Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 9. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель лекции –  рассмотреть понятие и порядок проведения республиканского референдума в РК

Вопросы лекции

9.1 Понятие и предмет республиканского референдума

9.2 Порядок назначения республиканского референдума

9.3 Организация и проведение республиканского референдума

9.4 Решения республиканского референдума

9.1 Референдум –голосование граждан по проектам Конституции, законов или другим наиболее важным вопросам государственной жизни.

Право на участие в референдуме имеют все граждане РК, обладающие активным избирательным правом.

Предмет референдума – вопросы, которые решаются голосованием: принятие Конституции, конституционных законов, законов, внесение в них изменений и дополнений; решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни РК. Вопросы, которые не могут быть предметом республиканского референдума: которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина; изменения унитарности и территориальной целостности, формы правления РК; административно-территориального устройства и границ РК; амнистии и помилования и др.

9.2 Право назначения референдума принадлежит Президенту РК. Инициатива назначения референдума принадлежит: 1) Президенту РК; 2) Парламенту РК (выдвигается на совместном заседании большинством голосов); 3) Правительству РК; 4) не менее чем 200 тыс. гражданам РК, обладающим правом на участие в референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющим все области, столицу, город республиканского значения.

9.3 Организация референдума включает следующие стадии: 1) назначение референдума (издание указа Президента); 2) организация работы комиссий референдума (их функции осуществляют избирательные комиссии, кроме окружных комиссий); 3) составление списков граждан, участвующих в референдуме; 4) создание участков для голосования; 5) агитационная компания; 6) проведение голосования; 7) подсчет голосов и подведение итогов референдума.

9.4 Решеине республиканского референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, участвовавших в голосовании. На конституционность оно не проверяется.

ТЕМА 10. ПРЕЗИДЕНТ РК

Цель лекции –  раскрыть конституционно-правовой статус Президента РК

Вопросы лекции

10.1 Понятие, социально-политическое назначение и место Президента в системе высших органов государственной власти

10.2 Порядок избрания, срок полномочий, условия деятельности Президента РК

10.3 Компетенция Президента РК

10.4. Акты Президента РК

10.5 Порядок прекращения полномочий Президента РК

10.6 Администрация Президента РК и консультативно-совещательные органы при Президенте РК

10.1 Президент – это юридическая форма главы государства, т.е. выборное должностное лицо, занимающее высшее место в системе государственных органов, обеспечивающее конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство страны в международных отношениях. Президент РК - глава государства, его высшее должностное лицо, определяющее основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющее Казахстан внутри страны и в международных отношениях, символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Правовой статус Президента определен III разделом Конституции РК и Конституционным законом РК “О Президенте РК” от 26 декабря 1995 г., Конституционным законом РК от 20 июля 2000 г. «О Первом Президенте РК – Лидере Нации».

10.2 Президент РК избирается сроком на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин РК по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние 15 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд. Это не распространяется на первого Президента. Президент республики, его честь и достоинство неприкосновенны. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента республики и его семьи осуществляются за счет республиканского бюджета. Президент РК не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии.

Все бывшие Президенты республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-президента РК, являются по праву пожизненными членами Конституционного Совета республики, обладают статусом неприкосновенности.

10.3 Полномочия Президента классифицируются по следующим группам: внешнеполитические, в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства, в отношении Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и судей, органов прокуратуры, Центральной избирательной комиссии РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Национального Банка, акимов, государственных органов и должностных лиц, ему непосредственно подчиненных и подотчетных, республиканского референдума, в сфере реализации личного статуса граждан, иные полномочия Президента РК.

10.4 Президент РК издает две группы актов: законодательные и подзаконные. Законы издаются Президентом в случае делегирования ему Палатами Парламента РК на совместном заседании большинством в две трети голосов депутатов каждой из Палат законодательных полномочий сроком до одного года. Указы, имеющие силу законов, издаются Президентом, если Парламент в течение месяца не рассмотрит законопроект, объявленный Президентом срочным. Такой указ будет действовать до тех пор, пока Парламент не примет по данному вопросу закон. К подзаконным актам Президента относятся указы и распоряжения, которые издаются на основе и во исполнение Конституции и законов и имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Акты Президента нормативного характера вводятся в действие на всей территории республики одновременно по истечении 10 дней после их официального опубликования, если иное не будет установлено Президентом. Акты ненормативного характера вступают в силу с момента их подписания, если не будет установлено иное.

10.5 Досрочное прекращение полномочий Президента может наступить в двух случаях: 1) по болезни; 2) в случае совершения государственной измены. Процедура прекращения полномочий закреплена ст. 47 Конституции РК.

Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Конституция не предусматривает чисто политической ответственности Президента за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей. Его ответственность может наступить только при наличии юридического основания – государственной измены, т.е. имеет характер политико-правовой ответственности. За это он может быть за это отрешен от должности Парламентом.

В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента РК, а также его смерти полномочия Президента на оставшийся срок переходят к председателю Сената Парламента; при невозможности председателя Сената принять на себя полномочия Президента они переходят к председателю Мажилиса Парламента; при невозможности председателя Мажилиса принять на себя полномочия Президента они переходят к Премьер-Министру. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию РК.

10.6 Администрация Президента РК – это специальный государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства и обеспечивающий выполнение задач, возлагаемого на него. Миссией Администрации является качественное и своевременное информационно-аналитическое, правовое, протокольно-организационное, документационное и иное обеспечение деятельности Президента.

Консультативно-совещательные органы – это органы, создаваемые при главе государства по различным вопросам, входящим в его компетенцию, состоящие, как правило, из должностных лиц его Администрации, представителей различных государственных органов, депутатов Парламента, правозащитников и пр. лиц, наделенные рекомендательными полномочиями: Совет Безопасности, Высший Судебный Совет, Комиссии по вопросам помилования, гражданства, семьи, женщин и детей и иные консультативно-совещательные органы и пр. Президент определяет состав консультативно-совещательных органов; назначает их руководящих должностных лиц; утверждает положения о них, за исключением Высшего Судебного Совета; ежеквартально заслушивает отчеты их руководящих должностных лиц о работе этих органов.

ТЕМА 11. ПАРЛАМЕНТ РК

Цель лекции –  раскрыть конституционно-правовой статус Парламента РК

Вопросы лекции

11.1 Понятие, содержание и субъекты законодательной власти в РК

11.2 Порядок формирования, структура и роспуск Парламента РК

11.3 Компетенция Парламента РК

11.4 Органы Парламента РК

11.5 Должностные лица Парламента РК

11.6 Формы работы Парламента РК

11.7 Статус депутата Парламента РК

11.8 Законодательный процесс

11.1 Законодательная власть – это ветвь государственной власти, назначение которой заключается в разработке и принятии законов, содержащих юридически властные предписания для индивидов и организаций. В условиях разделения властей законодательная власть принадлежит Парламенту. Современный парламент - общегосударственный представительный коллегиальный орган, главная функция которого заключается в принятии законов, принятии госбюджета и контроле за его исполнением. Парламент также осуществляет контроль за высшим органов исполнительной власти (правительством). Современному парламенту присущ ряд отличительных признаков: он имеет представительный характер; возможен лишь при системе разделения властей; является постоянно действующим и профессиональным органом; ему присущи особые парламентские модели устройства и процедуры деятельности.

11.2 Парламент РК является высшим представительным органом РК, осуществляющим законодательные функции. Его правовые основы закреплены IV разделом Конституции, Конституционным законом РК “О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов” от 16 октября 1995 г. Состоит из 2 палат: Сената и Мажилиса.

Сенат образуют депутаты, избираемые на 6 лет по 2 человека от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов области, города республиканского значения и столицы Республики. 15 депутатов Сената назначаются Президентом. Мажилис состоит из 107 депутатов. 98 депутатов избираются на основе партийных списков, 9 депутатов - Ассамблеей народа Казахстана. Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Президент после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис. Они не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.

11.3 Компетенция Парламента – это его полномочия в определенных сферах деятельности: законодательные полномочия; полномочия в области бюджета и финансов; организационно-кадровые полномочия; контрольные полномочия; в сфере международных отношений; в сфере обороны и безопасности: квазисудебные полномочия. В Конституции РК полномочия Парламента закреплены по порядку решения вопросов.

11.4 Рабочие органы Парламента - постоянные комитеты Сената и Мажилиса, совместные комиссии Палат. Постоянные образуются из числа депутатов соответствующей Палаты на первой сессии Парламента. Количество и наименования определяются на заседаниях Сената и Мажилиса. Они образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа их членов.

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Для преодоления разногласий по законопроектам - согласительные комиссии с равным числом депутатов от каждой Палаты. Специальные временные комиссии создаются по вопросам: освобождения и отрешения Президента от должности, проведения парламентских слушаний, заслушивания отчетов членов Правительства.

Координационные органы - Бюро Мажилиса и Сената, образуются при Председателях Палат и включают в свой состав заместителей Председателя Палаты и председателей постоянных комитетов. Бюро: координирует деятельность постоянных комитетов и комиссий Палаты; определяет головной комитет по законопроекту; принимает решение о проведение парламентских слушаний постоянными комитетами; утверждает структуру и штаты аппарата Палаты, утверждает и освобождает от должности Руководителя аппарата и руководителей структурных подразделений и др. Заседания Бюро созываются Председателем Палаты по мере необходимости и правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа его членов.

11.5 Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палат. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом. Председатели Палат: созывают заседания Палат и председательствуют на них; осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат; представляют Палаты во взаимоотношениях с другими государственными органами и должностными лицами, общественными объединениями, зарубежными парламентами; руководят деятельностью координационных органов Палат и др.

Заместители Председателей Палат избираются на пленарном заседании Палат по представлению Председателей открытым голосованием большинством голосов депутатов Палаты, выполняют по уполномочению Председателей Палат их отдельные функции, замещают их в случае отсутствия.

11.6 Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных пленарных заседаний его Палат. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению Председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва. Совместные и раздельные заседания палат проводятся при условии присутствия на них не менее 2/3 от общего числа депутатов каждой из Палат, являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания.

Палаты Парламента по вопросам своей компетенции проводят парламентские слушания. Целью их является предварительное обсуждение концепцией законопроектов, получение всесторонней и объективной информации о ходе реализации законов, выполнения общенациональных и региональных программ и пр. По их итогам принимаются рекомендации.

11.7 Депутатом Парламента может быть гражданин РК, постоянно проживающий на ее территории последние 10 лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее 30 лет, имеющее высшее образование, стаж работы не менее 5 лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения, столицы не менее 3 лет. Депутат Мажилиса должен достичь 25 лет.

Депутат Парламента вправе: избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; обращаться с депутатскими запросами; право законодательной инициативы и пр.

Гарантии депутатской деятельности: неответственность депутата за свои высказывания и иные действия при осуществлении мандата; депутатский иммунитет; меры по организационному, материальному и социальному обеспечению деятельности и др.

Депутат Парламента обязан:участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран; лично осуществлять право голоса; соблюдать Правила депутатской этики и др. Невыполнение депутатом своих обязанностей влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.

11.8 Законодательный процесс - порядок принятия законов в Парламенте. Стадии: 1) законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в Парламент. 2) Обсуждение законопроекта в постоянных комитетах Палаты. 3) Обсуждение законопроекта на пленарном заседании Палаты (Парламента). 4) Принятие законопроекта в Мажилисе, затем в Сенате, отдельных законов – на совместном заседании; 5) Подписание закона Президентом; 6) Опубликование закона – напечатание текста закона в официальном издании.



2019-07-03 303 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 9. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)