправдал род Авраамов», т. е. даровал еврейскому народу закон «в предуготовление истины и благодати». Установление закона было необходимо для того, чтобы «человеческое естество», как пишет Иларион, «уклоняясь от языческого многобожия», научилось («обвыкло») «веровать в единого Бога». Только после того как человечество — «сосуд оскверненный» — было «как водою омыто законом», оно оказалось способным к восприятию истины и благодати, принесенных в мир Христом. В этом смысле для Илариона закон — лишь «тень» истины, но не сама истина, — тень как переходное состояние между «идольским мраком» и «солнцем благодати». Несмотря на свое несовершенство, закон воспринимается Ила-рионом как «предтеча и слуга благодати и истины», сама же благодать есть «служитель будущего века, жизни нетленной»: как жизнь под законом подготавливает к «благодатному крещению», так и христианское крещение открывает для человека возможность спасения и вечной жизни в Царстве Божием. Моисей и ветхозаветные пророки проповедовали о пришествии Христовом, Христос же и апостолы — «о воскресении и жизни будущего века». Предсказанное в Ветхом Заветепришествие в мирХриста (Боговоплощение) означаетисполнение цели закона, его «обветшание», и переход из подзаконного состояния в эпоху благодати. Подобно тому, пишет Иларион, как «исчезает свет луны, лишь только воссияет солнце», эпоха закона
миновала после «явления благодати». Вместе с тем Иларион подчеркивает преемственность закона и благодати словами Христа о том, что Он «пришел не нарушить закон, но исполнить» (Мф. 5, 17). Представления Илариона о действующем в истории божественном промысле, который приводит народы к «благодатному крещению», открывающему для человека возможность спасения и вечной жизни, составляют сущность философиихристианского провиденциализма. Признавая преемственность закона и благодати, Иларион акцентирует внимание на принципиальных различиях между ними, которые он видит внациональной ограниченности закона и вселенском характере христианскойистины. Закон был дан в «оправдание» перед Богом только «роду Авраамову», проповедь Христа обращена к каждому человеку — и к эллину, и к иудею, а потому христианской благодатью, т. е. любовью и милосердием Христа, не оправдываются, а спасаются все народы. В соответствии с целями божественного промысла на смену закону, обязательному для исполнения только в Иудее, пришла благодать, которая распространилась «во все края земные» и во «множестве народов» и «достигла нашего народа русского», по словам Христа: «И проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14). Именно в распространении христианской веры среди всех народов Иларион и видит смысл человеческой истории. Как проявление божественной милости рассматривает Иларион приобщение к христианству Руси. Крещение Руси Владимиром, подчеркивает Иларион, «произошло по изволению Божию о естестве человеческом», т. е. во исполнение божественного замысла о спасении людей: «Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел он, восхотел- и спас нас и привел в познание истины... Тогда как слепы были мы и не видели света истины, но блуждали во лжи идольской, к тому же глухи были к спасительному учению, помиловал нас Бог— и воссиял и в нас свет разума к познанию Его... Тогда как претыкались мы на путях погибели, бесам последуя, и не ведали пути, ведущего в жизнь вечную... посетило нас человеколюбие Божие... И хотя прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском... ниспо-спал Господь и нам заповеди, ведущие в жизнь вечную». Вместо обычного для того времени понятия «Русская земля» Иларион использует понятие «русский народ», который благодаря ^ещеникт стал «народом Божиим», прославляющим Христа «со всеми христианами». Принятие христианства позволило Руси, как Раздел VI_____ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРВДНЕВЕКОш-о и другим новообращенным народам, стать субъектом мировой истории которая интерпретируется Иларионом как история постепенного приобщения всех народов к христианству. Впоследствии эта мысль киевского митрополита о Руси как равном с другими христианскими народами субъекте христианской истории получит новое обоснование уже в ином культурно-историческом контексте в теории «Третьего Рима». Митрополит Иларион — свидетель Крещения Руси, — предстает какоснователь традиции оптимистического объяснения исторического процесса, продолженную затем Филофеем. В отличие от Илариона летописецНестор — вероятный автор«Повести временных лет» (XII в.), наблюдавший ситуацию двоеверия и сохранения традиций язычества, видевший беззаконие и междоусобную борьбу князей, вынужден подвергнуть христианскому осмыслению неудачи своего народа в строительстве «Святой Руси» (необходимо отметить, что данный термин появился позднее, в XVI в.). Следуя той же исторической схеме провиденциализма, что и Иларион, Нестор проводит мысль о том, что торжество беззакония во внутреннем управлении и победы «поганых», т. е. язычников, Бог являет в предзнаменование «последних времен», в наказание за распространившееся на Руси поругание веры и благочестия. Таким образом, в разных исторических условиях наблюдаемые древнерусскими мыслителями исторические события давали повод для выражения в рамках общей для них христианской трактовки истории оптимистичного либопессимистичного взгляда на историю собственной страны. То же противопоставление христианской Руси, своим благочестием отдаляющей наступление «последних времен», и Руси, отступившей от Христа, будет присутствовать у Филофея и его анонимного продолжателя, поставившего благополучие государства в зависимость от его следования христианской «правде».
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1410)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |