Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»



2016-01-05 686 Обсуждений (0)
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Отсюда Ильин выводилаксиомы правосознания, под кото­рыми понимал основные истины, основные способы бытия, мотиви­рования и действия (с. 309-310). Такими аксиомами правосознания мыслитель считал: 1) закон духовного достоинства; 2) закон автономии;

3) закон взаимного признания.

Закон духовного достоинства предполагает, что человек есть существо духовное и обладающее духовным достоинством. Чувство собственного достоинства есть поэтому знакдуховного самоутверж­дения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Духовное само­утверждение заключается, по мысли Ильина, в том, что человек на­ходит правильное разрешение конфликта между духовным призва­нием и инстинктом самосохранения (с. 313). Именно сознание в себе духовного начала заставляет ценить право как необходимую форму духовной жизни, дорожить им и соблюдать его предписания. Это же чувство вызывает сознание своей ответственности, а «взаимность обязанностей и полномочий, взаимная связь правовых ячеек и соли­дарность всех в отношении к единому и общему правопорядку— вызывают... в душе непреклонную волю и живую готовность к блю-дению своих обязанностей» (с. 318).

Ильин тонко подметил, что человек, уважающий себя лишь потому и лишь постольку, поскольку его уважают другие, — по сути, не уважает себя. Его снедает чувство собственной малоценности, тщеславие и жажда внешнего успеха. И если этот успех проходит, он перестает чувствовать свое духовное достоинство. Такой чело­век постепенно приобретает душевный уклад раба, для которого внешний бунт является единственно возможной формой протеста.

Правосознание подобных людей, отмечал мыслитель, страдает серьезными недугами. Например, в основе всякой продажности лежит, по мнению Ильина, духовная слепота и отсутствие собственного духовного достоинства. Слепота ведет к неразличению ранга цен­ностей, а дефект духовного достоинства создает расшатанную волю. Вот почему политический режим, не взращивающий в народе чув­ство собственного достоинства, обречен на то, чтобы разложиться однажды от торжества частной корысти над общим интересом и по­шлости над духом (с. 329). Отсюда возникают все тирании и худшая из них — тоталитарное государство.

Автономия, или самозаконность, свобода — вторая аксиома правосознания. Духовное достоинство предполагает возможность


ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И. А. ИЛЬИНА

Глава 3

определять себя и управлять собою. Управлять собою означает само­стоятельно определять свои действия, выбирать свои жизненные содержания, утверждать свое достоинство, соблюдать свои пределы, отстаивать свои полномочия и исполнять свои обязанности (с. 336). Духовная жизнь, полагал Ильин, есть самодеятельность в осущест­влении высших предметных ценностей. Поэтому гражданин, ведущий автономную духовную жизнь, нуждается в ее нестесненном внеш­нем проявлении. Но в основе внешнего самоопределения человека должна лежать духовная зрелость (вот почему освобождение от раб­ского состояния — это акт не столько внешний, сколько внутрен­ний). Тот политический режим, который подавляет автономию духа, воспитывает в гражданах безмолвие и пассивность, являющиеся питательной почвой для всех форм противоправного поведения,

Взаимное духовное признание —третья аксиома правосознания. Здесь Ильин анализирует непосредственно коммуникативную состав­ляющую правосознания и права. Ученый отмечает, что право каж­дого человека на духовно достойную жизнь может рассматриваться как самостоятельный атрибут индивидуального духа, но в действи­тельной жизни оно являетсясвязью между людьми, «скрепою, ко­торая разграничавает их совместность. В действительности право возможно только там, где есть живое отношение между людьми:

право зарождается впервые как настроение воли и осуществляется впервые как отношение духа к духу. Это отношение определяется как взаимное духовное признание» (с. 361).

Ильин определял правоотношение именно как духовное отно­шение: правовую связь образуют именно «дух с духом». Вступить в правоотношение означает подняться мыслью и волей к идее права и цели права. «Правопорядок как живая система правоотношений покоится на том, что люди хранят в душе своей духовное измерение вещей и деяний и строят этим свою жизнь: утверждают духовное начало в себе, устанавливают свой правовой статус и точно также утверждают духовное начало в других и устанавливают их правовой статус» (с. 363). Но это как раз и означает, по мысли Ильина, что правоотношения покоятся на взаимном духовном признании людей. Кто говорит о своемполномочии, тот подразумевает соответству­ющую емуобязанность другого, но признавать за кем-нибудь пра­вовую обязанность, можно лишь признав егоправоспособность, т. е. признав егодуховную природу. Точно также говорить о своей обя­занности, можно только признав полномочия другого, т. е. утвердив


Раздел XI



2016-01-05 686 Обсуждений (0)
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)