Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Повышение качества жизни российских граждан



2019-10-11 739 Обсуждений (0)
Повышение качества жизни российских граждан 0.00 из 5.00 0 оценок




Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются:

¾ развитие человеческого потенциала,

¾ удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан,

¾ снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.

Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против РФ, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.

Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества:

¾ совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем[6];

¾ содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;

¾ обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

¾ создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни;

¾ улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры;

¾ принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории РФ;

¾ обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории РФ в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;

¾ совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.

 

Основными показателями, необходимыми для оценки состояния национальной безопасности, являются:

¾ удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

¾ доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;

¾ ожидаемая продолжительность жизни;

¾ валовой внутренний продукт на душу населения;

¾ децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

¾ уровень инфляции;

¾ уровень безработицы;

¾ доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

¾ доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

¾ доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам.

 

2.3. О Стратегии ЭБ РФ[7]

Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 утверждена Стратегия ЭБ РФ до 2030 года.

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам ЭБ, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

В Стратегии используются следующие основные понятия:

1) "ЭБ" - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов РФ;

2) "экономический суверенитет РФ" (далее - экономический суверенитет) - объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;

3) "национальные интересы" РФ в экономической сфере - объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов РФ;

4) "угроза ЭБ" - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере;

5) "вызовы ЭБ" - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы ЭБ;

6) "риск в области ЭБ" - возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере в связи с реализацией угрозы ЭБ;

7) "обеспечение ЭБ" - реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка РФ во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам ЭБ и защиту национальных интересов РФ в экономической сфере.

К основным вызовам и угрозам ЭБ относятся:

1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;

3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики РФ, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;

4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов РФ, а также вблизи ее границ;

5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;

6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";

7) деятельность создаваемых без участия РФ межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам РФ;

8) подверженность финансовой системы РФ глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;

10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;

11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

Например, Центр социального проектирования «Платформа» и ВЦИОМ провели исследование, где попытались оценить актуальные настроения бизнеса и то, как он видит состояние инвестиционного климата в России. Результаты исследования, представленные в июляе 2019 г. оказались неутешительными.

71% предпринимателей, опрошенных ВЦИОМ, заявили, что считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными. 59% сообщили, что эти условия за последний год ухудшились, а 51% сказали, что верят, что в будущем условия ведения бизнеса только ухудшатся.

В ходе исследования ВЦИОМ провел формализованные интервью среди 500 предпринимателей, представляющих малый, средний и крупный бизнес в 76 регионах страны. После чего, анализируя данные опроса ВЦИОМ, социологи «Платформы» организовали 30 глубинных интервью с предпринимателями и российскими и иностранными инвесторами, чтобы выявить причины такого пессимизма.

Страх уголовного преследования не главный, хотя и сильный страх бизнеса. Согласно результатам интервью, главные риски предпринимательства сейчас — это снижение доходов и покупательной способности населения, а также законодательные изменения, ухудшающие условия ведения бизнеса. Тем не менее риски, связанные со столкновением с правоохранительными органами, респонденты посчитали, хоть и менее вероятными, но более опасными. Рост напряженности приводит к нескольким негативным последствиям. Он сужает горизонт планирования, делая предпринимателей более выжидательными и консервативными в инвестициях. Кроме того, бизнесмены начинают бояться роста бизнеса, так как, как только «ты становишься привлекательным, больше рисков, что тебя захотят забрать». Наиболее защищенными в этой ситуации себя чувствуют те, кто строит бизнес на интеллектуальной собственности, но как только модель становится отделимой от создателя, риски возрастают.

Предприниматели жалуются, что их же партнеры или конкуренты могут использовать силовые методы в недобросовестной конкурентной борьбе, а государство не в силах с этим справиться. При этом бизнесмены не верят и в то, что им может помочь общественное мнение или консолидация с коллегами, они не верят в возможность привлечь на свою сторону лидеров мнений и население[8].

 

12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;

В частности, эта проблема препятствует развитию импортозамещения.

Для отечественной продукции при госзакупках практически всегда должна применяться ценовая преференция. На сегодняшний день ценовые преференции для товаров российского производства распространяются на более 90 категорий товаров, перечень таких товаров установлен приказом Минфина № 126н. Сейчас существуют три основные формы поддержки отечественных товаров, работ и услуг:

- запрет на иностранную продукцию, который, по мнению ФАС России, должен применяться в исключительных случаях, связанных с обороной и безопасностью государства,

- ограничение иностранной продукции по принципу „третий лишний“, что по сути является запретом на иностранную продукцию при наличии внутренней конкуренции между как минимум двумя товарами разных российских производителей — должен применяться в определенных случаях после анализа рынка

- ценовая преференция.

Правительство предложило заменить прямой запрет на госзакупки импортных товаров, только ограничениями на госзакупку товаров, касающихся защиты безопасности страны и с применением механизма «третий лишний».

Смягчения ограничений при госзакупках импортных товаров позволит установить единый подход к импортозамещению по всем сегментам рынка[9].

Сложные знания распространяются по миру чрезвычайно тяжело. Не так трудно купить современное оборудование, в котором содержится часть технологии. В дополнение ⁠к производственному ⁠капиталу несложно купить ⁠учебники, книги или инструкции, которые ⁠объясняют, как этот ⁠капитал работает. Но и этого недостаточно для того, ⁠чтобы ноу-хау прочно переместилось в некоторую ⁠страну. Важным ингредиентом в функционирующем ноу-хау являются знания и навыки множества дополняющих друг друга работников.

 «Мозги», перемещать из одной точки мира в другую труднее всего. Вряд ли несколько сотен инженеров из компании Boeing вдруг отправятся в Албанию, чтобы организовать там выпуск блоков для пассажирских авиалайнеров, даже если в этой стране будет построено оснащенное для этой цели предприятие. Инженерам выгоднее и интереснее продолжить свою работу в одном из центров мирового авиастроения, среди опытных коллег, передовых знаний и прорывных инноваций в авиационной отрасли, чем ехать туда, где ничего из этого нет.

Решение Минобрнауки об ужесточении правил контактов российских ученых с иностранными требует присутствия как минимум двух российских ученых на встрече с иностранцами, получения разрешения начальства на контакты с зарубежными коллегами в нерабочее время, а также отчетов о встрече, к которым прилагаются копии паспортов участников встречи.

В Соединенных Штатах начала использоваться недавно новая политика в отношении иностранных ученых. Эта политика привела к проблемам для иностранных специалистов, главным образом для выходцев из Китая: с ними заключается меньше контрактов, им выдается меньше виз и на меньший срок. У этого ограничения, однако, есть определенная предыстория: американцы опасаются, что продолжение процесса утечки технологий в Китай приведет к утрате США технологического лидерства в определенных сферах. Они также опасаются проиграть конкуренцию в тех областях, где китайские компании вышли на высокий технологический уровень.

К России, однако, эти истории имеют отдаленное отношение в виду того, что наша страна является в большей мере реципиентом технологий, а не донором. Поэтому стоит строже следить за контактами ученых лишь в отдельных и довольно немногочисленных сферах. Например, там, где у России есть признанное мировое лидерство, причем имеющее непосредственное отношение или к военным, или к гражданским технологиям, утечка которых, в частности, может существенно ослабить конкурентоспособность России на мировом рынке[10].

 

13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;

14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;

15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;

16) несбалансированность национальной бюджетной системы;

17) недостаточно эффективное государственное управление;

18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;

19) сохранение значительной доли теневой экономики;

20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;

21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;

22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;

23) недостаточность трудовых ресурсов;

24) неравномерность пространственного развития РФ, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;

25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.

К этому списку необходимо добавить высокий  уровень монополизации экономики*, усиление ее топливно-сырьевой направленности и недостаточной эффективностью государственного контроля над деятельностью естественных монополий;

*1. ФАС России подготовит до 10 марта 2020 года проект национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы. На данный момент действует план развития конкуренции на 2018-2020 годы.

Правительство РФ одобрило законопроект ФАС об антимонопольном комплаенсе.

 Антимонопольный комплаенс - совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом хозяйствующего субъекта, направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Для компаний введение системы антимонопольного комплаенса является добровольным мероприятием, но всячески поощряется. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации», если в организации действует антимонопольный комплаенс на протяжении последнего года и компания не привлекалась к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства за последние три года, то категория риска у хозяйствующего субъекта может быть понижена, соответственно, частотность проверок может быть снижена или доведена до нуля (в случае отнесения компании к категории низкого риска).

Вместе с тем для государственных органов антимонопольный комплаенс — обязательный. В соответствии с Указом Президента № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» федеральные органы в срок до 1 января 2019 г., а исполнительные органы субъектов РФ до 1 марта 2019 г. должны были принять антимонопольный комплаенс, а муниципальным образованиям рекомендовано составить так называемые карты рисков, которые помогают предупреждать нарушения на уровне этих субъектов. Впрочем, эффективность введения антимонопольного комплаенса для госструктур вызывает у экспертов серьезные сомнения.

Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности совершения нарушения. Принятие законопроекта позволит сформировать проконкурентную правовую культуру среди хозяйствующих субъектов, и предотвратить нарушения Закона о защите конкуренции, и, как следствие, выполнить одну из целей Национального плана развития конкуренции по сокращению количества правонарушений[11].

 

2. Интерес ВТБ к зерновому бизнесу. Группа и подконтрольные ей структуры приобрели зернового трейдера («Мирогрупп ресурсы»), крупные зерновые терминалы, крупнейшего в стране оператора зерновозов («Рустранском»), заключили контракты на экспорт крупных партий зерна, а также активно скупают урожай по завышенным ценам – что участники рынка считают одной из причин резкого подорожания пшеницы в России. Глава ФАС: «Я могу это себе представить в обороне, в закрытых сферах. Но на открытых рынках зачем?»[12].

Общая классификация угроз ЭБ государства приведена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Общая классификация угроз ЭБ государства

Основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности:1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; 3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; 4) устойчивое развитие национальной финансовой системы; 5) сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ, укрепление единства ее экономического пространства; 6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; 7) обеспечение безопасности экономической деятельности; 8) развитие человеческого потенциала. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, являются: 1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций РФ на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов РФ;7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:

1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;

Комментарий:

Большинство российских предпринимателей оценивают условия для ведения бизнеса в нашей стране как неблагоприятные (71%). При этом только 15% опрошенных считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса. Несмотря на это, большинство участников опроса (76%) при возможности выбора предпочли бы иметь собственное дело.

Среди факторов, оказывающих наибольшее негативное влияние на условия ведения бизнеса в нашей стране, предприниматели примерно в равной степени выделяют как макроэкономические, так и институциональные проблемы. К ним относят уровень благосостояния граждан (81%), распространенность коррупции (72%) и уровень цен на энергоносители (71%). Отрицательное воздействие, по мнению респондентов, оказывает также группа факторов, связанных с судебно-правовой системой: уровень защищенности собственника, работа судебной системы (62%), нормативно-правовое регулирование в сфере бизнеса (62%), а также работа контрольно-надзорных органов (63%). При этомуровень конкуренции на внутреннем рынке (47%), стабильность государственной власти и внутриполитической ситуации (35%), а также доступность кредитов (28%), по оценке предпринимателей, позитивно влияют на деловую среду.

Риск снижения спроса на продукты и услуги (72%) современные предприниматели оценивают как наиболее вероятный. Среди ключевых названы риски повышения уровня налогообложения (70%) и непредсказуемых изменений в законодательстве (64%), а также роста издержек (63%). Каждый второй участник опроса (52%) беспокоится о собственной защищенности, связанной с несовершенством судебной системы и низким процентом оправдательных приговоров. В числе высоковероятных рисков также упоминаются возникновение проблем с правоохранительными органами (41%) и риск рейдерского захвата (25%). К наименее вероятным предприниматели относят риски дефолта и дестабилизации экономической системы (20%), а также изменения политической ситуации (22%).

Более половины опрошенных (51%) скептично настроены в отношении будущего, и в пятилетней перспективе ожидают ухудшения условий для ведения бизнеса. Реализацию долгосрочных стратегий планирует только 23% российских бизнесменов. В ближайшую трехлетку поддерживать свое дело на достигнутом уровне планирует каждый третий предприниматель, примерно столько же (26%) нацелены на развитие с отдачей в краткосрочной перспективе. Еще 10% задумываются о закрытии собственного бизнеса, 6% хотели бы его продать [13] .

2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием РФ;

3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;

Например:

1. Ущерб от нарушений в сфере госзакупок в 2018 году оказался в 2,8 раза выше, чем годом ранее, и составил 293,7 млрд рублей.

Увеличилось также число нарушений. Закупки на 7 трлн рублей достались одному поставщику. В среднем на 1 госконтракт претендуют 3 поставщика, а на закупки госкомпаний — 1,56. Выросло количество оснований для заключения подобных контрактов, в частности у крупных госкомпаний "Роснефть" и "Аэрофлот".

Поправки в федеральное законодательство о госзакупках и траты на совершенствование системы недостаточно эффективны. На практике конкуренция в этой сфере остается низкой, а вместе с ней и экономия бюджетных средств. Ситуация не меняется с 2014 года.

Принятые в конце 2017 года поправки на практике еще больше ограничили доступ к корпоративным закупкам. Это приводит к ограничению конкуренции, несет в себе риски осуществления неэффективных закупок с ценой договоров выше рыночных, а также снижает эффективность осуществления корпоративных закупок. Это подтверждается соответствующими показателями — среднее количество заявок на 1 лот в 2018 году составило 1,56 заявки, относительная экономия составила 4,4.

Всего в 2018 году, по данным Счетной палаты, были открыты государственные и корпоративные закупки на сумму в 31,9 трлн рублей[14].

2. Петербургское УФАС возбудило дело в отношении компаний ООО "АСИ-Тур" и ООО "Земля-Тур", которые подозреваются в нарушении закона о защите конкуренции и заключении картельного договора при организации стационарного детского отдыха на территории Петербурга и Ленобласти.

В пресс-службе антимонопольного ведомства рассказали, что в 2016-2019 годах, во время участия в одном из аукционов, организации использовали один ip-адрес и указывали одинаковый юридический адрес. Снижение начальной максимальной цены контракта в ходе этих торгов составило - 0,5% [15] .

 

4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;

5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики РФ, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.

Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:

1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;

2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

4) профессиональная ориентация граждан;

5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;

6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;

7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.

 

Стратегией ЭБ предусмотрен мониторинг следующих экономических показателей (табл.2.1).

Таблица 2.1

Официальная статистическая информация, предусмотренная Стратегией ЭБ РФ до 2030 года

Наименование показателя Единица измерения
1. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП) %
2. Валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности) доллар США
3. Доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте % (по ППС)
4. Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте %
5. Степень износа основных фондов %
6. Индекс промышленного производства % к предыдущему году
7. Индекс производительности труда % к предыдущему году
8. Индекс денежной массы (денежные агрегаты М2) %
9. Уровень инфляции % к соответствующему месяцу предыдущего года
10. Внутренний государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг % от ВВП, % от ВРП
11. валовой внутренний продукт млн.рублей
12. валовой региональный продукт млн.рублей
13. Внешний долг РФ, в том числе государственный внешний долг % от ВВП
14. Чистый ввоз (вывоз) капитала млн.долларов США/ % к объему экспорта
15. Уровень экономической интеграции субъектов РФ безразмерная величина IR
16. Коэффициент напряженности на рынке труда человек/место
17. Энергоемкость валового внутреннего продукта кг условного топлива/ на 10 тыс.рублей
18. Доля инвестиций в машины, оборудование в общем объеме инвестиций в основной капитал %
19. объем инвестиций в основной капитал млн.рублей
20. объем инвестиций в машины и оборудование млн.рублей
21. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг %
22. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте %
23. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта РФ %
24. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации %
25. Дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета млрд.рублей, % от объема ВВП
26. Отношение международных резервов РФ к объему импорта товаров и услуг %
27. Индекс физического объема экспорта %
28. Индекс физического объема импорта %
29. Сальдо торгового баланса млрд.долларов США % от объема внешнеторгового оборота
30. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта %
31. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения %
32. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума % от общей численности населения
33. Индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" %
34. Доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов %
35. Баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения) 36. Потребление топливно-энергетических ресурсов на одного занятого в экономике страны тонна условного топлива (ТУТ)
37. Индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств балл (в диапазоне от 0 до 5)
38. Индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств (без малых предприятий) %
39. Дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ млрд.рублей, %
40. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта %
41. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных на экспорт товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства %
42. Доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров %
43. Оборот розничной торговли млрд.рублей, %
44. Распределение численности занятых в экономике по уровню образования % от общей численности занятых
45. Децильный коэффициент фондов раз
46. Удельный вес численности работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в общей численности работников %
47. Уровень преступности в сфере экономики инцидент на 10 тыс. человек трудоспособного населения
48. численность трудоспособного населения мужчин женщин тыс.человек

Комментарий к п.1:

Минэкономразвития оценило годовой рост ВВП в мае 2019 г. в 0,2%, после 0,5% по итогам первого квартала года. Институт исследований и экспертизы «ВЭБ.РФ»: рост по итогам мая - 0%. С исключением сезонного и календарного факторов, ВВП в мае и вовсе снизился на 0,5%.

В России рост ВВП, который в нулевые годы был связан с подорожанием углеводородов на мировых рынках и притоком иностранных инвестиций, с 2009 года почти остановился, а с 2013-го в стране фактически наблюдается рецессия. Государство пытается компенсировать потерю инвестиционной активности иностранцев и частного сектора нацпроектами и активностью госкорпораций. Стагнация является результирующей трех составляющих:

- роста нефтегазового экспорта,

- роста государственных расходов и государственной экономики и

- существенного падения частного сектора и доходов домохозяйств.

Таким образом, не только экономика в целом не растет, но и ее зависимость от углеводородов увеличивается, а ее структура ухудшается.

Сработает ли ставка на нацпроекты в пятилетней перспективе?

Нет, не сработает. В такой стране, как Россия,



2019-10-11 739 Обсуждений (0)
Повышение качества жизни российских граждан 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Повышение качества жизни российских граждан

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)