Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке. 3 страница



2019-07-03 284 Обсуждений (0)
Признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке. 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




В то же время законодательно закрепленный запрет на использование адвокатской информации в качестве доказательств содержит ограничение по предметному критерию. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности "полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей". Если исходить из этой нормы, иная адвокатская информация, не входящая в адвокатское производство, может быть доказательством. В принципе это положение может создать почву для различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц при осуществлении выемки, обыска и мероприятий в рамках ОРД.

В частности, прослушанные переговоры адвоката и доверителя не входят в адвокатское производство и при наличии судебного разрешения на прослушивание соответствующие материалы могут быть использованы для выявления и надлежащего оформления доказательств по уголовному делу, что является существенным нарушением адвокатской тайны и препятствует реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Представляется, что, если тайна включает всю адвокатскую информацию, в том числе и сам факт обращения доверителя к адвокату, что установлено п. 5 ст. 6 КПЭА, иммунитет помещений, а также средств транспорта и связи, используемых адвокатом, не должен быть истолкован сколько-нибудь ограничительно.

Именно поэтому ч. 2 ст. 450.1 УПК РФ содержит императивное требование, согласно которому в постановлении судьи о разрешении производства обыска, осмотра и (или) выемки в отношении адвоката указываются конкретные отыскиваемые объекты.

Вместе с тем адвокатский иммунитет не распространяется на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ (абз. 2 п. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности). Целесообразность такого установления представляется очевидной. Адвокат не должен быть сообщником своего доверителя и "принятие адвокатом "на хранение" от клиента документов или предметов, изобличающих его в совершении преступления с целью "понадежнее их спрятать", не имеет ничего общего с адвокатской деятельностью" <1>.

--------------------------------

<1> Буробин В., Плетнев В. Правовой режим адвокатской тайны. Понятие правового режима адвокатской тайны и ее содержание // Закон и право. 2006. N 5. С. 29.

 

Существуют также запреты, закрепляющие основы свидетельского иммунитета адвоката. Согласно п. 6 ст. 6 КПЭА адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей. Этот запрет, адресованный адвокату, подкрепляется соответствующим запретом третьим лицам (п. 2 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности).

Запреты, лежащие в основе свидетельского иммунитета адвоката, являются абсолютными. Они имеют отношение ко всей профессионально значимой информации адвоката и не предусматривают возможности его допроса в связи с прекращением тайны доверителем. Соответственно, свидетельский иммунитет адвоката, направленный на защиту его профессиональной тайны, не имеет ограничения во времени, поскольку согласно п. 2 ст. 6 Кодекса не ограничен во времени срок хранения тайны. Данное обстоятельство означает, что свидетельским иммунитетом пользуются также лица, чей статус адвоката прекращен либо приостановлен (в отношении дел доверителей, которыми эти лица занимались, когда были адвокатами). Кроме того, адвокат или лицо, чей статус адвоката прекращен либо приостановлен, даже после прекращения тайны доверителем не могут разглашать информацию, которая способна нанести бывшим доверителям вред. В противном случае наступает юридическая ответственность <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об иммунитете адвоката см.: Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика. М., 2009. С. 159 - 174.

 

Говоря о свидетельском иммунитете адвоката, нельзя не упомянуть о том, что Конституционный Суд РФ пришел к следующему выводу: адвокат вправе давать свидетельские показания в случаях, когда сам адвокат и его подзащитный заинтересованы в оглашении тех или иных сведений. Данный вывод содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 108-О по жалобе гражданина Цицкишвили Г.В. на нарушение его конституционных прав п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ. В этом Определении Конституционный Суд РФ разъяснил, что указанная норма уголовно-процессуального законодательства не служит для адвоката препятствием в реализации права выступить свидетелем по делу - разумеется, при условии изменения впоследствии его правового статуса и соблюдения прав и законных интересов лиц, доверивших ему информацию.

В целом свидетельский иммунитет, защищая частные интересы, в то же время обеспечивает конфиденциальность оказания квалифицированной юридической помощи, а также доверие к институту адвокатуры в целом, поэтому он имеет непосредственное отношение к такому публичному интересу, как интерес правосудия. Не только нравственный императив верности своему доверителю, но и высокая общественная значимость, связанность запрета свидетельствовать с публичными интересами обязывают адвоката воздерживаться от действий, умаляющих данный иммунитет, провоцирующих нарушение соответствующих процессуальных запретов третьими лицами. Такие действия ведут к подрыву доверия, что согласно п. 3 ст. 5 КПЭА несовместимо со званием адвоката.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

 

1. Перечислите гарантии независимости адвокатской деятельности.

2. Существует ли свидетельский иммунитет адвоката?

3. Перечислите гарантии независимости адвокатской деятельности.

4. Возможно ли проведение оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвокатов?

 

§ 9. Источники нормативно-правового регулирования

института адвокатуры

 

Источниками нормативно-правового регулирования адвокатской деятельности являются нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения, которые складываются между различными субъектами в связи и по поводу организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Акты международного права имеют приоритет перед актами внутреннего законодательства: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основная задача адвокатуры - защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц - осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом международных соглашений по вопросам прав и свобод человека и гражданина.

1. Среди важнейших актов международного права, регулирующих оказание юридической помощи и защиту прав и свобод субъектов права, следует назвать прежде всего Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., в частности ее ст. 11, в которой закреплена презумпция невиновности и необходимость обеспечения каждому человеку всех возможностей для защиты в ходе судебного разбирательства. Кроме того, Всеобщая декларация прав человека утверждает принцип равенства перед законом, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для защиты любого лица, обвиненного в совершении наказуемого деяния.

Устав Организации Объединенных Наций, принятый 26 июня 1945 г., подтверждает право людей всего мира на создание условий, при которых будет соблюдаться законность, и провозглашает достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. провозгласил ряд важнейших для защиты прав и свобод человека принципов, закрепил право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность: никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; никто не должен быть лишен свободы иначе как на основаниях и в соответствии с установленной законом процедурой.

При аресте каждому арестованному должны быть сообщены причины его ареста, он должен быть немедленно информирован о существе предъявленного ему обвинения. Пакт содержит правило о том, что каждое лицо, арестованное или задержанное по уголовному обвинению, срочно должно быть доставлено к судье или другому должностному лицу, в соответствии с законом имеющему право осуществлять судебную власть. Арестованные или задержанные имеют право быть выслушанными без проволочек и право на беспристрастное и открытое слушание дела компетентным, независимым и справедливым судом.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует каждому, кто стал жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, компенсацию, подлежащую исковой защите. Как справедливо отмечают исследователи, данный пункт должен напоминать власти об ответственности за незаконные и необоснованные аресты <1>.

--------------------------------

<1> См.: Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002. С. 43.

 

Важным международным источником правового регулирования защиты прав и свобод человека стала Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная 4 ноября 1950 г. в Риме, подтвердившая право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность: никто не может быть лишен свободы иначе как в определенных случаях и в порядке, которые установлены законом.

Большое значение для обеспечения прав заключенных имеет Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1988 г. и закрепивший невозможность произвольного задержания или ареста, обеспечение задержанным лицам режима, соответствующего статусу неосужденных.

В соответствии со Сводом лицо, задержанное или находящееся в заключении, имеет право:

- связываться или консультироваться с адвокатом;

- иметь необходимое количество времени и соответствующие условия для проведения консультаций со своим адвокатом;

- требовать посещения адвокатом, его консультации и связи с ним без промедления, цензуры и в условиях полной конфиденциальности;

- требовать свидания с адвокатом в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть, но не слышать задержанное или находящееся в заключении лицо и его адвоката.

Особо надо остановиться на Основных положениях о роли адвокатов, принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. Положения основаны на том, что адекватное обеспечение прав человека и основных свобод, на которые все люди имеют право, предоставляется им в экономической, социальной, культурной, гражданской и политической жизни и требует, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.

Данным нормативным правовым актом установлены:

- положения, регулирующие доступ к адвокатам и юридической помощи;

- специальные гарантии в уголовной юстиции;

- положения о квалификации и подготовке адвокатов;

- положения, регулирующие обязанности и ответственность адвокатов;

- гарантии деятельности адвокатов;

- право адвокатов на свободу высказываний и ассоциаций;

- статус профессиональных ассоциаций адвокатов;

- положения о дисциплинарном производстве в отношении адвокатов.

Важную роль в сфере международного регулирования профессиональных правил играют также Стандарты независимости сообщества юристов, принятые Международной ассоциацией юристов 7 сентября 1990 г. в Нью-Йорке и закрепившие нормы, касающиеся:

- допуска к юридической профессии и юридическому образованию;

- просвещения общественности по вопросам права;

- прав и обязанностей юристов;

- оказания юридических услуг малоимущим;

- функций, выполняемых ассоциациями адвокатов;

- порядка осуществления дисциплинарных разбирательств в отношении юристов.

Нормы, регулирующие деятельность адвокатов, включены в некоторые международные акты, касающиеся деятельности международных судебных органов и Комитета министров Совета Европы. Так, Регламент Европейского суда по правам человека "Правила процедуры суда", принятый 4 ноября 1998 г., закрепляет право каждой стороны на получение помощи от помощников и адвокатов.

В Резолюции N 76 (5) Комитета министров Совета Европы рекомендуется правительствам государств-членов предоставлять на тех же условиях, что и собственным гражданам, юридическую помощь по гражданским, торговым и административным делам независимо от характера суда, осуществляющего юрисдикцию: физическим лицам - гражданам любого государства-члена; всем прочим физическим лицам, постоянно проживающим на территории государства-члена, где должно проходить судебное разбирательство.

Важными документами, устанавливающими стандарты и правила адвокатской профессии для государств - членов Совета Европы, являются также Рекомендация R(2000)21 Комитета министров Совета Европы от 25 октября 2000 г. "О свободе осуществления профессии адвоката" и Директива 98/5/EG Европейского парламента и Совета Европы от 16 февраля 1998 г. "Для облегчения постоянных занятий адвокатской деятельностью в странах - членах ЕС, отличных от страны, в которой была получена квалификация".

В соответствии с положениями ст. 1 КПЭА российские адвокаты в своей деятельности вправе руководствоваться Общим кодексом правил для адвокатов стран Европейского сообщества (при отсутствии противоречий таких правил российскому законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре).

В Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сообщества нашли отражение некоторые положения, отсутствующие в российских нормативных актах, регулирующих адвокатскую деятельность, в частности положения, касающиеся выплаты гонораров:

- адвокат может выплатить гонорар, комиссионные или какие-либо другие виды компенсации наследникам умершего адвоката или адвокату, ранее принимавшему участие в разбирательстве дела, в разбирательстве которого теперь принимает участие этот адвокат (п. 3.6.2). Данное правило, несмотря на свою диспозитивность, способствует укреплению единого духа адвокатской корпорации и, не будучи необходимым для выполнения, накладывает тем не менее на сознательных представителей адвокатской профессии обязательства морального характера;

- адвокат по собственному усмотрению вправе требовать и принимать от другого адвоката или другого лица гонорар, комиссионные или какое-либо иное вознаграждение за дачу рекомендации или помощь в поиске клиента (п. 5.4.1).

С 5 мая 1998 г. Российская Федерация находится в юрисдикции Европейского суда по правам человека <1>. В связи с этим российским адвокатам следует принимать во внимание практику указанного суда по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней".

 

Примерами такого рода решений Европейского суда являются:

- решение от 19 марта 1997 г. по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции", согласно которому право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным. Иными словами, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту;

- решение от 24 мая 1991 г. по делу Quaranta, Series A, no. 205, para 27, решение от 24 ноября 1993 г. по делу Ymbrioscia, Series A, no. 275, para 36 - в указанных решениях был сформулирован ряд положений, согласно которым отказ задержанному в доступе к адвокату в течение первых часов допросов полицией в ситуации, когда праву на защиту мог быть нанесен невосполнимый ущерб, является - каким бы ни было основание такого отказа - несовместимым с правами обвиняемого.

Практике Европейского суда по правам человека посвящено информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 1999 г. N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие".

2. В зависимости от своей юридической силы внутригосударственные источники правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности делятся на законы и подзаконные акты.

Законы - это нормативные правовые акты, принятые в установленном порядке органами законодательной власти, регулирующие наиболее важные общественные отношения и обладающие большей юридической силой по отношению к подзаконным правовым актам.

Важнейшим законом в системе источников правового регулирования адвокатуры является Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ содержит как нормы общего характера, не затрагивающие непосредственно вопросы адвокатуры, но определяющие принципы и условия, в которых институт адвокатуры существует и действует, так и специальные нормы, регулирующие вопросы организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности.

Основой законодательного регулирования организации адвокатуры в России являются следующие нормы Конституции:

- каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48);

- каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48);

- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46);

- решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46);

- каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46);

- каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49);

- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);

- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49);

- никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50);

- никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч. 1 ст. 51);

- при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50);

- каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50);

- права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Итак, Конституция РФ как основной нормативный правовой акт в системе права нашего государства определяет базовые положения, подлежащие развитию и детализации в законодательстве об адвокатуре и адвокатской деятельности. Другие источники правового регулирования организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности должны полностью соответствовать конституционным нормам.

Примером закона как источника адвокатского права может служить Закон об адвокатской деятельности, сыгравший огромную роль в нормативном регулировании деятельности российских адвокатов. Подробная характеристика этого Закона дана в гл. 4 разд. I настоящего учебника.

Значительную часть источников правового регулирования адвокатской деятельности составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК РФ 2001 г., ГПК РФ 2002 г., АПК РФ 2002 г., КАС РФ 2015 г.

Основными положениями процессуальных кодексов, регламентирующих участие адвоката в процессе соответствующего вида, являются:

- закрепление права тех или иных участников процесса на юридическую помощь в форме предоставления услуг адвоката. Например, согласно ч. 3 ст. 59 АПК РФ представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. В силу ч. 1 ст. 55 КАС РФ представителями в ходе административного судопроизводства могут быть адвокаты и иные лица, имеющие высшее юридическое образование;

- указание момента, с которого адвокат вправе принимать участие в соответствующем процессе. Так, ч. 3 ст. 49 УПК РФ гарантирует возможность участия защитника в уголовном деле с момента: вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица; фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (в случаях, предусмотренных ст. 91, 92 УПК РФ, при применении к нему в соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу); вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ; объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы; начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления либо в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении;

- правила, определяющие способы оформления и подтверждения полномочий адвоката, и порядок проверки судом этих полномочий;

- содержание полномочий адвоката, его права и обязанности. Например, адвокат, осуществляющий представительство лица в гражданском процессе, имеет те же права и несет те же обязанности, что и лица, участвующие в деле (ст. 35 ГПК РФ);

- в отдельных случаях - особенности осуществления адвокатской деятельности, например ч. 7 ст. 49 УПК РФ закрепляет, что адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого;

- вопросы по возмещению лицу расходов на оплату оказания адвокатом юридической помощи по представительству доверителя в судебном процессе соответствующего вида.

Например, ст. 100 ГПК РФ определяет, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В случае если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования.

Наряду с кодексами источниками правового регулирования адвокатской деятельности являются некодифицированные федеральные законы. Наглядным примером может служить Закон о бесплатной юридической помощи, который установил основные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

3. Подзаконные нормативные правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. К ним относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, министерствами и ведомствами.

Акты Президента РФ, выступающие в качестве источников правового регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности, немногочисленны. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", регулирующий отдельные вопросы взаимодействия Министерства юстиции РФ и адвокатских образований, в частности в сфере обеспечения соблюдения последними требований законности.

Необходимость принятия нормативных актов Правительства РФ может быть закреплена напрямую в Законе об адвокатской деятельности. Например, в соответствии с п. 9 ст. 25 Закона размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам РФ бесплатно, устанавливаются Правительством РФ. Действующим в настоящее время актом Правительства РФ является Постановление от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации".

В группе подзаконных актов центральное место занимают нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, особенно Министерства юстиции РФ. Данные акты регулируют широкий круг вопросов, в том числе принимаются в случаях, прямо указанных в Законе об адвокатской деятельности. Например, п. 3 ст. 14 этого Закона закрепляет положение о том, что порядок ведения региональных реестров адвокатов определяется федеральным органом юстиции. Принятый в соответствии с указанной статьей Порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ утвержден Приказом Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2014 г. N 85.

Следует также отметить Приказы Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288 "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса", от 5 октября 2016 г. N 223 "Об утверждении формы удостоверения адвоката и порядка его заполнения", от 10 апреля 2013 г. N 47 "Об утверждении формы ордера", а также совместный Приказ Министерства юстиции РФ N 174, Министерства финансов РФ N 122н от 5 сентября 2012 г. "Об утверждении Порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела".

4. Поскольку Россия является федеративным государством, правом принятия нормативных правовых актов обладают как государственные органы на уровне Федерации, так и государственные органы на уровне субъектов Федерации.

В настоящее время согласно п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, т.е. в сфере регулирования вопросов адвокатуры и адвокатской деятельности могут действовать не только федеральные законы, но и региональные нормативные акты.

Акты, принятые федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории России, если иное не предусмотрено самим актом. Акты органов государственной власти субъектов РФ принимаются этими органами в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта РФ.

Закон об адвокатской деятельности не содержит положения, конкретизирующие конституционные правила о разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Примером законодательного акта субъекта РФ по вопросам адвокатуры может служить Закон г. Москвы "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве" от 4 октября 2006 г. N 49.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Качественное, продуктивное законотворчество субъектов РФ по вопросам регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности имеет положительное значение для развития института адвокатуры и совершенствования адвокатской деятельности, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, нуждаемость населения в юридической помощи, иные факторы. Однако необходимо обращать пристальное внимание на обеспечение строгого соответствия регионального законодательства федеральным нормативным правовым актам.

5. Вопрос о признании за актами высших судебных органов статуса источников российского права до настоящего времени не решен однозначно как в теории, так и на практике <1>. Вместе с тем, какой бы позиции мы ни придерживались, трудно не согласиться с Н.М. Коркуновым, который еще столетие назад писал, что "постоянство судебной практики и обусловливаемая им определенность юридических отношений представляет, конечно, важное значение. Одно из первых условий правосудия - это то, чтобы законы применялись ко всем одинаково, а это невозможно без однообразной, устойчивой судебной практики" <2>.



2019-07-03 284 Обсуждений (0)
Признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке. 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке. 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)