ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
Глма; обращалось к другому и с ним соединялось. Такое совпадение и синтетическое слияние коррелятивных психических переживаний находим мы в основных психических моментах всякого общественного образования: идея изобретения, индивидуальная инициатива сливается, соединяется с переживанием подражательных эмоций; переживание потребности у одних, совпадая с сознанием у других возможности удовлетворить эти потребности, сливается в социальное чувство солидарности; переживания одними лицами эмоций господства и распоряжения, а другими — эмоций подчинения и послушания, синтетически объединяясь, образуют основную общественно-политическую силу, — власть... Общество есть своеобразное психическое отношение между суммой индивидов, составляющих общество, и индивидом. Общество... неразрывное отношение между суммой и индивидами. Этим и создается двусторонняя неразложимая природа общества» (с. 73). «Нормальное», т. е. синтетическое, общество Ященко представлял в духе Соловьева, как общество гармоничного сочетания начала личного и общественного. Это «свободная общинность, где все составляют цель для каждого, и каждый для всех» (с. 101). Понятие права. Проведенный анализ общества позволил Ященко перейти к критике тех правовых учений, которые исходят из неправильно понятой связи права с обществом. Он критиковал как позитивистские теории, так и психологическую теорию права Петражицкого за субъективизм и индивидуализм. В тоже время ученый видит и их относительную правду, ибо на право можно смотреть и «как на внутреннее коллективно-психическое явление», и как на «внешнереализованный факт объективного мира». «Как ни правильна мысль, что право есть прежде всего факт общественной человеческой психики, для объяснения природы права, во всем его объеме, недостаточно одного психологического анализа. Нужно понять право и как социальное явление, выражающееся в объективных фактах, вошедшее в юридические памятники, существующее и независимо от индивидуальных переживаний.... Для того чтобы вполне понять право... в этом внешнем и объективном его существовании, необходимо... посмотреть на него, как смотрим мы на науку и искусство... Каждое произведение искусства прежде всего есть индивидуальное переживание сначала его творца, потом всех тех, кто его воспринимает; но оно вместе с тем есть и некоторый объект внешнего мира ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX . Раздел X (статуя, картина, симфония...)... и... мы должны обращать особое внимание и на отложившиеся во внешнем мире результаты психических художественных переживаний, а не только на эти переживания сами по себе... Никак не иным должно быть и отношение к праву» (с. 173-174). Ященко связывал формальный признак права спринудительностью, но рассматривал эту принудительность прежде всего как «внутренне-психическую», связанную с переживанием этой принудительности как властного принуждения. Но праву присуща и принудительность «внешняя», осуществляемая специальными органами политической власти, причем, согласно мысли Ященко, не обязательно государственными органами. Мыслитель уверен, что в каждом общественном союзе есть право, и «внешняя принудительность его покоится на высшем авторитете в данном союзе, хотя бы этим союзом было и не государство, а первобытное племя, независимая община, церковь, международный союз». Государство и право, полагал Ященко, не только «не покрывают друг друга», но и вообще «лишь взаимно пересекаются». Право регулирует не только государственную, но и «всякую коллективную общественную жизнь» (с. 174). На основании проделанного анализа Ященко формулировал синтетическое определение права: «Право есть совокупность действующих в обществе, вследствие коллективно-психического переживания членами общества и принудительного осуществления органами власти, норм поведения, устанавливающих равновесие между интересами личной свободы и общественного блага» (с. 174—175). И здесь мы имеем дело с правом как инициативным проектом, основывающимся на «морали вдохновения», если пользоваться терминологией Л. Фуллера. Право не обходится без ценностной легитимации норм, а нормы — без их реализации в поведении. Право и нравственность. Как уже было отмечено, понятие права Ященко тесно связывал с нравственностью. Право для него — часть нравственности, получившая внешнюю и принудительную охрану. Не менее тесно мыслитель связывал право и с религией, дающей «глубочайшие основы человеческого знания». Что же понимал Ященко под нравственностью? Мыслитель был далек от неокантианской ее интерпретации, которая основывалась на принципе нравственной автономии (как, например, у Новгородцева или Кистяковского). Если воля находит основания своей деятельности ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ Глава 5 в себе самой, то почему она должна сообразовываться со всеобщим законом нравственной деятельности? По мнению правоведа, Кант не показал, почему категорический императив священен для индивида. В противоположность принципу нравственной автономии, мыслитель утверждал зависимость воли от начала, находящегося вне этой воли, и от которой она получает «обязанность, связанность, определенность». Таким началом у него выступалБог. «Законы природы, — писал Ященко, — получают для меня значение и приобретают повелительный характер только в том случае, если есть смысл в мировом существовании, если они являются выражением высшей по отношению ко мне воли. Утверждение же этой воли и абсолютного смысла жизни есть утверждение метафизически-религиозного характера».42 Образчиком гетерономной этики Ященко (не вполне обоснованно) признавал нравственную философию Соловьева. Так же в духе Соловьева Ященко провозглашал этическую задачу установления «нормального» общежития как осуществления Царства Божия на земле. Для достижения этой цели мыслитель считал необходимым привести «исторические общественные образования» в должное соответствие с «высшим нравственным началом». Решению этих задач должно служить право, которое являлось у Ященко выражениемосновной идеи нравственности —равновесия личной свободы и общего блага. Ященко разделял данное Соловьевым определение права как «минимума нравственности», полагая, что точное различие между правом и нравственностью может быть дано только поформальному признаку: поисточнику принудительности и по характеру ихсанкций. Таким образом, право у Ященко, по сути, сливалось с религией и нравственностью, отличаясь от них только принудительностью реализации своих норм. Естественное и позитивное право. Ященко был противником классического противопоставления естественного и позитивного права, ведущего к их дуализму. И в этом вопросе он разделял подход к решению данной проблемы, продемонстрированный в свое время Соловьевым. Ященко, как и Соловьев, понимает под естественным правом «общую формулу»,«общий смысл и идею действительного права», конкретным осуществлением которой всегда являетсяправо 42Там же. С. 72.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |