Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демократия на местном уровне и децентрализации в Республике Беларусь (аналитический доклад)



2019-05-24 287 Обсуждений (0)
Демократия на местном уровне и децентрализации в Республике Беларусь (аналитический доклад) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Введение. По форме государственного устройства Республики Беларусь является унитарным государством. По форме правления – президентской республикой. Президент не только Глава государства, что прямо зафиксировано в Конституции, но и фактически (с учетом его конституционных полномочий) – глава исполнительной власти. В стране действует двухпалатный парламент, состоящий из Палаты представителей, депутаты которой избираются непосредственно населением, и Совета Республики – палаты территориального представительства. Совет Республики формируется следующим образом: по 8 членов избираются тайным голосованием от каждой области – наиболее крупной административно-территориальной единицы (их шесть) и гор. Минска на заседаниях депутатов городских (городов областного подчинения) и районных Советов депутатов соответствующей области и гор. Минска. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Таким образом всего 64 члена Совета Республики.

Основная религия – христианство (православие и католицизм). Государственные языки – белорусский и русский.

Республика Беларусь занимает территорию площадью 207,6 тысячи квадратных километров, что составляет примерно 2% от площади Европы. Протяженность территории с севера на юг – 560 километров, с запада на восток – 650 километров. Столица – г. Минск находится в центре страны. Беларусь граничит с 5 государствами: на западе – с Польшей, на северо-западе – с Литвой, на севере – с Латвией и Россией, на северо-востоке и востоке – с Россией, на юге – с Украиной.

Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2006 г. составила 9 млн. 750,5 тыс. человек и по сравнению с 1995 годом сократилась на 460 тыс. человек.

Численность городского населения составляет чуть более 70% от общей численности населения республики.

По данным переписи населения 1999 года в республике проживают представители более 130 национальностей, среди которых наиболее многочисленными являются белорусы – 8159,1 тыс. человек (81,2% общей численности населения), русские – 1141,7 тыс. человек (11,4%), поляки – 395,7 тыс. человек (3,9%), на долю других национальностей приходится 3,5%.

Население в трудоспособном возрасте составляет 61% общей численности населения, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного – 21%.

В Беларуси, как и в других европейских государствах, наблюдается тенденция «старения» населения, о чем свидетельствует преобладание численности лиц в возрасте 60 лет и старше (19%) над численностью детей возрасте 0–15 лет (18%).

Основными целями государственной демографической политики являются снижение смертности и повышение продолжительности жизни населения, стабилизация рождаемости, оптимизация миграционых процессов. Важнейшей составляющей процесса воспроизводства населения является рождаемость.

Учитывая важность решения демографических проблем для будущего нашей страны, принят закон о демографической безопасности и разрабатывается Программа демографической безопасности, реализация которой позволит изменить негативные тенденции рождаемости и смертности.

Большое влияние на демографические процессы наряду с рождаемостью и смертностью оказывает миграция населения. Начиная с 1996 года Республика Беларусь сохраняет положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. За 1996–2003 гг. число прибывших в республику составило 201 тыс. человек, число выбывших – 71 тыс. человек. Основной миграционный обмен Беларуси происходит с Россией, Украиной и Казахстаном. Прибывшие из этих государств составили в 2003 году 86% от общего числа иммигрантов из стран СНГ и Балтии.

В экономике республики занято 4,3 млн. человек, или 72% населения в трудоспособном возрасте. В городах и поселках городского типа работало 78% занятого населения, в сельской местности – 22%. Удельный вес занятых в негосударственном секторе увеличился с 40% в 1995 году до 47% в 2005 году. В то же время в обеспечении занятости преобладающим остается государственный сектор экономики, в котором работает 2,3 млн. человек, или 53% всех занятых.

В ст. 9 Конституции предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

В целях решения вопросов административно-территориального устройства, дальнейшего развития конституционных норм о территориальной организации нашего государства издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 г. № 1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного закона, в том числе – Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь, Порядок наименования и переименования предприятий, учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров.

Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы: в некоторых городах районного подчинения и поселках Советы депутатов и исполнительные комитеты не создаются. Функции местной власти на их территории выполняют органы местной власти административно-территориальных единиц, куда входят эти территории.

Централизованное управление делами белорусского государства сочетается с местным управлением и самоуправлением.

Согласно ст. 2 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Конституция, закон о местном управлении и самоуправлении, некоторые другие нормативные акты определяют систему местного самоуправления и управления.

В период нахождения Республики Беларусь в составе СССР во всех административно-территориальных единицах создавались местные Советы депутатов (областные, гор. Минска, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы), которые в свою очередь создавали свои исполнительные комитеты – исполнительные и распорядительные органы.

В октябре 1989 года Верховным Советом БССР были внесены изменения и дополнения в Конституцию, которые несколько повысили статус местных Советов депутатов и существенно – Верховного Совета БССР. Таким образом существовала четырехзвенная система представительной власти (Верховный Совет, областной Совет, районный (городской) Совет, поселковый (сельский) Совет депутатов) и исполнительной власти (Правительство, облисполкомы, райисполкомы (горисполкомы), исполкомы поселковых (сельских) Советов депутатов).

Законом от 6 октября 1994 г. Верховный Совет упразднил Советы депутатов первичного звена (более тысячи) – городские (городов районного подчинения), районные в городах, поселковые и сельские. Однако этот закон впоследствии был отменен.

19 сентября 1995 года Президентом Республики Беларусь издан указ «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления», которым были упразднены районные в городах Советы депутатов и их органы. На территории районов в городах образованы местные администрации с правами юридического лица. Например, в столице Беларуси – городе Минске – девять районов, в которых действуют местные администрации. Всего таких городов, где имеется районное деление, но уже нет местных Советов депутатов и исполкомов, а функционируют местные администрации – 7 (областные центры, г. Бобруйск).

При выборах в местные Советы депутатов в 2003 году было сформировано 1672 местных Совета депутатов. С одобрением Конституции Республики Беларусь на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. и развитием текущего законодательства в ряде смежных административно-территориальных единицах (например, городов и районов) местные Советы объединены и функционирует один Совет депутатов.

В состав местных Советов было избрано более 23 тысяч депутатов.

В настоящее время все, что касается местных исполнительных и распорядительных органов, регулируется Конституцией, законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и множеством указов Президента Республики Беларусь.

2. Территориальная организация. Согласно ст. 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов – представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определять полномочия Советов.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы; к базовому – городские (городов областного подчинения), районные Советы; к областному – областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

В соответствии со ст. 118 Конституции местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.

Местное самоуправление не может сводиться лишь к избранию и деятельности представительных органов – местных Советов депутатов. Оно значительно шире и включает местные референдумы, собрания, работу органов территориального общественного самоуправления и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета являются исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.

В соответствии со ст. 9 закона о местном управлении и самоуправлении исполнительные комитеты первичного, базового и областного уровней входят в систему органов исполнительной власти, являются органами местного управления.

В состав исполнительного комитета помимо его председателя, входят заместители (заместитель) председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения), – секретарь) и члены исполнительного комитета.

Отличительным признаком организации управленческой власти на местах является отсутствие параллельных структур (представителей центральной власти и органов управления, формируемых на местном уровне).

Население по областям (их 6) и гор. Минску (по своему статусу приближен к области) распределяется в целом равномерно: в столице – гор. Минске проживает около 1,8 млн. человек, в Брестской – 1,4 млн., Витебской – 1,3 млн., Гомельской – 1,5 млн., Гродненской – 1,1 млн., Минской – 1,5 млн., Могилевской – 1,1 млн. человек.

Ежегодно принимаемый закон «О бюджете Республики Беларусь» определяет систему распределения налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь.

Столицей Республики Беларусь является гор. Минск, статус которого определяется законом от 12 июля 2000 г. Согласно закону г. Минск отнесен к особой категории населенных пунктов. Здесь место нахождения официальной государственной резиденции Президента Республики Беларусь, высших органов государственной власти, иных центральных государственных органов, а также дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций.

С целью осуществления г. Минском функций столицы в республиканском бюджете столичные расходы выделяются отдельной строкой; городу предоставляются субвенции и субсидии; передано имущество в коммунальную собственность; предоставляются государственные гарантии на привлекаемые инвестиции и др. Столица имеет свой Устав, который утвержден решением Минского городского Совета депутатов 26 июня 2001 г.

Помимо Устава местными властями устанавливается порядок приглашения организациями и индивидуальными предпринимателями иногородних граждан для работы и жительства в городе Минске, устанавливается с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города размер платы за каждого приглашенного; утверждаются правила благоустройства и содержания города Минска; утверждается порядок согласования органами опеки и попечительства города Минска сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений отдельных категорий граждан; осуществляются иные полномочия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

На территории Беларуси создано шесть свободных экономических зон.

Относительно крупной можно назвать реформу местного самоуправления в городах с районным делением. В районах этих городов не избираются (как это было ранее) местные Советы депутатов, действует общегородской представительный орган, а в этих районах действуют местные администрации. В связи с тем, что здесь не избираются местные Советы депутатов, эти районы отнесены к территориальным единицам (в административно-территориальных единицах функционируют как исполнительные комитеты, так и местные Советы депутатов).

Актами Главы государства с учетом экономического и социального развития некоторые административно-территориальные единицы объединяются в одну. Это обычно происходит с городами и соответствующими районами. Всего объединено 104 Совета депутатов.

3. Институты местного самоуправления. 3.1. Местные политические системы. В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система. Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского городского, районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно руководящими органами областных, Минского городского, районных, городских организационных структур, созданных в установленном порядке до назначения выборов, при условии, что на территории соответствующего избирательного округа по выборам в областной, Минский городской Совет депутатов, а по выборам в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов на территории соответствующего района, города имеется созданная в установленном порядке до назначения выборов организационная структура политической партии, выдвигающей кандидата в депутаты.

Выдвижение кандидатов в депутаты городских (городов районного подчинения) поселковых и сельских Советов депутатов осуществляется районными, городскими руководящими органами политических партий, а также на собраниях их нижестоящих организационных структур, находящихся на территории этих местных Советов депутатов, при условии, что районные, городские и нижестоящие организационные структуры созданы в установленном порядке до назначения выборов и находятся на территории этих местных Советов депутатов.

Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Палату представителей, соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата в депутаты из числа членов этой политической партии.

Список зарегистрированных политических партий представляется Министерством юстиции Республики Беларусь в Центральную комиссию по выборам не позднее чем через пять дней после назначения выборов.

Местные выборы являются плюралистическим. В среднем на один депутатский мандат претендовало на выборах в 1999, 2003 годах по 3-4 кандидата в депутаты.

Среди общего числа депутатов местных Советов депутатов абсолютное большинство – беспартийные. Это объясняется во многом тем, что после распада СССР, а еще ранее – утраты коммунистической партией своей роли, новые партии (в Республике Беларусь их зарегистрировано Министерством юстиции 17), не обладают многочисленным составом и граждане больше ориентируются не на партийную принадлежность, а на программы и личность кандидата в депутаты. Всего в местных Советах на конец 2004 г. работает 23397 депутатов. При этом высшее образование имеют 59%, среднее специальное – 29%, среднее – 12%; до 30 лет – 5%, от 30 до 50 лет – 65%, свыше 50 лет – 30%; представляют государственные органы – 19%, промышленность – 9%, сельское хозяйство – 32%, другие – 36%, неработающие – 4%, женщины – 44%.

Местное управление осуществляют местные исполнительные комитеты (облисполкомы, райисполкомы, горисполкомы, сельские и поселковые исполкомы), а также местные администрации в районах городов. В составе исполнительных комитетов создаются управления, отделы, им подчиняются коммунальные предприятия и организации.

Представительными органами являются местные Советы депутатов, которые избираются в соответствующих административно-территориальных единицах.

Председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета.

Кандидатуры на должности председателей областных (Минского городского) Советов вносятся депутатами соответствующих Советов, а на должности председателей иных Советов депутатами соответствующих Советов и председателями соответствующих вышестоящих Советов. В том же порядке вносятся предложения об освобождении председателей Советов от занимаемых должностей.

Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета.

В своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожден от должности только Советом.

Две ветви власти участвуют в формировании исполнительных комитетов. Так, председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается областным Советом (ст. 10 закона о местном управлении и самоуправлении). Кандидатура на эту должность считается утвержденной, если за нее проголосовало большинство депутатов от числа избранных. В случае, если Совет депутатов не утвердил кандидатуру, Президент Республики Беларусь в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе областного, Минского городского Совета депутатов утвердить кандидатуру, назначенную на должность председателя исполнительного комитета, решение Президента Республики Беларусь, принятое по этой или иной кандидатуре является окончательным. Законодательством предусматриваются основания для освобождения председателя исполнительного комитета от должности.

Назначение председателя исполнительного комитета на должность и освобождение его от должности оформляется указом Президента Республики Беларусь.

Кандидатуры заместителей председателя исполнительного комитета, управляющего делами и персональный состав исполнительного комитета председатель областного исполнительного комитета должен согласовать с Президентом, после чего он вправе произвести соответствующие назначения.

Назначение на должность и освобождение от должности председателей районных (городских) исполнительных комитетов и представление их кандидатур на утверждение районных (городских) Советов депутатов осуществляется председателем областного исполнительного комитета. Он же принимает окончательное решение о назначении председателей районных (городских) исполнительных комитетов в случае повторного отказа соответствующих Советов депутатов утвердить предложенные кандидатуры.

Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.

Избирательная система является мажоритарной.

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа:

по выборам в областной Совет депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;

по выборам в Минский городской Совет депутатов – от 40 до 60 избирательных округов;

по выборам в районный Совет депутатов – от 25 до 40 избирательных округов;

по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) – от 25 до 40 избирательных округов;

по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) – от 15 до 25 избирательных округов;

по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов – от 11 до 15 избирательных округов.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Если по избирательному округу ни один из кандидатов в депутаты местного Совета депутатов не был избран в первом туре выборов, в избирательном округе проводится второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим в первом туре выборов наибольшее число голосов избирателей.

Выборы во втором туре голосования признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В рамках Беларуси как унитарного государства проводится единая политика. Дифференциация может быть обусловлена экономическими, социальными, национальными, религиозными и культурными особенностями. Однако ярко выраженной специфики выражения гражданами отношения к местной политике нет.

 

3.2. Участие граждан. В сравнительном плане активность граждан на местных выборах, прошедших в 1999 и 2003 годах выглядит следующим образом: 2003 год: число включенных в списки 7 млн. 104 тыс. 428 человек; общее число принявших участие в голосовании 5 млн. 214 тыс. 895 человек – 73,40%; 1999 год: 4933007 – 66,9%.

Непосредственно в Конституции и Избирательном кодексе предусмотрено проведение местных референдумов и отзыв депутата местного Совета депутатов. Однако практики проведения местных референдумов нет (на республиканском уровне с 1991 года проведено четыре референдума). Отзывы депутатов единичны. Опросы населения проводятся достаточно часто различными социологическими службами. Результаты доводятся до сведения населения. Широко распространена практика реагирования на недостатки в работе местной власти, коммунальных служб, здравоохранения и других через телевидение и другие средства массовой информации. В этом отношении гласность имеет явно выраженный характер и позволяет эффективно воздействовать на проявление бюрократизма, волокиты, неуважение чиновничества к гражданам.

В 1996, 2001, 2006 годах прошли три Всебелорусских народных собрания, на которых принимались Программы экономического и социального развития на предстоящую пятилетку, а также обсуждались итоги развития страны.

Участвовало в работе Всебелорусского собрания 2006 г. – 2500 делегатов, 2001 г. – 2500, 1996 г. – 5000.

29 сентября 2000 г. прошел съезд депутатов Советов депутатов Республики Беларусь, где обсуждалась роль Советов в жизни республики. Было избрано 2564 делегата, фактически участвовало – 2488.

У нас сложилась определенная практика проведения собраний (сходов) граждан по месту жительства. На них обсуждаются вопросы государственного и местного значения.

Согласно закону от 12 июля 2000 г. «О республиканских и местных собраниях» в республиканских и местных собраниях могут принимать участие граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие в Республике Беларусь на соответствующей территории.

В местных собраниях не могут принимать участия лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия), лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения, а также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Местные собрания правомочны, если в них принимают участие не менее 25 процентов граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на соответствующей территории, или не менее двух третей уполномоченных участвовать в местном собрании.

Участники собраний вправе обсуждать вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации по вопросам государственной и общественной жизни в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Местные собрания вправе обращаться с предложениями к Президенту Республики Беларусь, в Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы, а также общественные объединения и иные организации.

Местные собрания могут проводиться на территории административно-территориальной единицы или ее части (микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.).

Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Для подготовки проведения местного собрания местным Советом депутатов, исполнительными и распорядительными органами, органами территориального общественного самоуправления или гражданами может создаваться инициативная группа или образовываться организационный комитет.

Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в местном собрании, а также председателя организационного комитета (инициативной группы) устанавливаются инициатором собрания.

Решение о созыве местного собрания, нормах представительства и порядке избрания уполномоченных для участия в местном собрании оформляется протоколом заседания организационного комитета или инициативной группы и доводится до сведения граждан, проживающих на соответствующей территории, не позднее чем за 15 дней до проведения местного собрания с указанием времени, места его проведения и вопросов, выносимых для обсуждения.

Участниками местного собрания являются граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие в Республике Беларусь на соответствующей территории, либо уполномоченные для участия в местном собрании, избранные в порядке, установленном инициатором собрания.

С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений.

Местное собрание открывает и ведет председатель организационного комитета (инициативной группы), являющийся председателем собрания. Для ведения протокола собрания избираются секретарь собрания, а также счетная комиссия. Повестка дня и регламент работы утверждаются местным собранием.

Решения местного собрания принимаются простым большинством голосов его участников. Порядок голосования устанавливается собранием, при этом голосование может быть открытым или тайным.

Решения местного собрания оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. К протоколу собрания прилагается список его участников.

Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.

К компетенции местного собрания относятся:

рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению органов местного управления и самоуправления, внесение по ним предложений, в том числе по установлению местных налогов и сборов;

обсуждение проектов решений местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов по вопросам местного значения в экономической, социальной и культурной областях;

оценка деятельности органов местного управления и самоуправления;

внесение предложений по вопросам повестки дня сессий местных Советов депутатов, заседаний местных исполнительных и распорядительных органов;

рассмотрение предложений о наименовании и переименовании населенных пунктов и их составных частей и принятие по ним рекомендаций;

обсуждение мер по укреплению (охране) общественного порядка;

рассмотрение проектов планов развития и застройки соответствующих территорий, рационального использования природных ресурсов;

принятие решений об учреждении и упразднении органов территориального общественного самоуправления, избрании членов и утверждении уставов этих органов;

избрание уполномоченных участвовать в республиканском собрании;

обсуждение других вопросов, в том числе республиканского значения, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.

На основе добровольного волеизъявления граждан могут создаваться другие органы территориального общественного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность в тесной связи с местными Советами, исполнительными и распорядительными органами, депутатами, трудовыми коллективами, общественными объединениями.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других формах).

Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.

В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории.

Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.

Учреждение органа территориального общественного самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляются на собрании. Порядок избрания и работы единоличных органов территориального общественного самоуправления (старост, старейшин и др.) определяется положением, утверждаемым Советом соответствующей административно-территориальной единицы.

Члены органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием.

В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются название, цели, задачи и предмет деятельности органа территориального общественного самоуправления, территория его деятельности, формы и порядок участия жителей в работе органа территориального общественного самоуправления и порядок формирования его органов, срок полномочий органа территориального общественного самоуправления, который не должен превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы, источники и порядок формирования собственности органа территориального общественного самоуправления, порядок распоряжения его имуществом, а также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Орган территориального общественного самоуправления регистрируется в соответствующем исполнительном комитете (местной администрации).

Для регистрации органа территориального общественного самоуправления в месячный срок со дня его учреждения в осуществляющий регистрацию орган подаются:

1) заявление, оформленное в установленном порядке;

2) устав;

3) решение инициативной группы или организационного комитета о проведении собрания по учреждению органа территориального общественного самоуправления;

4) протокол собрания;

5) общий список участников собрания с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, гражданства;

6) иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Орган территориального общественного самоуправления вправе:

1) вносить на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;

2) участвовать по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;

3) созывать собра



2019-05-24 287 Обсуждений (0)
Демократия на местном уровне и децентрализации в Республике Беларусь (аналитический доклад) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демократия на местном уровне и децентрализации в Республике Беларусь (аналитический доклад)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)