Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О нравах царских спецслужб накануне революции



2019-10-11 300 Обсуждений (0)
О нравах царских спецслужб накануне революции 0.00 из 5.00 0 оценок




Историк Владимир Хутарев-Гарнишевский

Дело вел следователь по важнейшим делам Петроградского окружного суда Середа. Полученных в ходе дознания сведений было достаточно для привлечения к ответственности всего руководства столичной контрразведки. Выяснилось, что из вымогаемых 25 тысяч часть должна была быть передана членам комиссии, генералу Батюшину и полковнику Рязанову. Сверх этих денег контрразведчики требовали себе долю в бизнесе. Владимир Татищев должен был приехать в Петроград, встретиться с указанными офицерами за хорошим завтраком и предложить им финансовую комбинацию, в результате которой Батюшин и Резанов смогут на двоих заработать еще 25 тысяч рублей сверх первоначальной суммы.

Следственные действия по делу о вымогательстве денег у Соединенного банка продолжались до самой революции. Измученный противостоянием с батюшинской контрразведкой, которая пыталась спасти свою испорченную репутацию, 16 февраля 1917 года директор Соединенного банка Владимир Татищев обратился к Николаю II с личным письмом. Указывая на факты давления контрразведчиков на деловые круги, он просил передать ведения дела другим следователям и оградить его от вмешательства контрразведчиков. «Применяемые комиссией генерала Батюшина меры, постоянно угрожающие чести и доброму имени совершенно невинных людей, своей недостаточной обоснованностью и резкостью вызывают неуверенность за будущее в среде торгово-промышленных кругов Москвы», – писал Татищев[21].

На основании ст. 7, 8 и 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» структура центрального аппарата МВД России пополнилась еще одним управлением, а именно было создано Главное управление ЭБ и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) — это подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения ЭБ и противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступленийВ обязанности ГУЭБиПК входит предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие преступлений экономической сферы, коррупционных преступлений, выявление, установление лиц, каким-либо образом причастных к указанным преступлениям.

Основными функциями Управления являются:

- осуществление совместно с подразделениями ЭБ оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности;

- проведение действий по организации своего участия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности, совершаемых организованными приступными группами, носящих международный или межрегиональный характер, либо вызывающих большой общественный резонанс в сферах нефтедобычи, ее переработки и транспортировки, добычи газа, добычи твердых ископаемых, в сферах сельского хозяйства, в сферах финансового посредничества, страхования и рынка ценных бумаг, налогообложения и т.д.

Управление выявляет и пресекает деятельность транснациональных и межрегиональных организованных групп и преступных сообществ экономической направленности.

К сожалению, этот орган, который обязан бороться с коррупцией, сам стал объектом коррупционного расследования. Мосгорсуд в 2017 г. приговорил бывшего начальника антикоррупционного управления МВД Дениса Сугробова к 22 годам лишения свободы за создание преступного сообщества и 14 эпизодов превышения полномочий. Его подчиненные получили от четырех до 20 лет колонии строгого режима[22].

 

Однако подобные случаи не влияют на роль органов МВД России в обеспечении ЭБ страны, которую сложно переоценить.

Например, в 2016 г. было выявлено 7300 преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств и их нецелевым использованием, а также было раскрыто более 25 500 коррупционных преступлений.

Еще одним важным органом в составе сил обеспечения безопасности страны является Служба внешней разведки (СВР России). Указанная Служба занимается обеспечением соблюдения национальных интересов, в том числе и в области ЭБ, что возлагает на Службу обязанности по осуществлению мероприятий в сфере обеспечения ЭБ страны в границах своих возможностей и компетенций, особенно во внешнеэкономической сфере.

Во исполнение ст. 5 и 11 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» в составе СВР было создано Управление экономической разведки СВР России.

Деятельность Управления составляет государственную тайну. Однако, исходя из доступной информации об аналогичных зарубежных органах, можно предположить, что Управление экономической разведки занимается:

- борьбой с офшорами и незаконными банковскими транзакциями;

- предотвращает отмывание денежных средств от торговли наркотиками, людьми, взрывчатыми и отравляющими веществами, огнестрельным оружием;

- борется со взятками и коррупцией в аппарате государственного управления;

- содействует снижению размеров теневой экономики;

- содействует сокращению схем незаконной оптимизации налогов и пополнение доходной части бюджета;

- содействует уменьшению незаконных рынков мигрантов и нелегальной рабочей силы.

Еще одним органом, играющим огромную роль в обеспечении ЭБ в России, выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).     В соответствии с Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», Росфинмониторинг — это федеральный орган исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Росфинмониторинг осуществляет:- функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия финансовых преступлений, - координацию соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.Деятельностью Росфинмониторинга руководит Президент РФ.Росфинмониторинг осуществляет взаимодействие от имени России с органами государственной власти иностранных государств, международными организациями, организациями и гражданами других государств, в рамках своей компетенции.

 Росфинмониторинг является главным подразделением финансовой разведки в России и от имени России:

- участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ),

- принимает участие в работе Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ),

- участвует в деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ),

- участвует в деятельности Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег (АТГ),

- участвует в деятельности Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

В сфере обеспечения ЭБ Росфинмониторинг осуществляет оценку угроз ЭБ, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, представляет Президенту РФ ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации.Росфинмониторинг занимается разработкой мероприятий по устранению угроз национальной безопасности, которые возникают в результате проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, а также организует реализацию этих мероприятий. Указанные мероприятия могут быть проведены Росфинмониторингом как самостоятельно, так и при взаимодействии с органами исполнительной власти страны, другими органами и организациями. Например, в 2015 г. совместно с Банком России проведено финансовое расследование в отношении лишенного лицензии в 2014 г. "Ростовского коммерческого банка «Донинвест», что поспособствовало ликвидации крупнейшей в России «обнальной» площадки с годовым оборотом более 1 трлн руб. В результате скоординированной с Генеральной прокуратурой РФ работы удалось пресечь финансирование контрактов по гособоронзаказу, имеющих риск срыва или хищения бюджетных средств, на общую сумму около 25 млрд руб. В результате совместной работы Росфинмониторинга с правоохранительными органами проведено более 7,7 тыс. финансовых расследований. При этом по линии международных террористических организаций, в том числе ИГИЛ, в проверке находилось более 3,5 тыс. лиц. Росфинмониторинг также активно сотрудничает с иностранными органами, работающих в сфере финансового мониторинга: совместно с подразделениями финансовой разведки Молдовы и российскими правоохранительными органами в 2015 г. Росфинмониторингом была проведена проверка в отношении крупномасштабной схемы, связанной с выводом денежных средств из России в Молдову с использованием сфальсифицированных судебных постановлений, выданных молдавскими районными судами (в средствах массовой информации получила название «молдавская схема»). В процессе двустороннего информационного взаимодействия с подразделениями финансовой разведки Китая была выявлена тенденция перемещения российских мошенников в зону деятельности китайского фондового рынка: в частности, манипуляции россиян на биржах при торговле фьючерсами с целью получения незаконной прибыли с использованием разработанного ими программного обеспечения, с помощью которого зарегистрированные в других странах компании автоматически совершали крупные сделки купли-продажи по ценам, значительно отличавшимся от рыночных. Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в РФ существует развернутая система органов, обеспечивающих ЭБ в стране. Каждый орган занимается вопросами ЭБ исходя из специфики своих полномочий и сферы деятельности.Пример:

В правительстве пройдет первое заседание межведомственной группы «Правоохранительный блок» при президиуме Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам по вопросам:

— результаты работы по выявлению признаков хищения бюджетных средств в рамках Майского указа;

— новая модель взаимодействия силовиков на уровне субъектов Федерации, где реализуются самые «капиталоёмкие» мероприятия.

В работу по мониторингу включаются полномочные представители Президента, которым рекомендовано создать совещательные органы, ежеквартально проводить мониторинг эффективности мероприятий, организовывать взаимодействие между прокуратурой и органами власти субъектов Федерации.

Главенствующая роль на местах закрепляется за областными прокуратурами. Повсеместно в регионах будут созданы рабочие группы, в которые войдут представители ФСБ, Росфинмониторинга, Федерального казначейства, ФНС и ФАС. Им предстоит оперативно выявлять схемы хищения средств, искать аффилированность с заказчиками юридических и физических лиц, а также обеспечить «оперативное реагирование правоохранительных органов на сообщения о наличии признаков преступлений при реализации федеральных и региональных проектов».

От ФСБ курировать нацпроекты будет замруководителя Службы экономической безопасности[23].

2.5. Институциональные факторы преступности экономической направленности[24]

К экономическим преступлениям можно отнести уголовно наказуемые общественно опасные деяния, использующие легальные экономические институты, то есть правила, формы, процедуры, контрольные и санкционные механизмы экономической деятельности в любых ее формах.

К экономическим следует отнести преступления, совершаемые как субъектами, осуществляющими профессиональную деятельность на законном основании, так и теми, кто использует ее для совершения преступления или имитирует ее осуществление для криминального использования институциональной среды легальной деятельности.

То же можно сказать о финансовых инструментах (деньги, ценные бумаги, банковские документы): к экономическим преступлениям следует отнести как использование в криминальных целях подлинных инструментов, так и их фальсификацию (изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, электронных карт и т.п.).

Экономическая преступность имеет следующие особенности:

1. Факт совершения преступления сомнителен либо труднодоказуем, при этом используются изощренные способы сокрытия следов, исполнителей, преступно полученных средств.

2. Экономический преступник боится потерять свой социальный статус, без чего он не сможет выступать как деловой партнер, в связи с этим применение к нему меры наказания в виде лишения свободы является эффективным.

3. Безразличное отношение большинства членов общества к экономической преступности, т. к. факт причинения ущерба обществу сложно установить, а экономический преступник не соответствует сложившемуся образу традиционного преступника.



2019-10-11 300 Обсуждений (0)
О нравах царских спецслужб накануне революции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О нравах царских спецслужб накануне революции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)