Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 7. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РК



2019-07-03 353 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РК 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель лекции –  дать характеристику формы правления и формы государственного устройства РК

Вопросы лекции

7.1 Форма правления РК

7.2 Форма государственного устройства РК

7.1 Форма правления – это организация государственной власти, характеризуемая системой формирования и взаимоотношений между высшими органами государственной власти. В РК закреплена президентская форма правления. Этапы становления:

1. 24.04.90 г. учрежден пост Президента Казахской ССР – главы республики.

2. 20 ноября 1990 г. - изменения в Конституцию КазССР. Президент стал не только главой республики, но и главой исполнительной и распорядительной власти. 1 декабря 1991 г. состоялись всеобщие выборы Президента.

3. 16 декабря 1991 г. провозглашена независимость Казахстана. Президент стал главой независимого государства, 28 января 1993 г. принята первая Конституция РК.

4. Самороспуск Верховного Совета РК в декабре 1993 г., предоставление Президенту права самостоятельно назначать референдум и издавать акты, имеющие силу закона. Роспуск Верховного Совета 13 созыва. 29.04.95 - республиканский референдум, продливший полномочия Президента.

5. 30 августа 1995 г. - принятие на республиканском референдуме Конституции РК. Президент равноудален от всех ветвей власти, не входит ни в одну из них, выполняет функции арбитра между органами власти.

6. 7 октября 1998 г. - изменения и дополнения в Конституцию, изменившие требования к Президенту, срок его полномочий, компетенцию, повышение роли Парламента.

7. 21 мая 2007 г. - изменения и дополнения в Конституцию РК внесены: Правительство формируется с учетом партийного большинства в Мажилисе и нуждается в его доверии, несет ответственность перед Мажилисом.

7.2 Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, определяющий состав его территории, правовой статус его отдельных частей и характер взаимосвязей между государством в целом и его отдельными частями. РК – унитарное государство:

1. Территория РК в политико-административном отношении представляет собой единое целое, территориальные единицы не обладают суверенитетом.

2. В РК действует одна Конституция и единая система законодательства.

3. Единая система государственных органов

4. Признается единое гражданство РК.

5. Функционирует единая налоговая, денежная и кредитная системы.

Тема 8. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РК

Цель лекции –  дать характеристику избирательного права и избирательной системы РК

Вопросы лекции

8.1 Понятие и принципы избирательного права

8.2 Избирательные цензы в законодательстве РК

8.3 Избирательная система РК

8.4 Порядок организации и проведения выборов в РК

8.1 Избирательное право может пониматься в двух смыслах. Объективное избирательное право – совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления. Субъективное избирательное право – гарантированная гражданину государством и закрепленная в нормах объективного права возможность участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Оно подразделяется на активное (право избирать) и пассивное (право избираться).

Принципы избирательного права – закрепленные в правовых нормах исходные начала, выражающие сущность избирательной системы и обеспечивающие избирательный процесс: всеобщее избирательное право; равное избирательное право; прямое и косвенное избирательное право; тайное голосование; добровольность голосования.

8.2 Избирательные цензы – это специальные условия реализации избирательных прав граждан: возрастной, гражданства, оседлости, языка, трудового стажа, здоровья, морально-правовые.

8.3 Избирательная система: в широком смысле – система общественных отношений, возникающих в связи с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления; в узком смысле - способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования избирателей (выборщиков).

В РК при выборах Президента применяется мажоритарная система абсолютного большинства: побеждает кандидат, набравший в первом туре более 50% голосов избирателей. Если ни один из кандидатов не выиграл, проводится второй тур голосования, в который выходит 2 кандидата, набравших наибольшее число голосов, в котором уже используется мажоритарная система относительного большинства – побеждает кандидат, набравший больше голосов по отношению к другому кандидату. Депутаты Сената (по два от каждой области, города республиканского значения и столицы) избираются косвенным голосованием: депутатами маслихатов всех уровней каждой из названных административно-территориальных единиц аналогично. При выборах депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления применяется мажоритарная система относительного большинства.

При выборах 98 депутатов Мажилиса применяется пропорциональная система. Каждая из партий выдвигает список кандидатов. В распределении депутатских мандатов участвуют партии, которые набрали 7% голосов избирателей. ЦИК определяет избирательную квоту (первое избирательное частное) – минимальное количество голосов избирателей, необходимых для получения одного мандата. Х: 98 = избирательная квота. Х – общее число голосов избирателей. Затем определяется второе избирательное частное по формуле: Y: избирательная квота = второе избирательное частное. Y – число голосов избирателей, поданных за список соответствующей партии, преодолевшей 7%-й барьер. Целая часть второго избирательного частного – это и есть число депутатских мандатов. Если после такого деления не удалось распределить все мандаты, то оставшиеся мандаты по одному передаются тем партиям, у которых больше оказалась дробная часть. При равенстве дробной части преимущество отдается списку, зарегистрированному ранее. Если 7-% барьер преодолен одной партией, к распределению мандатов допускается список партии, набравшей следующее наибольшее число голосов избирателей. Сумма голосов избирателей, поданных за 2 партии, делится на число депутатских мандатов (избирательная квота). Число голосов, полученных списком партии, не преодолевшей 7-процентный барьер, но участвующей в распределении мандатов, делится на избирательную квоту и умножается на поправочный коэффициент 0,7.

8.4 Порядок их организации и проведения закреплен Конституционным законом РК “О выборах в РК” от 28 сентября 1995 г. Стадии избирательного процесса:1) назначение выборов – установление даты голосования; 2) создание избирательных комиссий; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) составление списков избирателей; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) подсчет голосов и подведение итогов выборов.



2019-07-03 353 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 7. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)