Критика правового этатизма
Гурвич глубоко чувствовал ограниченность этатистско-позити-вистских учений о праве. Присущее их представителям стремление свести право к технике работы с нормативным материалом, приводит, по убеждению мыслителя, к «глубочайшим заблуждениям». Правовая действительность не исчерпывается нормативным материалом, законодательными текстами, но бесконечно их превосходит. Гурвич указывает на следующиеошибки позитивизма: 1) создание логически порочного круга между государством и правом, когда они объявляются источниками и условиями существования друг друга; 2) игнорирование внутреннего противоречия между утверждением о неизменном характере долженствования правовых норм и эмпирической констатацией их изменчивости; 3) неспособность видеть правовое регулирование в тех сферах общественной жизни, где не осуществляется государственное регулирование; 4) отсутствие убедительного объяснения фактам существования коллизий правовых норм, противоречивости правоприменительной практики, наличия в «писаном» праве формально действующих,но«неработающих» норм (с. 571-572). По мысли Гурвича,государственно-организованное правопредставляет собой лишь систему взаимосвязанных моделей поведения, санкций за их нарушение, способов разрешения конфликтов, символов и ценностей, разделяемых в определенный исторический период, для использования которых разрабатывается определенная юридическая техника. Такая техника не может полностью соответствовать реалиям общественной жизни, зачастую от нее отстает и сама развивается под спонтанным воздействием правовой действительности. По мнению ученого, это делает неизбежным вывод о том, что право существует и помимо государства, и ошибкой механистического мировоззрения Нового времени является перенесение видимых условий существования права в современном обществе на иные исторические эпохи. Гурвич соглашался с тем, что применительно к современным условиям трудно отрицать доминирующую роль государства в формировании правопорядка, поскольку это есть результат своеобразной «эволюции» регулятивных механизмов общества. Раздел XI ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ «РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ» Но отсюда вовсе не следует, что условием существования права является государство. Здесь имела место, по мысли Гурвича, ложная посылка: из необходимости единства и иерархичности системы норм права отнюдь не следует, что должен существовать и единственный источник права: будь то государство в этатистском позитивизме или природа, разум — в юснатурализме и т. д. Гурвич полагал, что каждая из этих концепций имеет свой резон, свое эмпирическое и теоретическое обоснование, но ни одна из них не в состоянии дать всестороннего объяснения феномена права. Самомногообразие этих концепций, по мнению ученого, указывало на ихнеполноту и необходимость не только абстрактно-философского, но и конкретно-социологического, плюралистического методологического подхода к праву, способного дать его целостное,интегральное видение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Правовые учения «русского зарубежья» развивали те идеи, которые были заложены в отечественном правоведении в первые два десятилетия XX века. Эти идеи имели явную антиэтатистскую направленность и нацеленность на интегральное, целостное правовосприятие, в центре которого находилась идея общения (коммуникации). Рекомендуемые источники и исследования Алексеев Н. Н. Идея государства. СПб., 2001. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998. Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1920. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998. Гурвич Г. Д. Философия и социология права. СПб., 2004. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М.,1994. Ильин И. А. О сущности правосознания // Там же. Ильин И. А. Понятия права и силы (опыт методологическогоанализа) // Там же. Франк С. Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. Рекомендуемые источники и исследования * * * Антонов М. В., Поляков А. В. Г. Д. Гурвич и русская постклассическая правовая мысль конца XIX — начала XX века // Правоведение. 2005. №4. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX — началаXX века // Вопросы философии. 1991. № 8. Гнатюк О. Л. Николай Сергеевич Тимашев. СПб., 2003. Кацапова И. А. Русская школа права: П. И. Новгородцев о необходимости этико-нормативного анализа права // Вопросы философии. 2003. №4. ПолторацкийИ. П.И. А. Ильин — жизненный и творческий путь. Питтс- бург, 1991. Полторацкий И. П. Монархия и республика в восприятииИ. А. Ильина. Нью-Йорк, 1979. Поляков А. В. Разочарованный странник (Н. Н. Алексеев и идея государства) // Алексеев Н. Н. Идея государства. СПб., 2001. Раздел XII ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ ВВЕДЕНИЕ Бурное и плодотворное развитие правовой теории в России в начале XX в. испытало серьезный кризис после Октябрьской революции и победы большевиков. Постепенно в науке утвердилась марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией. Следует отметить, что догматизация марксизма — «заслуга» прежде всего ленинизма. Этому способствовало то обстоятельство, что в ортодоксальном марксизме отсутствовала собственно правовая теория. По-видимому, можно говорить лишь о марксистской интерпретации права, об определении его места в жизни общества с позиций доктрины исторического материализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Поэтому все немногое, что было сказано по этому поводу основоположниками учения, воспринималось как «Священное писание», из которого нельзя было убрать ни одного слова. Марксизм создал одну из великих утопий человечества. В этой своей части он показал свою несостоятельность. Но у марксизма, помимо общеизвестных «грехов», есть и бесспорные заслуги, в частности, — выявлениеограниченности и относительности социокуль-турных ценностей любого общества (в первую очередь, буржуазного), выявление значенияидеологий в социальной жизни и особенно идея о том, что социальный мир, в котором живет человек, является порояедением его деятельности. Эта идея становится одной из ключевых в западной социологии и высоко ценится школой феноменологической социологии. В частности, известные представители данного направления П. Бергер и Т. Лукман писали в связи с этим: «Маркс указывал на то, что человеческое мышление производно от человеческой деятельности (точнее, труда) и от социальных взаимосвязей, возникающих в результате этой деятельности. Базис... и надстройку... можно лучше понять, если соответственно рассматривать их как человеческую деятельность и мир, созданный этой деятельностью...».' ' Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактатпо социологии знания. М., 1995. С. 17.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |