Механизмы обеспечения ЭБ в РФ
Механизм обеспечения ЭБ — это совокупность организационных, экономических и правовых мер по предотвращению угроз ЭБ. Он включает следующие элементы: — прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и потенциальных факторов и процессов, угрожающих его ЭБ; — мониторинг и анализ факторов и процессов, определяющих внутренние и внешние угрозы ЭБ государства; — разработку и реализацию органами исполнительной власти мер по предотвращению вероятных угроз ЭБ России во всех сферах и отраслях национальной экономики; — экспертизу проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции защищенности от внешних и внутренних угроз национальным интересам государства в сфере экономики. Система инструментов обеспечения ЭБ страны с учетом глобализационных факторов представлена на рисунке 1.5.
Рис. 1.5. Механизм ы обеспечения ЭБ в РФ Обеспечение энергетической безопасности России регламентируется Доктриной энергетической безопасности РФ — документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ. Документ утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности РФ». Этим же указом, вступившим в силу со дня его подписания, признается утратившей силу Доктрина энергетической безопасности РФ, утвержденная главой государства 29 ноября 2012 г. Доктрина конкретизирует и развивает положения Стратегии национальной безопасности РФ, Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития РФ, Основ государственной политики РФ в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также других документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности. В документе подробно описываются вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также её организационные основы. При этом указываются новые вызовы, связанные с осложнением международной обстановки: «Полномасштабному участию РФ в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении РФ, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей её топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием РФ». Особо отмечается такой существенный фактор, как ограничение доступа российских организаций сферы ТЭК к современным технологиям и оборудованию, а также к привлечению финансирования. В связи с этим в документе подчеркивается, что на ведущее место среди задач по технологической независимости российского ТЭК вышло импортозамещение, в частности — локализация производства иностранного оборудования или создание его отечественных аналогов, и развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа (СПГ). Среди прочих внешних вызовов доктрина называет: - перемещение центра мирового роста в Азиатско-Тихоокеанский регион; - замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры; - увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортеров; - изменение международного регулирования в сфере энергетики, усиление позиций потребителей; - рост производства СПГ, формирование глобального рынка природного газа; - увеличение доли возобновляемых источников энергии. Как особый вызов выделяется наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к "зеленой экономике": Россия «считает недопустимым рассмотрение этих вопросов "с предвзятой точки зрения, ущемление интересов государств-производителей энергоресурсов и намеренное игнорирование таких аспектов устойчивого развития, как обеспечение всеобщего доступа к энергии и развитие чистых углеводородных энергетических технологий». Что касается внутренних вызовов и угроз, то здесь на первых местах названы: - чрезмерная финансовая нагрузка на организации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в результате увеличения размеров налоговых и таможенных платежей, - нерациональное потребление ресурсов, - необоснованная монополизация и неравные условия конкуренции.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |